.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Уклонение от уплаты долга

Последний раз обновлено:

Ситуация, когда контрагенты не хотят платить по счетам, очень распространена. Если должник игнорирует решение суда о взыскании задолженности, его (должника) могут привлечь к уголовной ответственности. Санкции установлены в статье 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» Уголовного кодекса.

«Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Что такое «злостное уклонение», в законе не сказано.

Это понятие оценочное.

Как правило, суд признает уклонение злостным:

  • если у должника есть денежные средства, но он ничего не делает для того, чтобы погасить долг;
  • если руководитель фирмы-должника в грубой форме отказывается выполнять требования пристава-исполнителя;
  • если должник продает или скрывает имущество, переезжает в другой город и никому об этом не сообщает.

Обратите внимание: дознаватель может возбудить уголовное дело, только если сумма долга больше 1 500 000 рублей. Это требование не относится к уклонению от оплаты ценных бумаг. Здесь размер долга значения не имеет.

Особенности возбуждения уголовного дела

Злостное уклонение от уплаты долгов расследуют дознаватели полиции.

Как правило, информация о преступлении поступает в полицию от фирмы-кредитора. Но бывает, что в органы сигнализирует судья, принявший решение о взыскании долга, или пристав, которому поручено исполнить это решение.

Чтобы возбудить дело, дознаватель должен изучить решение суда о взыскании долга. Затем он выяснит, какие меры принудительного взыскания принял пристав.

Дознаватель обязательно побеседует с сотрудниками фирмы-должника. Ему нужно установить, была ли у фирмы реальная возможность оплатить долг. Если у должника нет денег, в возбуждении дела будет отказано.

Особенности следствия

Возбудив уголовное дело, дознаватель выяснит, как именно должник уклонялся от погашения задолженности, сколько раз потерпевший обращался с требованием отдать долг. Это нужно, чтобы доказать злостность уклонения.

Дознаватель обязательно установит размер ущерба. Сделать это несложно. Сумма долга указана в решении суда. Если она меньше 1 500 000 рублей, привлечь должника к уголовной ответственности не удастся.

В банке дознаватель изымет кредитное дело фирмыдолжника, в налоговой инспекции – ее балансы за последние отчетные периоды (в зависимости от того, сколько времени фирма уклонялась от погашения долга).

Подозреваемого дознаватель допросит о том, на какие нужды был использован кредит, почему он до сих пор не погашен и т. д.

В качестве свидетелей будут допрошены работники финансового отдела и бухгалтерии. Дознаватель должен установить, была ли у фирмы реальная возможность погасить долг.

Дознаватель может назначить экспертизы: почерковедческую, чтобы определить, кто подписывал бумаги, и судебно-бухгалтерскую, чтобы узнать, есть ли у фирмы финансовые трудности и вела ли она хозяйственную деятельность после того, как суд вынес решение взыскать задолженность.

Особенности прекращения уголовного дела

У фирмы-должника есть два способа сделать так, чтобы дознаватель прекратил уголовное дело. Вот они.

Способ первый. Погасите хотя бы маленькую часть долга. На практике дознаватель в этом случае сразу же прекращает уголовное дело.

Способ второй. Постарайтесь примириться с потерпевшим. Если он напишет дознавателю заявление, что претензий не имеет, уголовное дело будет прекращено.

Ответственность

Наказание за злостное уклонение от уплаты долгов:

  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательные работы на срок до 480 часов либо принудительные работы на срок до двух лет;
  • либо арест на срок до шести месяцев;
  • либо лишение свободы на срок до двух лет.

Как поступают суды

Уголовные дела по этой статье редко доходят до суда. Если у должника нет денег или он хотя бы частично погасил долг, дознаватель не будет возбуждать уголовное дело.

Но обвинительные приговоры все же есть. Как правило, суд назначает наказание в виде штрафа. Кроме того, должник должен выплатить кредитору всю сумму долга.

Пример

Задолженность издательства «Периодика» издательству «Молот» накапливалась с начала 2008 года. Когда долг составил 3 300 000 руб., издательства подписали соглашение о его возврате в течение пяти месяцев. По окончании этого срока деньги на счет «Молота» так и не поступили.

Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к «Периодике» о взыскании долга. Иск был полностью удовлетворен. Однако и после этого директор «Периодики» Васильев продолжал уклоняться от уплаты долга. Издательство «Молот» обратилось с заявлением в полицию.

В результате уголовный суд признал директора «Периодики» виновным в злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ). И приговорил его к штрафу в размере 200 000 руб.

Кроме того, суд обязал издательство «Периодика» выплатить издательству «Молот» всю сумму долга – 3 300 000 руб.

Потребительский «экстремизм»

Нередко фирмы, занимающиеся розничной торговлей и оказанием услуг населению, сталкиваются с недобросовестным поведением своих покупателей и клиентов. Это явление обычно называют потребительским экстремизмом. Его корни – в положениях Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1

«О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), закрепляющего особый правовой статус потребителя как слабой стороны в отношениях с продавцами (исполнителями).

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону о защите прав потребителей).

Недобросовестные потребители обычно не имеют намерений, описанных в законе. Их цель заключается в получении какой-либо выгоды от манипулирования положениями Закона о защите прав потребителей. Эксперты же предпочитают трактовать действия «экстремистов» как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) или даже мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Требования со стороны недобросовестных потребителей могут выдвигаться разные.

Обычно такой клиент требует возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы. Такое право предоставлено ему статьями 18 и 29 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, статья 15 Закона о защите прав потребителей дает потребителю возможность заявить требование о компенсации морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения его прав. Размер этой компенсации ничем не ограничен: он определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Одновременно заявляются и требования о возмещении убытков – таких, например, как расходы на проведение экспертизы и на услуги представителя. Если клиент заказал у вас услугу или работу, он также может, уклоняясь от получения услуги или результата работ, потребовать в дальнейшем уплаты пени за просрочку исполнения вами обязательств (п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Поэтому при незначительной цене товара размер исковых требований может быть весьма внушительным, а также повлечь и дополнительные расходы для фирмы в виде судебных издержек.

Еще метод «потребительского экстремизма» – шантаж и угрозы. Недовольный клиент может предложить досудебное урегулирование конфликта при условии выплаты ему денежной компенсации. В противном случае он обещает обратиться с жалобами на вашу компанию в контролирующие органы, нанести вред ее деловой репутации, а также предъявить в суд иск о взыскании такой суммы, которая существенно превысит размер требуемой компенсации.

Чтобы избежать серьезных конфликтов с потребителями, фирме необходимо наладить работу с их претензиями, обеспечить их оперативное рассмотрение и, в случае обоснованности, удовлетворение.

Если вы все-таки столкнулись с «экстремистом», постарайтесь максимально формализовать ваше общение: с такими клиентами лучше общаться в письменном виде.

Если же вы столкнулись с потребительским шантажом – не делайте уступок таким клиентам, организуйте активное противодействие. Зачастую к активно защищающимся компаниям недобросовестные клиенты теряют интерес и снимают свои необоснованные требования.

При хорошей организации работы с претензиями клиентов защититься от их необоснованных нападок вполне возможно. А вот привлечь недобросовестного потребителя к ответственности за свои действия очень сложно.

Тем не менее, если требования клиента явно завышены и необоснованны, его действия могут попасть под статью 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса. Подробнее об этом преступлении читайте раздел «Конфликты с контрагентами и потребителями» - подраздел «Мошенничество».

Кроме того, привлечь «экстремиста» можно и к гражданско-правовой ответственности. Ведь его действия попадают под определение злоупотребления правом, которое запрещено статьей 10 Гражданского кодекса.

Помимо убытков, причиненных таким злоупотреблением, с недобросовестного потребителя может быть взыскано также неосновательное обогащение.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Таким образом, если недобросовестное поведение потребителя будет доказано, то недобросовестный потребитель будет обязан возвратить все выплаченные ему пострадавшей от его действий фирмой денежные средства.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.