.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Последний раз обновлено:

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ Об охране окружающей среды регулирует отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Oхрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Виды деятельности и объекты, в отношении которых установлена плата за НВОС

Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ Об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается за следующие виды деятельности:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления побочных продукты производства, признанных отходами, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, побочных продуктов животноводства (введено с 1 марта 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ).

Обратите внимание: Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 296-ФЗ ввел в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» термин «вторичные ресурсы». Это отходы, которые можно использовать повторно, чтобы произвести товары, выполнить работы, оказать услуги или получить энергию. Их можно получить при раздельном накоплении, сборе или обработке отходов. образовавшихся в ходе производственного процесса. А в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ Об охране окружающей среды в понятие «побочные продукты производства» включено вторсырье.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Критерии отнесения к категориям указаны в Постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029.

Плательщиками НВОС являются предприятия, которые относятся к I-III категориям объектов, чья деятельность связана:

  • с выбросами вредных элементов;
  • со сбросами в воду;
  • с формированием складов с отходами, хранением и их утилизацией.

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную либо иную деятельность на указанных объектах. Заявка о постановке на государственный учет подается юрлицами или ИП не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС. Форма заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), утверждена приказом Минприроды от 12 августа 2022 г. № 532.

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ установил, что указанное правило применяется только в отношении объектов I – III категорий.

С 1 сентября 2024 года организации и ИП освобождены от обязанности ставить на учет в Росприроднадзоре объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), относящиеся к IV категории.

Плата за НВОС не входит в состав ЕНП

Способ уплаты налогов и взносов единым налоговым платежом введен с 1 января 2023 года для обязательных платежей, которые взимает ФНС. Такие платежи предусмотрены НК РФ (налоги, сборы, страховые взносы) либо иными нормативными актами, но администрирует ФНС (например, утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств и самоходных машин, произведенных в РФ).

Плата за НВОС уплачивается в Росприроднадзор. Значит, на нее не распространяются положения о ЕНП и ЕНС.

Плату необходимо перечислять отдельными платежными поручениями по каждому КБК и ОКТМО плательщика. КБК различаются в зависимости от вида загрязнения.

С 2023 года нужно руководствоваться КБК, утв. приказом Минфина от 17 мая 2022 г. № 75н (в ред. приказа Минфина от 22 ноября 2022 г. № 177н). КБК для внесения платы следующие:

04811201010016000120 – плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;

04811201030016000120 – плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

04811201041016000120 – плата за размещение отходов производства;

04811201042016000120 – плата за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО).

Побочные продукты производства

В законодательство об окружающей среде и об отходах производства и потребления с 1 марта 2023 года введено новое понятие: «побочные продукты производства».

Этому посвящена новая ст. 51.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ.

Побочным продуктом производства являются вещества и (или) предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ (оказания услуг) и не являются целью такого производства (работ, услуг). Такие вещества (предметы) должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции (п. 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).

Обратите внимание: В Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ Об охране окружающей среды Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 296-ФЗ в понятие «побочные продукты производства» включено вторсырье. Это продукция, полученная из вторичных ресурсов без обработки или с помощью технологических процессов, методов и способов, которые предусмотрены стандартами РФ, и которую можно использовать в другом производстве и (или) ином бизнесе.

Организации и предприниматели должны самостоятельно определять, к какой категории относятся полученные в ходе производства вещества: к отходам или к побочным продуктам (п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).

Побочные продукты производства признаются отходами, если они складируются(п. 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ):

  • размещены на объектах размещения отходов;
  • по истечении 3 лет с даты отнесения веществ к побочным продуктам не использованы в собственном производстве и не переданы третьим лицам.

Отдельно Правительство России определяет те вещества (предметы), которые не могут быть отнесены к побочным продуктам (п. 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).

В отношении вторсырья уполномоченные госорганы устанавливают перечни:

  • товаров, работ, услуг, в которых используется определенная доля вторсырья, для стимулирования их выпуска и выполнения;
  • товаров, которые не допущены к запуску в производство и использованию, так как полученные от них отходы нельзя обработать и (или) утилизировать либо это трудно выполнимо.

Юрлица и ИП обязаны вести отдельный (от основной продукции) учет побочных продуктов (п. 3 ст. 51.1 закона № 7-ФЗ).

В программе производственного экологического контроля и в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля нужно отражать следующую информацию (п. 4 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ):

  • о видах побочных продуктов производства;
  • объемах и дате их образования;
  • планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам;
  • результатах использования побочных продуктов в собственном производстве.

За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности юрлицом или ИП, плату за НВОС вносить нужно только если они признаются отходами. Тогда возникает обязанность внести плату за НВОС за них как за размещение отходов (п. 3 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).

Если побочные продукты признаны отходами в связи с тем, что они размещены на объектах размещения отходов, то плата рассчитывается с дополнительным коэффициентом 52 в том случае, если такое размещение произошло по истечении 11 месяцев с даты образования побочных продуктов. Если же такое размещение произошло ранее 11 месяцев, то плата рассчитывается без дополнительного коэффициента (п. 6 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).

Плату за НВОС за размещение отходов в виде побочных продуктов нужно вносить только по итогам года (пп. «б» п. 7 ст. 2 Закона № 268-ФЗ). Квартальные авансовые платежи по этому виду платы не предусмотрены (пп. «в» п. 7 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).

Ставки платы за НВОС

Ставки платы за НВОС установлены постановлением Правительства от 29 июня 2018 г. № 758 (с дополнениями и изменениями). Они сгруппированы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления (по классам опасности).

По территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, обязательно применение повышающего коэффициента 2.

На 2024 год Постановлением правительства от от 17 апреля 2024 г. № 492 к периодам с 1 января 2024 года установлен размер ставок платы за негативное воздействие на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,32.

Ставку платы по загрязняющему веществу «Пыль каменного угля» в 2024 году установили в размере 74,41 рублей за тонну.

Ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам постановлением Правительства от 16 февраля 2019 г. № 156 установлена в размере 95 рублей и продлена Минприроды на 2024 год.

Постановлением Правительства от 24 сентября 2024 г. № 1290 установлено, что в 2025 году, как и в 2024 году, к ставкам платы НВОС, установленным на 2018 г. постановлением Правительства от 29 июня 2018 г. № 758, применяется коэффициент 1,32.

Ставки НВОС на выбросы в атмосферу (руб. за 1 тонну):

  1. Аммиак - 183,216
  2. Азотная кислота - 48,312
  3. Борная кислота (ортоборная кислота) - 363
  4. Ртуть и ее соединения – 24 082,212
  5. Серная кислота - 59,928
  6. Сероводород - 905,784

Ставки на сбросы в воду (руб. за 1 тонну):

  1. Аммиак 19 419,444
  2. Бор 57 112,968
  3. Кобальт 97 090,224
  4. Магний 19,668
  5. Медь 970 905,276
  6. Ртуть и ее соединения 97 0904 91,96

Ставки при размещении отходов (руб. за 1 тонну):

  1. Отходы I класса опасности (сверх опасные) 6 129,684
  2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) 2 627,064
  3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1 751,64
  4. Отходы IV класса опасности (малоопасные) кроме ТКО 875,424
  5. Твердые коммунальные отходы IV класса опасности (малоопасные) 95

Порядок расчета платы за НВОС

С 1 сентября 2023 года действует новый порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

В соответствии с постановлением Правительства от 31 мая 2023 г. № 881 плату за НВОС обязаны вносить юрлица и ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением деятельности исключительно на объектах IV категории.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС (за исключением платы за размещение отдельных отходов) признается календарный год.

Годовая плата за негативное воздействие, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением малого и среднего бизнеса, должны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала). Авансовые платятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При этом плательщики вправе выбрать один из трех способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду:

  • в размере ¼ суммы платы за НВОС (с учетом корректировки размера платы) за предыдущий год;
  • в размере ¼ суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов временно разрешенных выбросов (сбросов), лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • в размере, рассчитанным через умножение платежной базы (определяется на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) в предыдущем квартале текущего отчетного периода) на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов.

Квартальные авансовые платежи не вносятся лицами, обязанными вносить плату:

  • в случае начала осуществления ими хозяйственной или иной деятельности в течение отчетного периода;
  • в отношении побочных продуктов животноводства, признанных отходами;
  • в отношении побочных продуктов производства, признанных отходами;
  • в отношении вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления.

Декларация о воздействии на окружающую среду

Ежегодно организации и ИП, вносящие плату за НВОС, обязаны представлять в Росприроднадзор по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, а также формат электронного документа утверждены приказом Минприроды России от от 10 декабря 2020 г. № 1043 (в редакции приказа Минприроды от 21 сентября 2022 г. № 624).

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (п. 8 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (подп. 4, 5, 6 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 10 декабря 2020 г. № 1043 в последней редакции).

Представление на бумаге допускается только, если размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 000 рублей, но с обязательной «параллельной» подачей данных на электронном носителе.

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов).

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

Если до истечения крайнего срока подачи декларации, в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки, допускается подача ее уточненного варианта.

Плату за отходы в виде побочных продуктов вносить и отчитываться впервые необходимо начиная с 2024 года по итогам 2023 года.

В письме Минприроды от 19 ноября 2024 г. № 19-47/47188 сказано, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в отношении объекта IV категории целесообразно указывать только категорию и декларируемое наименование.

А в письме Минприроды от 15 ноября 2024 г. № 19-44/46827 разъяснено, почему организации и ИП должны сдавать нулевую декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду..

Контроль за исчислением платы за НВОС Росприроднадзор осуществляет на основании декларации о плате за НВОС, соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы.

При проверке декларации устанавливается ее соответствие сведениям и расчетам, содержащимся в прилагаемых к ней документах.

Поэтому, даже если у лица, обязанного вносить плату за НВОС, платежная база в отчетном периоде равнялась нулю, такая информация также подлежит внесению в декларацию о плате, подаваемую по итогам отчетного периода.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.