.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Типовые ситуации по счету 26 «Общехозяйственные расходы»

Последний раз обновлено:

Расходы для нужд управления, которые непосредственно не связаны с производственным процессом, относятся к общехозяйственным. Для их учета Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 26 «Общехозяйственные расходы». Состав расходов, учитываемых по дебету счета 26, зависит от особенностей деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и Учетной политики.

Что учитывается на счете 26

Организации, занимающиеся производством продукции (работ, услуг), на счете 26 учитывают косвенные расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом:

  • оплату труда административного персонала;
  • расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  • расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;
  • расходы по оплате аудиторских услуг и т. п.

Организации, оказывающие посреднические услуги (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п.), на счете 26 учитывают все расходы, связанные с их деятельностью:

  • амортизацию, начисленную по объектам основных средств и нематериальных активов;
  • заработную плату, обязательные страховые взносы в СФР.

Посреднические организации для учета своих затрат счет 20 «Основное производство» не используют.

Такие организации должны вести учет затрат на счете 26 в порядке, предусмотренном для счета 20.

Формирование общехозяйственных расходов

Амортизацию по имуществу, которое используется в процессе управления производством, начислите проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02 (05)

– начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам) общехозяйственного назначения.

Если на общехозяйственные нужды вы израсходовали материальные ценности (например, строительные материалы на ремонт административного помещения) или полуфабрикаты собственного производства, спишите их себестоимость проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 (21)

– включена в состав общехозяйственных расходов себестоимость материалов (полуфабрикатов собственного производства).

Если работы (услуги), связанные с управлением производством (например, аудиторские или консультационные), оказывают сторонние организации, отразите стоимость таких работ (услуг) записью:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 (76)

– учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.

Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отразите так:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)

– учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– произведен налоговый вычет.

После оплаты работ (услуг) сделайте запись:

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 50 (51)

– оплачены работы (услуги) сторонних организаций, связанные с обслуживанием производственного процесса.

Заработную плату административно-хозяйственного персонала начислите проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70

– начислена заработная плата административно-хозяйственного персонала.

Сразу после начисления заработной платы начислите страховые взносы.

Для этого сделайте в учете проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69

– начислены обязательные страховые взносы по единому тарифу в СФР с заработной платы административно-хозяйственного персонала.

Помимо страховых взносов на заработную плату административно-хозяйственного персонала начислите взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69-1-2

– начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Подробнее о том, как начислить страховые взносы и взносы на обязательное пенсионное страхование и на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смотрите счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Распределение общехозяйственных расходов

Порядок распределения общехозяйственных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами вы должны установить самостоятельно.

Распределять общехозяйственные расходы можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих различных производств; сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т. д.

Выбранный порядок распределения общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Списание общехозяйственных расходов

Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом вы формируете себестоимость продукции (работ, услуг):

  • по полной производственной себестоимости;
  • по сокращенной себестоимости.

Если вы учитываете готовую продукцию (работы, услуги) по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы списывайте в дебет счетов учета производственных затрат: счета 20 «Основное производство», счета 23 «Вспомогательные производства», счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Если вы ведете учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости, общехозяйственные расходы списывайте в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».

Выбранный способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Списание расходов при учете продукции по полной производственной себестоимости

Если вы рассчитываете полную производственную себестоимость выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), списание общехозяйственных расходов отразите проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26

– списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства.

Общехозяйственные расходы могут включаться в состав затрат на содержание вспомогательных и обслуживающих производств.

Это возможно только в том случае, если вспомогательные и обслуживающие производства продают изготовленную ими продукцию (работы, услуги) сторонним организациям.

Если ваше вспомогательное производство произвело продукцию (работы, услуги), которая была продана на сторону, спишите долю общехозяйственных расходов, связанных с обслуживанием этого производства, проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 26

– списана доля общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью вспомогательного производства.

Если обслуживающее производство (хозяйство) участвовало в производстве продукции (работ, услуг), проданной на сторону, спишите долю общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью этого производства, проводкой:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 26

– списана доля общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью обслуживающего производства (хозяйства).

Пример. Как списать общехозяйственные расходы

На балансе мебельного комбината «Интерьер» (помимо основного) числится вспомогательное производство, которое оказывает услуги сторонним организациям.

Согласно учетной политике комбината общехозяйственные расходы распределяются между основным и вспомогательным производствами пропорционально прямым затратам на их содержание.

Сумма прямых затрат основного производства составила 140 000 руб. Прямые затраты вспомогательного производства по оказанию услуг на сторону составили 25 000 руб.

Общая сумма затрат основного и вспомогательного производств составила 165 000 руб. (140 000 + 25 000). Сумма общехозяйственных расходов составила 34 000 руб.

Бухгалтер «Интерьера» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 (10, 60, 70, 69, …)

– 140 000 руб. – учтены затраты основного производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 02 (10, 60, 70, 69, …)

– 25 000 руб. – учтены затраты вспомогательного производства;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02 (10, 60, 70, 69, …)

– 34 000 руб. – учтены общехозяйственные расходы организации.

Общехозяйственные расходы распределятся в следующем порядке:

– общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства:

140 000 руб. : 165 000 руб. × 34 000 руб. = 28 848 руб.;

– общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью вспомогательного производства:

25 000 руб. : 165 000 руб. × 34 000 руб. = 5152 руб.

Списание общехозяйственных расходов бухгалтер должен отразить так:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26

– 28 848 руб. – списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 26

– 5152 руб. – списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью вспомогательного производства.

Списание расходов при учете продукции по сокращенной себестоимости

При учете готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости в конце месяца спишите всю сумму общехозяйственных расходов в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».

В момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (результаты работ или услуг) к покупателю отразите выручку от ее продажи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– отражена выручка от продажи продукции.

Затем спишите себестоимость проданной продукции (работ, услуг):

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 43 (20)

– списана фактическая себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг)

и начислите налог на добавленную стоимость (если продукция, работы или услуги облагаются этим налогом):

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС.

В конце месяца спишите сумму общехозяйственных расходов:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 26

– включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы

и определите финансовый результат от продажи готовой продукции (работ, услуг):

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

– отражена прибыль от продажи готовой продукции (работ, услуг)

или:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90-9

– отражен убыток от продажи готовой продукции (работ, услуг).

Пример. Списание расходов при учете продукции по сокращенной себестоимости

Учетной политикой ООО «Марк» установлено, что общехозяйственные расходы ежемесячно в полном объеме списываются на себестоимость продаж.

В отчетном периоде «Марк» продал готовую продукцию на сумму 240 000 руб. (в том числе НДС – 40 000 руб.). Себестоимость проданной продукции составила 150 000 руб.

Общехозяйственные расходы за отчетный период составили 16 000 руб. Бухгалтер «Марка» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 240 000 руб. – отражена выручка от продажи продукции;

– 150 000 руб. – списана себестоимость проданной продукции;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 40 000 руб. – отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 240 000 руб. – поступили денежные средства от покупателей.

В конце месяца бухгалтер должен сделать записи:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 26

– 16 000 руб. – списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продаж;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

– 34 000 руб. (240 000 – 150 000 – 40 000 – 16 000) – отражен финансовый результат от продажи продукции.

Учитываемые на счете 26 общехозяйственные расходы, которые в налоговом учете признаются косвенными, относят на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного периода в полном размере (ст. 318 НК РФ).




Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.