.
^ Наверх

Платежные (расчетные) документы

Последний раз обновлено:

Порядок перевод денежных средств по банковским счетам урегулирован Положением Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение о переводах денежных средств), которое действует с 10 сентября 2021 года. Оно заменило собой Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: 

  • расчетов платежными поручениями
  • расчетов по аккредитиву; 
  • расчетов инкассовыми поручениями; 
  • расчетов чеками; 
  • расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); 
  • расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера, платежные распоряжения являются расчетными (платежными) документами.

С 10 сентября 2021 года появился новый платежный документ – платежное распоряжение. Оно применяется в случаях, предусмотренных договором с банком, в рамках форм безналичных расчетов платежными и инкассовыми поручениями, а также безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя (прямое дебитование).

Пример. Какой платежный документ нужно использовать в расчетах с контрагентом

АО «Актив» продает товары ООО «Пассив» по договору поставки. Договором может быть предусмотрено, что оплату товаров «Пассив» производит на основании платежных требований, выписанных «Активом».

Платежное поручение (форма № 0401060)

Для платежного поручения предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена приложении 1 к Положению Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П, которое вступило в силу с 10 сентября 2021 года. Этот документ заменил Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Платежное требование (форма № 0401061)

В договоре с покупателем (заказчиком) товаров (работ, услуг) вы можете предусмотреть, что их оплата будет производиться по платежным требованиям, выписанным вашей фирмой.

На основании вашего платежного требования банк покупателя (заказчика) спишет денежные средства с его расчетного счета и зачислит их на ваш расчетный счет.

Для платежного требования предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П).

Как правило, платежное требование составляют в трех экземплярах:

  • первый экземпляр банк возвращает вам. Этот экземпляр должен храниться в организации не менее 5 лет;
  • второй экземпляр остается в банке, в котором открыт расчетный счет вашей организации;
  • третий экземпляр направляется в банк, в котором открыт счет плательщика (то есть покупателя или заказчика).

Если вы получаете денежные средства от организации, которая имеет расчетный счет в том же банке, что и вы, достаточно оформить два экземпляра платежного требования.

После того как деньги по платежному требованию поступят на ваш расчетный счет, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 (76)

– поступили денежные средства от покупателя (заказчика).

Если по требованию оплачиваются товары (работы, услуги), в поле «Назначение платежа» обязательно должны быть указаны сумма НДС, подлежащая уплате покупателем, и реквизиты договора или счета-фактуры, на основании которых перечисляются деньги. Например: «Оплата за офисную мебель по договору от 19.03.2017 г. № 50, счет-фактура от 20.03.2017 г. № 123 на сумму 118 000-00 руб., в том числе НДС (18%) 18 000-00 руб.».

Если товары (работы, услуги) НДС не облагаются или вы освобождены от обязанности уплачивать этот налог, то в этом поле указывается: «Без НДС».

В графе «Вид оп.» платежного требования записывают «02».

Списание денежных средств со счета плательщика (покупателя) по платежному требованию может производиться:

  • если есть заранее данный акцепт плательщика;
  • если требуется получение акцепта плательщика.

Особенности оформления требований, оплачиваемых с акцептом

В платежном требовании, которое оплачивается с акцептом, в поле «Условие оплаты» необходимо указать: «С акцептом». В поле «Срок для акцепта» следует указать количество дней, установленных договором с покупателем (заказчиком) для акцепта платежного требования. Если такой срок договором не установлен, то он считается равным 5 рабочим дням.

Заполненное платежное требование вы должны сдать в свой банк. Банк направляет требование плательщику (покупателю или заказчику). После получения требования он должен представить в банк заявление об акцепте или об отказе от акцепта.

В заявлении должны быть указаны: номер, дата, суммы распоряжения получателя средств, суммы акцепта (отказа от акцепта), реквизиты плательщика и получателя средств. Также необходимо указать реквизиты банка плательщика и банка получателя средств. Заявление может содержать и другие рекивизиты, которые установлены банком.

Обратите внимание: плательщик имеет право не акцептовать требование, если ваша организация не выполнила те или иные условия договора (например, были поставлены не все товары).

При отказе плательщика от акцепта или неполучении акцепта в установленный срок требование получателя средств вернут получателю средств с указанием причины возврата.

Инкассовое поручение (форма № 0401071)

В договоре с покупателем товаров вы можете предусмотреть, что их оплата будет производиться по вашему инкассовому поручению (то есть без дополнительного согласия покупателя).

На основании вашего инкассового поручения банк покупателя спишет денежные средства с его счета и зачислит их на ваш счет. При этом должны быть выполнены два условия:

  • использование инкассового поручения должно быть предусмотрено в договоре между вашей организацией и покупателем;
  • возможность списания денег по инкассо должна быть предусмотрена в договоре на расчетно-кассовое обслуживание между покупателем и его банком.

Для инкассового поручения предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П).

Как правило, инкассовое поручение составляют в трех экземплярах:

  • первый экземпляр банк возвращает вам. Этот экземпляр хранится в организации не менее 5 лет;
  • второй экземпляр остается в банке, в котором открыт расчетный счет вашей организации;
  • третий экземпляр направляется в банк покупателя.

В графе «Вид оп.» инкассового поручения записывают «06». Вот образец инкассового поручения:

Банковская выписка

Банковская выписка – первичный документ, выдаваемый банком организации (предпринимателю), в котором содержатся сведения об операциях, совершенных по счету. Выписка дает клиенту достоверную информацию о состоянии счета и движении денежных средств, а именно: о получении, списании сумм, а также удержании банком комиссии за день.

Как правило, банки выдают выписки своим клиентам на следующий день после проведения операций по счету и только в том случае, если они совершались.

В выписке указываются дата, вид финансовой операции, входящий номер документа, банковский идентификационный код (БИК) банка получателя (отправителя), корреспондентский счет его банка, расчетный счет плательщика, расчетный счет получателя.

Обратите внимание: в банковской выписке операции по зачислению средств на расчетный счет всегда проходят по кредиту, а операции по списанию средств с расчетного счета – по дебету.

Бухгалтер должен отслеживать соответствие полученных банковских выписок проведенным операциям и незамедлительно сообщать в кредитную организацию в случае расхождения в данных. Зачастую бухгалтеры подшивают выписки к первичным документам, например, к платежным поручениям, на основании которых происходило движение по счету.

В случае утери банковской выписки за какую-либо дату банки вправе предоставить копию или дубликат выписки, но за отдельную, оговоренную в тарифах, плату.

Пример банковской выписки:




Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.