.
^ Наверх
На странице
Показать

Единый сельскохозяйственный налог

Последний раз обновлено:

На уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) могут быть переведены только организации и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Сельскохозяйственные товаропроизводители

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Лимит доходов

Для применения ЕСХН должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%. Доля 70-процентного дохода определяется с учетом дохода от вспомогательных услуг, оказанных сельскохозяйственными товаропроизводителями в области растениеводства и животноводства сторонним сельхозпроизводителям (пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Даже если организация или ИП занимаются только вспомогательными услугами, они могут перейти на уплату ЕСХН при соблюдении 70-процентной доли дохода от этих видов деятельности в общем объеме услуг. К вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, в частности, относятся услуги:

  • в области растениеводства (в части подготовки полей, посева, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания, обрезки фруктовых деревьев и винограда, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева);
  • в области животноводства (в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними).

Выручка от реализации продукции, произведенной собственными силами из покупного дикорастущего сырья, не относится к доходам, облагаемым ЕСХН. Она должна включаться не в те доходы, которые обеспечивают соблюдение установленного 70-процентного лимита, а в состав общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Если это ведет к несоблюдению этого ограничения по доходам, то организация не вправе применять ЕСХН. Об этом напомнил Минфин в письме от 22 декабря 2021 г. № 03-11-06/1/104840.

Крестьянские фермерские хозяйства

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Сельскохозяйственные товаропроизводители наряду с использованием специального налогового режима в виде уплаты ЕСХН могут работать на общем режиме налогообложения.

Выручка от продажи основных средств

Выручка даже от разовой продажи сельхозтехники увеличивает общий доход сельхозпроизводителя. А это может привести к потере права на ЕСХН (письмо Минфина России от 7 апреля 2017 г. № 03-11-11/20889).

При определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН учитывают доходы по правилам пунктов 1 и 2 статьи 248 Кодекса, то есть доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ, п. 1 ст. 248 НК РФ).

В статье 249 Налогового кодекса говорится, что доход от реализации это выручка от продажи товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от продажи имущественных прав.

Выручка от реализации включает в себя все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права. В то же время товаром для целей налогообложения считается любое имущество, которое реализуется или предназначено для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Значит, выручку от продажи основных средств сельхозпроизводитель должен включить не в доход от продажи сельхозпродукции, а в общий доход. Поэтому продажа, например, сельхозтехники может привести к тому, что условие о 70-процентной доле доходов от продажи сельхозпродукции в общих доходах будет нарушено. И сельхозпроизводитель может лишиться права на применение ЕСХН.

Кто не может быть сельскохозяйственным товаропроизводителем

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть признаны организации и предприниматели, реализующие сельскохозяйственную продукцию собственного производства (в том числе переработанную).

Если фирма сама не производит сельскохозяйственную продукцию, а только перерабатывает сельскохозяйственное сырье несобственного производства, вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг)) она не вправе применять ЕСХН.

Например, фирма реализует продукцию, изготовленную из приобретенных у третьих лиц ягод (не являющихся результатом собственного производства). Сельскохозяйственным товаропроизводителем на основании указанной нормы такая фирма быть не может (письмо Минфина от 16 ноября 2017 г. № 03-11-11/75709).

Кроме того, произведенные из дикорастущих ягод морсы, кисели, компоты, сиропы, варенье, джемы, мармелады не относятся к сельскохозяйственной продукции, равно как и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (пп. 3, 4 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»).

Также фирма ни при каких условиях не будет относиться к сельскохозяйственным товаропроизводителем и применять систему ЕСХН, если она:

  • не оказывает услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям (подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является сельскохозяйственным потребительским кооперативом (подп. 3 п. 2 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является градо- или поселкообразующей российской рыбохозяйственной организацией (подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является сельскохозяйственным производственным кооперативом (подп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является рыбохозяйственной (подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).

Как оформить несоответствие требованиям применения ЕСХН

Если вы получили от инспекции сообщение о несоответствии требованиям применения ЕСХН (или УСН), это еще значит, что нужно сразу переходить на ОСН и платить все налоги.

Направленное налоговиками вне рамок проверки сообщение о несоответствии требованиям применения спецрежима в виде ЕСХН (а также и УСН) носит уведомительный характер. Налоговый кодекс не содержит положений, предусматривающих перевод спецрежимника на ОСН на основании направленного ему сообщения о несоответствии. То есть на общую систему сразу переходить не нужно.

Утратившим право на спецрежим считается налогоплательщик, который:

  • сам выявил несоответствие критериям спецрежима и сообщил об этом в инспекцию;
  • нарушение условий для применения спецрежима выявила и зафиксировала в акте ИФНС при налоговой проверке. Перешедшей на ОСН компания считается на дату вступления в силу решения по проверке.

Об этом сказано в письме ФНС России от 24 августа 2018 г. № СД-4-3/16474@.

В сообщении о несоответствии будет указано, что организации (ИП) нужно в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода сообщить в инспекцию о переходе на иной режим налогообложения.

Поэтому, если вы получили сообщение о несоответствии ЕСХН, сначала сами проверьте свои показатели. Об ошибке инспекции сообщите ей в письменной форме. Если же нарушения есть, переход на общую систему придется оформлять.

Какие налоги не платят сельхозтоваропроизводители

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не платят:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц для ИП (в отношении имущества, используемого в сельскохозяйственной деятельности).

НДС при ЕСХН

С 1 января 2019 года все ЕСХН-щики платят НДС в общеустановленном порядке. А значит, получают право на вычет входного налога, предъявленного поставщиками, и обязанность восстанавливать НДС по общим правилам.

Одновременно с 1 января 2019 года плательщики ЕСХН могут получить освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса. Правда, при соблюдении одного из условий на выбор:

  • фирма планирует стать «освобожденцем» в том же году, в котором переходит на ЕСХН;
  • в предшествующем году доход от ЕСХН-деятельности (без учета НДС) не превышает установленного лимита.

Лимит равен:

  • 80 млн. рублей за 2020 год;
  • 70 млн. рублей за 2021 год;
  • 60 млн. рублей за 2022 год и последующие годы.

Обратите внимание: тем, кто на начало 2022 года уже осуществляет хоздеятельность в сфере сельского хозяйства, освободиться от НДС можно, если доход сельхозпредприятия, полученный за 2021 год, не превысил 70 млн руб. без учета НДС.

Претендующие на освобождение фирмы и ИП, должны представить в свою налоговую инспекцию письменное уведомление. Сделать это нужно не позже 20-го числа месяца, начиная с которого они не будут платить НДС.

Форма уведомления об освобождении от НДС, применяемая в настоящее время, утверждена приказом Минфина от 26 декабря 2018 г. № 286н.

Если «освобожденцы» от НДС, применяющие ЕСХН, приобретают товары, работы или услуги с НДС, то учесть этот налог они должны по общим правилам подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса. Там сказано, что НДС, выставленный покупателю, освобожденному от уплаты НДС, учитывают в стоимости приобретенных товаров, работ или услуг.

Обратите внимание: освобождение не действует в отношении ввозного НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ).

ЕСХН-щики не могут добровольно отказаться от НДС-освобождения. Но право на льготу они потеряют, превысив лимит или продав подакцизный товар. С 1-го числа месяца, в котором произошло такое нарушение, сельхозпроизводители лишаются права не платить НДС. Налог за этот месяц нужно восстановить и перечислить в бюджет.

Если фирма скроет факт превышения или продажи подакцизных товаров, ИФНС начислит ей пени и штраф

Потерявшие льготу сельхозпроизводители повторно ее получить не могут (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Налог на имущество

Освобождение по налогу на имущество у плательщика ЕСХН действует лишь в отношении имущества, которое используется (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • при производстве сельскохозяйственной продукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке этой продукции и ее реализации;
  • при оказании услуг сельхозпроизводителями.

Льгота по налогу на имущество организаций не применяется в отношении административных зданий, офисов, гостиниц, общежитий, объектов жилого фонда, столовых и иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, а также в отношении имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера (письмо ФНС от 1 апреля 2020 г. N БС-4-21/5557@).

Минфин в письме от 26 июля 2018 года № 03-05-04-01/52417 разъяснил об имуществе, находящемся на консервации. Временное неиспользование имущества в сельскохозяйственной деятельности в связи с переводом на консервацию нельзя рассматривать как использование этого имущества в целях, отличных от указанной деятельности. В связи с этим такой объект не облагается налогом на имущество.

Транспортный налог

Что касается транспортного налога, то сельхозтоваропроизводитель (работающий как на системе ЕСХН, так и на общей системе налогообложения) не платит его со спецтехники, упоминаемой в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ. Но эта техника не является объектом налогообложения транспортным налогом только при выполнении трех условиях:

  • она должна быть зарегистрирована на сельхозтоваропроизводителя;
  • он использует эту технику при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • он использует эту технику в течение налогового периода по транспортному налогу - в течение календарного года.

Таким образом, при выполнении этих трех условий не являются объектами обложения транспортным налогом:

  • тракторы;
  • самоходные комбайны всех марок;
  • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Обратите внимание на то, что данная техника должна фактически использоваться в сельхозработах. Значит, если она не используется, а простаивает, то возникает опасность того, что налоговики попытаются начислить на нее транспортный налог.

Этот вывод следует из разъяснений, данных чиновниками. В письме от 19 января 2017 года № 03-05-06-04/2135 Минфин России указал, что согласно статье 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Сельскохозяйственная техника регистрируется в органах Гостехнадзора. Она либо используется по назначению, указанному в паспорте на транспортное средство, либо не используется (простаивает). В последнем случае доход она не приносит, и если она не будет использоваться в течение длительного времени (больше года), ее лучше снять с регистрационного учета.

Плательщики ЕСХН

Плательщиками единого сельхозналога являются:

  • организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, которые производят сельскохозяйственную продукцию, выращивают рыбу, осуществляют первичную переработку и реализацию этой продукции (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Имеются в виду услуги, относящиеся в соответствии с ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. Сюда относятся посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и т. д. (положение применяется с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 216-ФЗ)).

Обратите внимание: в целях отнесения продукции растениеводства и животноводства к сельскохозяйственной продукции следует применять перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. При его применении нужно пользоваться Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

В приложении № 1 к Постановлению № 458 приведены виды продукции, относимые к сельскохозяйственной. В приложении № 2 - виды продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров, кроме производства подакцизного винограда, а также вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ);
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Уведомление о переходе на уплату ЕСХН

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля. В уведомлении можно указать долю дохода от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Форма уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма № 26.1-1) рекомендована Приказом ФНС от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@.

Объект налогообложения и налоговая база по ЕСХН

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ).

Особенностям определения налоговой базы посвящена статья 346.6 НК РФ. Ею признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центробанка, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Эти доходы и расходы учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод (п. 6 ст. 346.5 НК РФ). По доходам - на дату поступления средств на счета в банках, в кассу, дату получения иного имущества, а также погашения задолженности иным способом. По расходам - на дату фактической оплаты затрат (прекращения обязательств перед продавцом).

Книга учета доходов и расходов ИП, применяющего ЕСХН

Индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, определяют налоговую базу по единому сельхозналогу с помощью книги учета доходов и расходов (сокращенно КУДиР). Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года №169н.

Записи в книге делают в хронологической последовательности на основании первичных документов (накладные, договоры, акты сдачи-приемки работ, квитанции к приходным ордерам, расходные ордера и т.д.).

Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов РФ, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Книгу учета доходов и расходов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Каждый год нужно заводить новую книгу учета доходов и расходов (п. 1.4. Порядка).

Индивидуальный предприниматель вправе выбрать, вести книгу в бумажном виде или в электронном. Если выбран электронный вид, по итогам полугодия и года книгу нужно распечатывать.

Книгу необходимо прошнуровать и пронумеровать, на последней странице указать количество страниц, проставить подпись ИП и, если есть, печать.

Если книга доходов и расходов ведется в бумажном виде, до начала ее ведения ее нужно заверить в налоговом органе. Если же книга ведется в электронном виде, заверить ее в налоговом органе необходимо по итогам года – не позднее 31 марта следующего года (п. 1.5. Порядка).

Отсутствие заверенной надлежащим образом книги учета доходов и расходов может быть расценено как отсутствие самой указанной книги. В этом случае ИП может быть привлечен к ответственности по статье 120 НК РФ (письмо Минфина от 16 апреля 2021 г. № 03-02-11/28766).

Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления и печатью (при наличии).

Титульный лист

На титульном листе книги учета ИП указывает:

  • год, на который она заведена;
  • код формы книги учета по ОКУД и дату начала ведения книги;
  • Фамилию, имя и отчество предпринимателя и код налогоплательщика по ОКПО;
  • ИНН индивидуального предпринимателя;
  • единицу измерения (рубль) и код единицы измерения по ОКЕИ
  • выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов);
  • место жительства ИП;
  • наименование банков и номера счетов, которые в них открыты.

Раздел I «Доходы и расходы»

Раздел I книги учета состоит из пяти граф

В графе 1 указывается порядковый номер операции.

В графе 2 указывают дату и номер первичного документа, на основании которого делается запись в книге.

В графе 3 указывают содержание операции.

В графе 4 согласно отражают доходы, в состав которых включаются доходы от реализации, определяемые по статье 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые по статье 250 Кодекса.

В графе 4 не учитываются следующие доходы:

  • доходы, указанные в статье 251 Кодекса (в частности, средства, полученные по договорам кредита или займа, в виде грантов, в виде средств целевого финансирования и т. д.);
  • доходы ИП, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 35% (например, процентные доходы по вкладам банков) и 9% (например, проценты по облигациям с ипотечным покрытием).

В графе 5 отражаются расходы, указанные в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса. Сюда относятся, в частности, расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов. материальные расходы. расходы на оплату труда и др.

Расходы на оплату услуг по проведению тестирования на COVID-19, а также иммунитета к ней, могут быть учтены в составе расходов на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Раздел II «Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые при исчислении налоговой базы по ЕСХН»

Эти расходы отражают в разделе II отдельно по каждому объекту. Всего в разделе II заполняют 16 граф.

В графе 1 указывают порядковый номер операции.

В графе 2 указывают наименование ОС или НМА по техпаспорту или другим документам.

В графе 3 указывают число, месяц и год полной оплаты ОС или НМА на основании платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и др.

В графе 4 указывают число, месяц и год подачи документов на госрегистрацию.

В графе 5 указывают число, месяц и год ввода в эксплуатацию ОС или принятия к учету НМА.

В графе 6 отражают первоначальную стоимость ОС и первоначальную стоимость НМА в период применения ЕСХН.

Первоначальная стоимость ОС отражается в графе 6 в том году (полугодии), в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • ввод в эксплуатацию объекта основных средств;
  • подача документов на госрегистрацию прав на объект ОС;
  • оплата расходов на приобретение ОС.

Первоначальная стоимость НМА отражается в графе 6 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • принятие НМА на учет;
  • оплата расходов на приобретение НМА.

В графе 7 указывают срок полезного использования ОС или НМА.

В графе 8 указываются:

  • остаточная стоимость ОС, а также НМА, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН.

В графу 9 записывают количество полугодий, в течение которых оплаченные и введенные в эксплуатацию ОС и НМА эксплуатировались предпринимателем.

В графе 10 указывают доля стоимости приобретенного ОС или НМА, принимаемая в расходы в текущем году.

В графе 11 указывают доля стоимости ОС или НМА, принимаемая в расходы в каждом полугодии текущего года, определяемая как отношение данных графы 10 к данным графы 9. Значение этого показателя округляется до второго знака после запятой.

В графе 12 показывают сумму расходов на приобретение ОС и НМА, учитываемых при исчислении налоговой базы по ЕСХН за каждое полугодие текущего года. Эту сумму рассчитывают как произведение граф 6 или 8 и графы 11, деленное на 100.

В графе 13 показывают сумму расходов на приобретение ОС и НМА, учитываемых при исчислении налоговой базы по ЕСХН за год. Эту сумму рассчитывают как произведение граф 6 или 8 и граф 9 и 11, деленное на 100.

В графе 14 отражают сумма расходов на приобретение ОС и НМА, учтенных в составе расходов при исчислении налоговой базы по ЕСХН за предыдущие годы (данные графы 13 раздела II Книги за предыдущие годы).

В графе 15 показывают оставшуюся часть расходов на приобретение ОС и НМА, которую нужно будет списать в последующие годы (полугодия) (графа 8 - графа 13 - графа 14).

В графе 16 указывают число, месяц и год выбытия или реализации ОС и НМА.

По строке «Всего за отчетный (налоговый) период» отражают сумму значений показателей граф 6, 8, 12 - 15.

Налоговый и отчетный периоды, ставки ЕСХН, сроки уплаты

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие.

Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

По итогам полугодия плательщики ЕСХН должны уплачивать авансовые платежи. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за год к уплате, уменьшается на сумму перечисленного авансового платежа.

Срок уплаты ЕСХН по итогам налогового периода - в общем случае не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

По итогам отчетного периода авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (25 июля) (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).

Обратите внимание: к непрерывно работающим предприятиям в сельском хозяйстве могут относиться, например, животноводческие фермы и птицеводческие фабрики. Эти сельхозпредприятия, как правило, продолжают работать и должны предоставлять налоговую отчетность в обычном режиме, если в регионе вводятся нерабочие дни в связи с введением ограничений по эпидемиологическим основаниям (как это было в 2020 году в связи с пандемией коронавируса).

По общим правилам налоговая ставка ЕСХН устанавливается в размере 6% процентов (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Пунктом 2 статьи 346.8 НК РФ установлено, что законами Крыма и Севастополя налоговая деятельность на их территориях, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

  • в 2015 - 2016 годах - до 0%;
  • в 2017 - 2021 годах - до 4%.

С 1 января 2019 года расширены права и других регионов на льготирование деятельности, подпадающей под ЕСХН (Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 51-ФЗ). Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • места ведения предпринимательской деятельности;
  • средней численности работников.


Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.