На что стоит обратить внимание перед сдачей бухгалтерского отчета за 2024 год
Свои рекомендации аудиторам, которые полезны и бухгалтерам, работающим над составлением отчета за 2024 год, Минфин выпустил еще в конце прошлого года. А по мере приближения даты отчета активизировались и ФНС вместе со своими региональными управлениями: они напоминают о сроках и порядке проведения отчетной кампании.
О чем предупреждает ФНС
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны направить обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения в электронном виде не позднее 31 марта 2025 года.
ФНС, которая является оператором государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), рекомендует внимательно проверять квитанцию о приеме документов, сверяя наименование в поле «Документ». В случае расхождений необходимо обратиться к оператору для устранения несоответствия.
Прием документов осуществляется исключительно в электронном виде по форматам, утвержденным Приказом ФНС от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@.
Бухгалтерскую отчетность за 2024 год нужно составлять по формам и правилам, утвержденным приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» - в последний раз. При подготовке отчетности за 2025 год будет применяться новый ФСБУ 4/2023. Для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2025 год ФНС утвердила новые электронные форматы приказом от 15 ноября 2024 г. № ЕД-7-1/1041@.
Годовая отчетность коммерческих организаций включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения в табличной форме. Неотъемлемой частью годовой отчетности является пояснительная записка.
Организации, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, должны направить аудиторское заключение:
- одновременно с представлением годовой отчетности;
- или в течение 10 рабочих дней после даты заключения, но не позднее 31 декабря 2025 года.
Формат представления аудиторского заключения утвержден приказом ФНС от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@.
Наименование файла с аудиторским заключением должно начинаться с NO_BUHAZ. Такие же требования предъявляются и к наименованиям файлов с пояснительной запиской и с отчетом о финансовых результатах.
Отчетность все еще можно подать через сайт ФНС (проект приказом ФНС от 5 июня 2024 г. № БС-7-26/447@ продлен до 1 июля 2025 года; для его реализации используется программный комплекс «Налогоплательщик ЮЛ»).
За нарушение сроков подачи бухотчетности компаниями, отчетность которых размещается в ГИРБО, установлены штрафы (ст. 19.7 КоАП РФ):
- от 3000 до 5000 рублей - для организаций;
- от 300 до 500 рублей - для должностных лиц.
Уплата штрафов не освобождает от подачи отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
На что обращает внимание Минфин
Теперь обратимся к рекомендациям Минфина по аудиту бухотчетности за 2024 год, опубликованным письмом от 18 декабря 2024 года № 07-04-09/128024.
Среди них проверка отдельных положений ФСБУ, которые стали обязательными к применению в 2024 году.
Во-первых, это ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (утв. приказом Минфина от 30 мая 2022 г. № 86н).
Напомним: в составе НМА по ФСБУ 14/2022 учитываются (п. 6 ФСБУ 14/2022):
- Результаты интеллектуальной деятельности (РИД), приобретенные или созданные для использования в деятельности.
- Средства индивидуализации юрлица, товаров, работ, услуг и предприятий (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), приобретенные у третьих лиц.
- Разрешения (лицензии) на ведение деятельности.
Минфин требует обратить внимание на порядок учета в составе НМА разрешений и лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.
Расходы по установлению соответствия продукции, товаров, работ, услуг требованиям стандартизации, если они не связаны с созданием актива, соответствующего признакам НМА, являются расходами по обычным видам деятельности.
Во-вторых, это поправки в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (утв. приказом Минфина от 30 мая 2022 г. № 87н).
Поправки приняты в связи с началом применения ФСБУ 14/2022 и устанавливают требования к формированию в бухучете информации о вложениях в нематериальные активы.
Так, нужно проверить такие моменты:
- фактические затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений в несколько объектов, распределяются между ними обоснованным способом, который должна установить сама организация;
- суммы накопленного обесценения по объекту капитальных вложений отражаются отдельно от суммы фактических затрат, связанных с осуществлением этих капитальных вложений, и не изменяют ее.
Затраты на создание объектов НМА, в том числе при выполнении НИОКР, с 1 января 2024 года учитываются как капвложения по нормам ФСБУ 26/2020 на счете 08. И только по их завершении «готовый» объект НМА включается в состав НМА и переводится на счет 04. Строка 1120 бухгалтерского баланса в отчете за 2024 год не заполняется.
Учет повышения ставки налога на прибыль
Также предписано проверить, отражены ли последствия повышения общей налоговой ставки по налогу на прибыль до 25 % в расчетах отложенных налоговых активов и обязательств. Возникшие в результате пересчета разницы должны быть отнесены на счет учета прибылей и убытков.
Раскрытие информации о сальдо единого налогового счета
Минфин указал, что в балансе сальдо ЕНС, как остаток по счету учета расчетов с бюджетом, отражается в согласованных суммах в составе дебиторской и (или) кредиторской задолженности.
А в отчете о движении денежных средств при отражении денег, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, необходимо руководствоваться ПБУ 23/2011.
Если платежи от одной операции относятся к разным видам денежных потоков и выплачиваются одной суммой, ее нужно разделить на соответствующие части и отражать в отчете о движении денежных средств раздельно.