.
^ Наверх

Исправление ошибок в «первичке»

Последний раз обновлено:

Исправление ошибок в документах

Все факты хозяйственной жизни организации оформляются оправдательными документами. Эти документы должны быть составлены с учетом требований законодательства. Ведь иначе соответствующие расходы налогоплательщика могут быть не приняты для целей налогообложения.

Как исправить первичные документы

Как быть, если в первичном документе все-таки допущена ошибка? Многие бухгалтеры при исправлении ошибок пользуются специальным штрих-корректором. Этого делать нельзя.

Чтобы исправить ошибку правильно, обратимся к Закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В части 7 статьи 9 этого документа записано, что исправления в первичных документах допускаются, если иное не предусмотрено федеральными законами или нормативно-правовыми актами. При исправлении в документе указывается дата внесения изменений и проставляются подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Аналогичное указание на порядок исправления документов содержится и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – ПВБУ): «Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений».

Согласно пункту 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105, ошибки в первичных документах исправляются следующим образом: неправильный текст (сумма) зачеркивается, а над ним указывается верный. Зачеркивание производится одной чертой, чтобы можно было прочесть исправленное. Исправление должно быть оговорено надписью «Исправлено», подтверждено подписями лиц, подписавших документ, рядом с исправлением должна быть проставлена дата исправления.

В письме от 22 января 2016 года № 07-01-09/2235 Минфин России отметил, что организация может самостоятельно разработать способы внесения исправлений как в бумажные, так и в электронные первичные документы (ч. 2 - 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008/ г. № 106н). В разработке таких способов можно руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, которые регулируют аналогичные вопросы.

В частности, в Правилах заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства России от 26 декабря 2011 г. № 1137) прописан порядок внесения исправлений в счет-фактуру. При разработке способов внесения исправлений в «первичку» организации, среди прочего, могут также ориентироваться на этот порядок.

Добавим, что первичный документ с ошибкой, который уже принят к бухгалтерскому учету, нельзя заменить на новый документ (письмо Минфина России от 23 октября 2017 г. № 03-03-10/69280). Можно только внести исправления в уже имеющуюся «первичку». Связано это с тем, что Законом № 402-ФЗ замена попросту не предусмотрена. Поэтому лучше исправьте ошибку так, как это описано в пункте 7 статьи 9 Закона о бухучете.

Последствия ошибок в «первичке»

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса.

Имейте в виду: с 1 января 2014 года действие статьи 120 Налогового кодекса распространяется не только на организации, но и на предпринимателей.

Размер штрафа следующий:

  • 10 000 рублей, если нарушение совершено в течение одного налогового периода;
  • 30 000 рублей, если нарушение совершалось в течение нескольких налоговых периодов;
  • 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, если в результате нарушения налоговая база оказалась заниженной.

Под «грубым нарушением правил учета доходов и расходов» понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета.

Если необходимые первичные документы у фирмы оформлены, но в них содержатся отдельные недостатки, ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения не применяется. Однако первичные документы следует составлять правильно, так как от этого во многом зависит и обоснованность подтверждаемых расходов.

Если требования законодательства по оформлению первичных документов не будут выполнены, то при налоговой проверке инспекторы могут «снять» соответствующие расходы, мотивировав это тем, что они не подтверждены документально. Конечно, подобные претензии во многом формальны, но к чему лишние споры?



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >