.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Процедура разбирательства по делам, возникающим из публичных и административных правоотношений

Последний раз обновлено:

К спорам, возникающим из публичных и административных правоотношений, относят дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц;
  • о привлечении к административной ответственности;
  • об оспаривании решений административных органов;
  • о взыскании обязательных платежей и санкций.

Судебное разбирательство по таким делам, если они связаны с экономической деятельностью, осуществляют в обычном порядке, установленном главой 19 Арбитражного процессуального кодекса, за исключением некоторых особенностей. Суды общей юрисдикции при рассмотрении административных дел руководствуются КАС РФ.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов

Каждая фирма, предприниматель или гражданин может обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта.

Такое право принадлежит также прокурору, органам государственной власти и местного самоуправления.

К нормативным правовым актам относятся законы, указы, постановления, приказы, инструкции и другие документы.

При этом оспорить можно акты, которые:

  • являются нормативными в силу прямого указания закона;
  • фактически содержат признаки нормативного правового акта.

Обратите внимание: в системе арбитражных судов только Суд по интеллектуальным правам в настоящее время рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов в пределах своей компетенции. Остальные нормативные правовые акты обжалуются в судах общей юрисдикции.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов в Суде по интеллектуальным правам рассматривают коллегиальным составом, то есть тремя судьями. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей.

В суде общей юрисдикции такие дела разрешаются, как правило, судьей единолично. Коллегиальным составом из трех судей рассматриваются, например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации (ст. 29 КАС РФ).

Срок рассмотрения дела в Суде по интеллектуальным правам – не более трех месяцев с момента поступления заявления в суд. В этот срок включено время на подготовку дела к разбирательству и принятия решения по нему.

Суд общей юрисдикции по общему правилу должен разрешить дело в течение двух месяцев с момента подачи административного искового заявления.

Суд обязан известить о времени и месте заседания:

  • заявителя;
  • орган, принявший оспариваемый акт;
  • других заинтересованных лиц. Круг таких лиц определяет сам суд.

Если эти лица знали о времени и месте разбирательства, но не явились в заседание, дело будет рассмотрено в их отсутствие.

Суд может признать явку представителей того органа, который принял акт, обязательной и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Это прописывают в определении о принятии заявления к производству.

Если указанные лица знали о месте и времени разбирательства, но не явились в заседание, суд вправе их оштрафовать.

Размер судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом на граждан, не может превышать 2500 рублей, на должностных лиц – 5000 рублей, на организации – 100 000 рублей (ст. 119 АПК РФ).

Размер судебного штрафа, налагаемого судом общей юрисдикции, ограничен следующими суммами (ст. 122 КАС РФ):

  • на орган государственной власти, иной государственный орган – 100 000 рублей;
  • на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, – 80 000 рублей;
  • на организацию – 50 000 рублей;
  • на должностное лицо – 30 000 рублей;
  • на государственного или муниципального служащего – 10 000 рублей;
  • на гражданина – 5000 рублей.

При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет:

  • полномочия органа или лица, принявшего акт;
  • соответствует ли этот акт или его отдельное положение законодательству.

Суд вправе по собственной инициативе рассмотреть дело даже в тех случаях, когда:

  • заявитель отказался от своих требований;
  • орган, принявший акт, признал предъявляемые к нему требования.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта. Он проверяет спорный акт в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта законодательству возложена на орган или лицо, принявшее этот акт.

Суд должен прекратить производство по делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям оспариваемый акт.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений и действий должностных лиц

Порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, других органов и должностных лиц установлен статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса и главой 22 Кодекса административного судопроизводства.

Ненормативный правовой акт адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений закона; решение о предоставлении земельного участка.

Эта категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть вовлечены в процесс.

Срок рассмотрения – не более трех месяцев с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к разбирательству и принятие решения по делу. В связи с особой сложностью дела или значительным числом участников процесса этот срок может быть увеличен до шести месяцев.

Если оспаривают решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, то срок рассмотрения – не более десяти рабочих дней.

В суде общей юрисдикции административные исковые заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) различных органов и должностных лиц должны быть рассмотрены по общему правилу в течение одного месяца. Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в суд.

Суд обязан известить о времени и месте заседания:

  • заявителя;
  • орган (должностное лицо), принявший оспариваемый акт или совершивший оспариваемое действие;
  • других заинтересованных лиц. Круг таких лиц определяет сам суд.

Если эти лица знали о времени и месте разбирательства, но не явились в заседание, судья рассмотрит дело в их отсутствие.

Суд может признать явку представителей того органа, который принял оспариваемый акт или совершил оспариваемое действие, обязательной и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Это прописывают в определении о принятии заявления к производству.

Если указанные лица знали о месте и времени разбирательства, но не явились в заседание, суд вправе их оштрафовать.

Размер судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом на граждан, не может превышать 2500 рублей, на должностных лиц – 5000 рублей, на организации – 100 000 рублей (ст. 119 АПК РФ).

Размер судебного штрафа, налагаемого судом общей юрисдикции, ограничен следующими суммами (ст. 122 КАС РФ):

  • на орган государственной власти, иной государственный орган – 100 000 рублей;
  • на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, – 80 000 рублей;
  • на организацию – 50 000 рублей;
  • на должностное лицо – 30 000 рублей;
  • на государственного или муниципального служащего – 10 000 рублей;
  • на гражданина – 5000 рублей.

При рассмотрении дела суд проверяет:

  • полномочия органа или лица, принявшего акт, решение или совершившего действие (бездействие);
  • соответствует ли акт, решение или действие (бездействие) законодательству;
  • нарушают ли акт, решение или действие (бездействие) права и интересы заявителя.

Обратите внимание: обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения или действия законодательству возложена на орган или лицо, принявшее этот акт или совершившее это действие.

Если указанные лица не представили доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения, суд может истребовать их по своей инициативе.

Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности

Дела о привлечении к административной ответственности судья рассматривает единолично.

Установлен двухмесячный срок для разрешения такой категории дел. В этот срок включено время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения по нему (ч. 1 ст. 205 АПК РФ).

Срок исчисляют со дня поступления в суд заявления о привлечении к административной ответственности.

Лица, участвующие в деле, вправе подать в суд ходатайство о продлении срока рассмотрения дела.

Судья по собственной инициативе может увеличить срок рассмотрения, если необходимо дополнительно выяснить обстоятельства дела.

О продлении срока рассмотрения дела суд выносит определение.

Обратите внимание: рассмотрение дела может быть продлено не более чем на один месяц.

В любом случае дело должно быть рассмотрено и решение по нему принято до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Суд обязан известить о времени и месте заседания:

  • заявителя;
  • орган, составивший протокол об административном правонарушении;
  • других заинтересованных лиц. Круг таких лиц определяет сам суд.

Если эти лица знали о времени и месте разбирательства, но не явились в заседание, судья рассмотрит дело в их отсутствие.

Суд может признать явку представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, обязательной и вызвать их в судебное заседание.

Если эти лица знали о месте и времени разбирательства, но не явились в заседание, суд может их оштрафовать.

Размеры штрафов следующие:

  • для граждан – до 2500 рублей;
  • для должностных лиц – до 5000 рублей;
  • для фирм – до 100 000 рублей.

При рассмотрении дела суд устанавливает:

  • было ли совершено административное правонарушение;
  • совершило ли его то лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
  • были ли основания для составления протокола об административном правонарушении;
  • предусмотрена ли законом ответственность за совершение этого правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения к ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Также суд определяет меры административной ответственности.

Судья оценивает не только доводы, содержащиеся в заявлении о привлечении к ответственности, но и протокол об административном правонарушении. Протокол является доказательством по делу.

Обязанность доказывания обстоятельств, положенных в основу составления протокола об административном правонарушении, лежит на том лице или органе, которые указанный протокол составили.

На нем же лежит обязанность представления всех необходимых доказательств. При этом суд вправе истребовать их по своей инициативе (ч. 5 ст. 205 АПК РФ).

Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

Дела об оспаривании решений административных органов судья рассматривает единолично.

Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев. В этот срок включено время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения по нему (ч. 1 ст. 210 АПК РФ).

Суд обязан известить о времени и месте заседания:

  • заявителя;
  • орган, принявший оспариваемое решение;
  • других заинтересованных лиц. Круг таких лиц определяет сам суд.

Если они знали о времени и месте разбирательства, но не явились в заседание, судья рассмотрит дело в их отсутствие.

Суд может признать явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, а также заявителя обязательной и вызвать их в судебное заседание.

Если эти лица знали о месте и времени разбирательства, но не явились в заседание, суд может их оштрафовать.

Размеры штрафов следующие:

  • для граждан – до 2500 рублей;
  • для должностных лиц – до 5000 рублей;
  • для фирм – до 100 000 рублей.

При рассмотрении дела суд проверяет:

  • законность и обоснованность оспариваемого решения;
  • полномочия административного органа, принявшего решение;
  • имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;
  • соблюден ли порядок привлечения к ответственности;
  • не истекли ли сроки давности для привлечения к ответственности, установленные статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях;
  • другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом суд не ограничивается доводами заявления и проверяет решение в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, лежит на органе, который это решение принял.

На нем же лежит обязанность представления всех необходимых доказательств. При этом суд вправе истребовать их по своей инициативе (ч. 5 ст. 210 АПК РФ).

Судебное разбирательство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций судья рассматривает единолично.

Дело должно быть рассмотрено в течение трех месяцев с момента поступления в суд соответствующего заявления. В этот срок включено время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения по нему (ч. 1 ст. 215 АПК РФ).

Суд обязан известить о времени и месте заседания лиц, участвующих в деле.

Если они знали о времени и месте разбирательства, но не явились в заседание, судья рассмотрит дело в их отсутствие.

Суд может признать явку участников спора обязательной и вызвать их в судебное заседание.

Если эти лица знали о месте и времени разбирательства, но не явились в заседание, суд может их оштрафовать.

Размеры штрафов в арбитражном суде следующие:

  • для граждан – до 2500 рублей;
  • для должностных лиц – до 5000 рублей;
  • для фирм – до 100 000 рублей.

Размер судебного штрафа, налагаемого судом общей юрисдикции, ограничен следующими суммами (ст. 122 КАС РФ):

  • на орган государственной власти, иной государственный орган – 100 000 рублей;
  • на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, – 80 000 рублей;
  • на организацию – 50 000 рублей;
  • на должностное лицо – 30 000 рублей;
  • на государственного или муниципального служащего – 10 000 рублей;
  • на гражданина – 5000 рублей.

При рассмотрении дела суд:

  • проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании;
  • устанавливает, есть ли основания для взыскания суммы задолженности;
  • проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

При взыскании недоимок по налогам, пеней суд проверяет также соблюдение сроков, установленных статьями 113 и 115 Налогового кодекса. Пропуск названных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена законом на заявителя, то есть на контролирующий орган (к примеру, на налоговую инспекцию).

Суд вправе истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть, например, первичные бухгалтерские документы, акты проверок, договоры и т. п.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.