.
^ Наверх

Основные условия для применения ККМ

Последний раз обновлено:

Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ устанавливает обязательный порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). ККТ должны использовать продавцы при расчетах:

  • наличными деньгами;
  • с использованием платежных карт;
  • с использованием электронных средств платежа.

В редакции Закона № 54-ФЗ, которая действовала до 15 июля 2016 года, под контрольно-кассовой техникой подразумевались кассовые аппараты, позволяющие печатать кассовый чек на бумаге.

Действующая редакция Закона № 54-ФЗ, применяемая с 15 июля 2016 года, вводит понятие «онлайн-кассы».

Онлайн-касса или онлайн-ККТ - это компьютерное устройство, которое в момент получения денег за товары, работы или услуги передает через интернет в налоговую инспекцию информацию о произведенных расчетах.

Переход на онлайн-кассы не одномоментный, а поэтапный. Закон № 54-ФЗ в новой редакции предусматривает четыре этапа такого перехода.

1. До 1 февраля 2017 года всем организациям и ИП было разрешено регистрировать и применять кассовые аппараты старого образца. А также онлайн-ККТ в добровольном порядке.

2. С 1 февраля 2017 года налоговые инспекции регистрируют только онлайн-кассы. Зарегистрировать старую кассовую машину с этой даты уже нельзя, но применять ранее зарегистрированные старые ККТ можно было до 30 июня 2017 года включительно.

3. К 1 июля 2017 года все продавцы, у которых были кассы старого образца должны:

  • либо приобрести онлайн-ККТ;
  • либо модернизировать имеющиеся старые кассы для работы в онлайн-режиме и зарегистрировать (перерегистрировать) их в электронной форме через личный кабинет.

4. К 1 июля 2018 года приобрести онлайн-ККТ нужно тем, кто ранее был освобожден от применения ККТ:

  • плательщикам ЕНВД и предпринимателям на ПСН;
  • фирмам и предпринимателям, которые торгуют через торговые автоматы;
  • фирмам и предпринимателям, оказывающим услуги населению с выдачей бланков строгой отчетности (БСО).

Кто может не применять онлайн-кассы

Онлайн-кассы можно не применять для следующих видов деятельности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • продажа через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более, а сопутствующие товары есть в перечне, утвержденном субъектом РФ;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных билетов и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • продажа питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;
  • торговля с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рынков;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами в пассажирских поездах, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • торговля в киосках мороженым и разливными безалкогольными напитками;
  • торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлогалантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности и др.

Торговля в отдаленных и труднодоступных местностях

При торговле в отдаленных от сетей связи или труднодоступных местностях продавцы могут применять новые ККТ в автономном режиме, то есть "оффлайн"

Иначе говоря, если ККТ установлена в населенном пункте, признанном региональными властями отдаленным или труднодоступным, заключать договор с оператором фискальных данных и подключать кассу к Интернету не нужно. Но это не означает, что можно работать на кассовом аппарате старого образца. Даже если касса работает в автономном режиме, она все равно должна отвечать новым требованиям и должна быть включена в реестр ККТ.

Кто утратил право на освобождение от ККТ

С 1 июля 2018 года теряют право не применять ККТ:

  • плательщики ЕНВД и ИП, применяющие ПСН. До 1 июля 2018 года они не применяют ККТ, но с условием, что должны выдать по требованию клиента документ, подтверждающий факт оплаты. С 1 июля 2018 года «вмененщики» и предприниматели на ПСН обязаны использовать ККТ на общих основаниях;
  • лица, торгующие, например, лотерейными билетами, почтовыми марками по номинальной стоимости. До 1 июля 2018 года у них есть право не применять ККТ, но с 1 июля 2018 года они его утрачивают;
  • продавцы, установившие торговые автоматы (вендинговые автоматы). Закон № 54-ФЗ в старой редакции не обязывал оснащать торговые автоматы контрольно-кассовой техникой. Данное освобождение действует до 1 июля 2018 года, после этой даты владельцы торговых автоматов должны применять ККТ.

Что такое онлайн-касса

Онлайн-кассы это электронно-вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, способные записывать и хранить фискальные данные (то есть информацию о платежах). Контрольно-кассовые машины могут формировать кассовые чеки и бланки строгой отчетности, а также передавать их в электронном виде в налоговые инспекции, и при необходимости распечатывать на бумаге (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Вся информация отсылается в ФНС России не напрямую, а через оператора фискальных данных (ОФД), который затем направляет данные налоговикам. Этот сервис совместим с любой кассовой техникой нового образца и программным обеспечением. Причем он позволяет не только передавать налоговикам данные о пробитых чеках, но и регистрировать технику в ФНС в онлайн-режиме.

Онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца еще и тем, что у них нет ни фискальной памяти, ни электронной защищенной контрольной ленты (ЭКЛЗ). Вместо них онлайн-кассы имеют фискальный накопитель. Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, которые пересылаются в ИФНС.

Регистрация онлайн-касс

Прежде чем использовать контрольно-кассовую технику, она должна быть поставлена на учет в налоговой инспекции. Как зарегистрировать, перерегистрировать и снять с учета онлайн-ККТ, описано в статье 4.2 Закона № 54-ФЗ.

Зарегистрировать онлайн-ККТ можно в любой налоговой инспекции, а не только в своей. Для этого подайте в ИФНС заявление на бумаге или в электронной форме. В последнем случае датой подачи считают день размещения заявления в кабинете ККТ.

В заявлении укажите:

  • полное наименование организации или фамилию, имя, отчество предпринимателя;
  • ИНН;
  • адрес, место установки и применения ККТ, а при расчете через Интернет - адрес сайта;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер ККТ;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • номер автоматического устройства для расчетов.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, инспекция сообщит вам регистрационный номер ККТ. Запишите в фискальный накопитель:

  • регистрационный номер ККТ;
  • полное наименование организации или фамилию, имя, отчество предпринимателя;
  • сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе, и другие сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.

Далее сформируйте отчет о регистрации и передайте его в налоговую инспекцию на бумаге либо через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных. Сделайте это не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от инспекции регистрационного номера.

Датой подачи отчета в электронной форме будет дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных.

Налоговая инспекция в свою очередь авторизует пользователя ККТ и используемый фискальный накопитель, а также проверит достоверность представленных данных. После этого она внесет в журнал учета данные из заявления и сформирует карточку регистрации ККТ.

Сделать это инспекция обязана в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

Сформированную карточку регистрации ККТ налоговики направят вам в электронной форме через кабинет ККТ или оператора фискальных данных. На эту операцию им отведено пять дней с даты формирования карточки. Вы также можете обратиться в инспекцию за бумажным экземпляром карточки.

Сведения, которые содержит заявление о регистрации ККТ, а также сведения из отчета о регистрации вы можете передать в инспекцию в электронной форме через кабинет ККТ либо оператора фискальных данных.

Электронный документ надо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. Датой подачи этих сведений считается дата размещения сведений в кабинете ККТ либо их передачи оператору фискальных данных.

Налоговая инспекция может отказать в регистрации ККТ, если:

  • в реестре нет сведений о регистрируемой кассе и фискальном накопителе;
  • в заявлении о регистрации указаны недостоверные или неполные сведения.

Унифицированные формы «первички»

Унифицированные формы первичной учетной документации утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. До 2013 года они применялись в обязательном порядке при оформлении всех первичных документов.

С 2013 года унифицированные формы «первички» применяют в обязательном порядке, только если необходимость их использования установлена на основании федерального законодательства РФ. Так, например, использовать унифицированные формы обязательно при оформлении (информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 25 января 2017 г. № 03-01-15/3482, от 6 ноября 2014 г. № 03-03-06/1/55918):

  • кассовых документов (таких как приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, расчетно-платежные и платежные ведомости и т.д.);
  • документов, связанных с применением ККТ;
  • утвержденных госорганами бланков строгой отчетности (БСО) (например, туристской путевки);
  • транспортной накладной.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты составляют законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Постановление Госкомстата № 132, которым утверждены документы, связанные с применением ККТ (в частности, справка - отчет кассира – операциониста (КМ-6), журнал кассира – операциониста (КМ-4)), не относится к законодательству о ККТ, и не подлежит обязательному применению.

Более того, Постановление № 132 появилось намного раньше Закона № 54-ФЗ. Поэтому оно не относится к законодательству о применении контрольно-кассовой техники и не подлежит обязательному применению.

Следовательно, после перехода на онлайн-ККТ унифицированные формы, уставленные этим постановлением, можно не применять (письмо Минфина от 16 июня 2017 г. № 03-01-15/37692).



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
У вас есть вопросы?
Мы вам позвоним