.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Как отразить списание материалов

Последний раз обновлено:

Запасы подлежат списанию в двух случаях: при выбытии и при возникновении обстоятельств, в связи с которыми фирма не ожидает поступление экономических выгод в будущем от потребления (продажи, использования) запасов (п. 41 ФСБУ 5/2019). Ранее их списывали только при выбытии.

То есть запасы списываются:

  • при их продаже;
  • при другом выбытии (к примеру, при передаче в производство или во вклад в уставный капитал);
  • если фирма больше не ожидает экономических выгод в будущем от этих материалов (к примеру, из-за порчи).

Балансовая стоимость выбываемых материалов списывается в прочие расходы в том отчетном периоде, в котором (п. 43 ФСБУ 5/2019):

  • признан прочий доход от их продажи;
  • материалы безвозмездно переданы;
  • обнаружена порча или недостача материалов сверх норм естественной убыли;
  • произошло иное выбытие материалов.

Отпуск материалов в производство

Материалы могут быть отпущены на нужды основного, вспомогательного или обслуживающего производства.

На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, сделайте проводку по кредиту счета 10:

ДЕБЕТ 20 (23, 29) КРЕДИТ 10

– списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Материалы списывают в производство одним из трех методов:

  • ФИФО;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости каждой единицы.

Порядок списания материалов должен быть установлен вашей учетной политикой.

При этом по каждому виду материалов могут применяться различные методы списания.

Метод ФИФО предполагает, что материалы, поступившие ранее других, передают в производство первыми.

Если материалы были куплены партиями, то сначала передают в производство первую партию, затем вторую и т. д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывают часть материалов из второй.

При списании ценностей по методу средней себестоимости бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов.

Этот показатель определяют по формуле:

Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода + Стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде : Количество материалов на начало отчетного периода + Количество материалов, поступивших в отчетном периоде = Средняя себестоимость

Чтобы установить стоимость материалов, которые подлежат списанию, среднюю себестоимость единицы продукции умножают на общее количество списанных материалов.

По методу себестоимости каждой единицы оценивают материалы, используемые в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.). Единица таких материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре. В большинстве случаев такие материалы являются весьма дорогостоящими.

Метод ЛИФО в бухгалтерском учете исключен с 1 января 2008 года (приказ Минфина РФ от 26 марта 2007 г. № 26н). С 1 января 2015 года нельзя применять метод ЛИФО и в налоговом учете (п. 8 ст. 254 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Рассмотрим порядок списания материалов на примере.

Пример. Порядок списания материалов

Ремонтная организация «Зенит» купила кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупали тремя партиями по 10 000 шт. в каждой.

Первая партия приобретена 15 января по цене 42 000 руб. (в том числе НДС – 7000 руб.). Вторая – 4 февраля по цене 48 000 руб. (в том числе НДС – 8000 руб.). Третья – 2 марта по цене 54 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.).

На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 шт. кирпича. Работы выполнялись в марте. При покупке кирпича бухгалтеру «Зенита» нужно сделать проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 35 000 руб. (42 000 – 7000) – приобретена первая партия кирпича;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 7000 руб. – учтен НДС по первой партии кирпича;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 40 000 руб. (48 000 – 8000) – приобретена вторая партия кирпича;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 8000 руб. – учтен НДС по второй партии кирпича;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 45 000 руб. (54 000 – 9000) – приобретена третья партия кирпича;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 9000 руб. – учтен НДС по третьей партии кирпича.

Теперь нужно определить стоимость кирпича, которую бухгалтер должен списать на себестоимость ремонтных работ.

Метод ФИФО

При использовании метода ФИФО бухгалтеру необходимо списать:

  • 10 000 шт. кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;
  • 10 000 шт. кирпича из второй партии стоимостью 40 000 руб.;
  • 5000 шт. кирпича из третьей партии стоимостью 22 500 руб. (45 000 руб. × 5000 шт. : 10 000 шт.).

Общая стоимость кирпича, подлежащего списанию на ремонтные работы, составит:

35 000 руб. + 40 000 руб. + 22 500 руб. = 97 500 руб.

При списании кирпича необходимо сделать проводку:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 97 500 руб. – списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

Средняя себестоимость

При использовании этого метода бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного кирпича). Она составит:

(35 000 руб. + 40 000 руб. + 45 000 руб.) : (10 000 шт. + 10 000 шт. + 10 000 шт.) = 4 руб.

Стоимость кирпича, подлежащего списанию, составит:

4 руб. × 25 000 шт. = 100 000 руб.

При списании кирпича необходимо сделать проводку:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 100 000 руб. – списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

Прочее списание материалов

Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды организации (например, на ремонт производственного оборудования или офисного помещения).

Стоимость таких материалов спишите проводкой:

ДЕБЕТ 25 (26) КРЕДИТ 10

– списана стоимость материалов, использованных для собственных нужд организации.

При использовании материалов для продажи готовой продукции и товаров (например, материалов, использованных для упаковки, рекламы и т. п.) сделайте запись:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10

– списана стоимость материалов, использованных в процессе продажи продукции (товаров).

Продажа материалов

Зачастую у организации накапливаются излишки материалов, которые не используются в процессе производства. Такие материалы могут быть проданы.

Выручку от продажи материалов отразите так:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

– отражена выручка от продажи материалов.

Если материалы облагают НДС, начислите этот налог проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС с выручки от продажи материалов.

Себестоимость проданных материалов спишите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– списана себестоимость проданных материалов.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи материалов:

ДЕБЕТ 91-9 КРЕДИТ 99

– отражена прибыль от продажи материалов

или:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– отражен убыток от продажи материалов.

Пример. Продажа материалов

У АО «Стройинвест» образовались излишки пиломатериалов, себестоимость которых составила 60 000 руб. Было принято решение продать пиломатериалы за 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.).

Бухгалтер «Стройинвеста» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

– 120 000 руб. – отражена выручка от продажи материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 20 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– 60 000 руб. – списана себестоимость проданных материалов;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 120 000 руб. – поступили денежные средства от покупателя;

ДЕБЕТ 91-9 КРЕДИТ 99

– 40 000 руб. (120 000 – 20 000 – 60 000) – отражена прибыль от продажи материалов.

Передача материалов безвозмездно

Если вы передаете материалы безвозмездно, сделайте в учете запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– списаны материалы, переданные безвозмездно.

После передачи материалов начислите НДС:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

Убыток от безвозмездной передачи материалов при налогообложении прибыли не учитывают (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Отходы производства

Отходы производства, которые могут использоваться в производственных целях, относятся к материально-производственным запасам.

Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.) учитываются на субсчете 10-6 «Прочие материалы» счета 10 «Материалы». Их стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

Таким образом, в бухгалтерском учете стоимость отходов производства отражается проводкой:

Дебет 10-6 Кредит 20

— учтены отходы производства по цене их возможного использования или продажи.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.