.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Транспортные документы, которые подтвердят экспорт или импорт товаров (CMR, ТТН формы № 1-Т)

Последний раз обновлено:

Чтобы обосновать применение нулевой ставки по НДС и освободиться от уплаты акцизов при экспорте товаров в страны Таможенного союза (в частности, Казахстан и Белоруссию), нужно подать в налоговую инспекцию декларацию и транспортные документы. Но какие именно документы требуются, не установлено (п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.).

В письме ФНС России от 30 мая 2013 года № ЕД-3-3/1928 чиновники советуют пользоваться рекомендацией Минтранса России, изложенной в письме от 24 мая 2010 года № ОБ-16/5460. Следуя ей, для перемещения товаров в Таможенном союзе, в том числе с использованием автомобильного транспорта, нужно применять товарно-транспортную накладную формы № 1-Т.

Можно использовать и другой документ – международную товарно-транспортную накладную (CMR), поскольку показатели этих двух документов в целом одинаковы.

С 1 апреля 2019 года в ряде случаев можно будет представлять в инспекцию транспортные и перевозочные документы не в виде бумажных копий, а в электронном виде по утвержденному формату через оператора электронного документооборота. Поступать так можно будет при оказании услуг по международной перевозке товара, транспортно-экспедиционных услуг и при перевозках железнодорожным транспортом (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ).

Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т)

Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78. Накладную оформляют, если организация-продавец должна доставить товары до склада покупателя.

Накладная состоит из двух разделов:

  • товарного;
  • транспортного.

Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель). Данные этого раздела служат основанием для списания товаров у продавца и их оприходования у покупателя (грузополучателя).

Транспортный раздел заполняют продавец и представитель транспортной организации. На основании данных этого раздела производятся расчеты между транспортной организацией и продавцом. Товарно-транспортную накладную составляют для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес разных покупателей, накладную выписывают для каждого покупателя отдельно.

Накладную выписывают в 4 экземплярах:

  • первый остается у продавца и служит основанием для списания товаров;
  • второй предназначен для покупателя и служит основанием для оприходования товаров;
  • третий и четвертый передают автотранспортной организации.

Все четыре экземпляра накладной заверяют печатью организации-продавца, подписывают работник, отпустивший товары, и представитель автотранспортной организации, принявший груз для перевозки.

Перед отправкой груза продавец должен передать водителю автотранспортной организации второй, третий и четвертый экземпляры накладной.

Доставив груз, второй, третий и четвертый экземпляры накладной водитель передает покупателю. Их подписывает работник, принявший товары, и заверяет печатью организации-покупателя. После этого третий и четвертый экземпляры возвращают водителю, и он сдает их в бухгалтерию автотранспортной организации. Автотранспортная организация должна выписать счет за оказанные услуги и выслать его для оплаты вместе с третьим экземпляром товарно-транспортной накладной заказчику автотранспорта (организации-продавцу).

Обратим внимание на заполнение некоторых граф накладной. Графы «Номер прейскуранта и дополнения к нему», «Артикул или номер по прейскуранту» заполняют, если организация-продавец утверждает цены на товары в специальном прейскуранте и присваивает товарам определенный артикул. Однако заполнение этих граф не является обязательным.

В графе «Цена, руб. коп.» указывают цену товара с учетом акциза и НДС (если товары этими налогами облагаются).

В строке «Наценка, %» указывают процент торговой надбавки, установленной организацией-продавцом. Эту графу заполняют только торговые организации. В транспортном разделе накладной организация-продавец указывает дату доставки груза, наименование автотранспортной организации, пункты погрузки и разгрузки, перечень товаросопроводительных документов (например, накладная, сертификат качества), вид упаковки товаров и т. д.

Графы 20–44 заполняют водитель и бухгалтер транспортной организации. Здесь указывают километраж пробега автомобиля, время простоя, расценки на транспортные услуги и т. д.

Исходя из данных, указанных в этих графах, рассчитывают стоимость транспортных услуг и заработную плату водителя. В графе «За транспортные услуги» (столбец 26 «С клиента») указывают общую стоимость транспортных услуг. В этой же графе (столбец 27 «Причитается водителю») указывают сумму заработной платы, начисленной водителю за перевозку груза.

Пример для заполнения товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т)

АО «Актив» (грузоотправитель) отгрузило ООО «Пассив» 4500 банок тушеной говядины (100 картонных коробок). Вес товара без учета тары (вес нетто) – 1,7 тонны, вес с учетом тары (вес брутто) – 1,82 тонны. Стоимость одной банки тушенки – 20 руб. Общая стоимость партии – 90 000 руб. (20 руб. х 4500 шт.). Доставку груза осуществляет ООО «Автомобилист».

Товарно-транспортная накладная будет заполнена так:

Международная товарно-транспортная накладная (CMR)

Компании оформляют CMR-накладную при совершении международной автомобильной перевозки груза, в которой обычно используется сторонняя организация-перевозчик. Ее составляют для подтверждения договора перевозки, согласно Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), принятой в Женеве 19 мая 1956 года.

Накладную составляют как минимум в 4 экземплярах для отправителя, грузоперевозчика (2 экз.) и получателя, но количество экземпляров может быть увеличено:

  • если они понадобятся экспедитору, таможенным и другим органам (например, только на таможне чиновники затребуют не менее трех экземпляров CMR-накладной);
  • если получателей груза несколько (для каждого грузополучателя нужно составлять новую накладную);
  • если перевозка осуществляется несколькими транспортными средствами (для каждого автомобиля требуется оформлять отдельную CMR-накладную).

Накладная представляет собой бланк, содержащий 29 граф. Его заполняют поочередно отправитель груза (графы 1-15, 20-22), грузоперевозчик (графы 16-19, 23, 25-29) и получатель (графы 20, 24). Один заполненный экземпляр CMR-накладной отправитель оставляет себе, а остальные передает перевозчику.

В графах 1 и 2 компания-отправитель проставляет данные о себе и об организации принимающей груз, а именно их наименования, адреса (страна, город, индекс, улица, номер дома) и телефоны, а также фамилии контактных лиц на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки.

Страну и место, куда доставят груз, фирма-отправитель указывает в графе 3 (например, склад фирмы-получателя), а откуда груз забирают – в графе 4.

В 5 графе накладной отправитель отмечает номера счетов-фактур, отгрузочных спецификаций, сертификатов качества (если груз имеет промышленное происхождение), ветеринарных сертификатов, сертификатов о происхождении и прочих документов.

Если груз опасен, то отправитель проставляет в графе 6 знаки и номера, которые обозначат класс и подкласс опасности перевозимых грузов, согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (классификация ДОПОГ).

Затем отправитель определяет количество мест груза и записывает его в графе 7. В автомобилях товары часто перевозят на поддонах – поэтому количество груза можно указывать именно по ним.

Род упаковки груза, в частности, коробки картонные, бочки металлические, ящики деревянные отправитель отражает в графе 8 (вид тары можно указывать сокращенно).

В графе 9 отправитель проставляет наименование груза и его код (графа 10) по классификации ТН ВЭД. Важно помнить, что код не должен быть менее четырех знаков.

Далее отправитель отмечает в графе 11 вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой) и, если это можно измерить, объем, занимаемый грузом, в кубических метрах – в графе 12.

Если уместить все сведения в бланке накладной невозможно, то разрешается приложить к CMR-накладной дополнительный перечень со сведениями об этих грузах (в соответствии с графами 6–12). Для этого в графах накладной проставляют сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), а в документах – сведения о накладной, к которой они прилагаются, включая ее номер и дату составления.

Далее отправитель указывает в графе 13 наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будут совершаться таможенные операции. В нижней части графы он вносит сведения об объявленной стоимости груза.

В графе 14 отправитель должен вписать государственный номер полуприцепа или контейнера, если они были вывезены из-за границы – места их временного пребывания. Например, если полуприцеп временно оставили за границей для ремонта в связи с ДТП, то при его вывозе в страну регистрации в накладной эта строка заполняется.

Для отражения условий оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) отправитель использует графу 15 CMR-накладной.

Пропуская несколько пунктов, отправитель заполняет следующие графы, которые предназначены для него.

В графе 20 любая из сторон договора перевозки может вносить информацию, которую считает необходимой, например:

  • платежи, которые отправитель обязан осуществить;
  • сумма, подлежащая оплате при сдаче груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза.

В графе 21 отправитель проставляет наименование населенного пункта, где составлена накладная, и дату ее заполнения, а также фактическое время и дату прибытия под погрузку/убытия из-под нее (графа 22), заверяя это подписью (с расшифровкой) и штампом.

Следующие строки заполняет компания-перевозчик, в графе 16 она указывает свои реквизиты (наименование, адрес, факс и другое).

Если перевозчиков несколько, то реквизиты следующего записывают в графе 17.

В графе 18 компания-перевозчик вправе отметить оговорки по внешнему состоянию груза и его упаковки, например:

1) по автотранспортному средству:

  • автомобиль без тента;
  • по согласованию с отправителем;

2) по упаковке:

  • груз без упаковки;
  • упаковка повреждена;
  • упаковка не отвечает требованиям;

3) по количеству и маркировке груза:

  • проверить количество (маркировку) груза невозможно по причине выполнения погрузки отправителем;
  • проверить количество (маркировку) груза невозможно по причине большого количества мест;
  • проверить количество (маркировку) груза невозможно по причине опечатывания контейнера;

4) по принятым грузам:

  • груз поврежден;
  • груз подмочен;
  • груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

5) по погрузке, сохранности, разгрузке:

  • погрузка (разгрузка) осуществляется водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • погрузка осуществляется по требованию отправителя;
  • разгрузка осуществилась по требованию получателя.

Отсутствие оговорок служит доказательством, что груз и упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком, а также что число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.

Далее перевозчик проставляет дату и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза (графа 23); вписывает фамилии водителей, выполняющих перевозку, и ставит свою печать. Чтобы подтвердить факт приема грузов к перевозке, водитель или экспедитор, принявшие груз, должны поставить свою подпись с расшифровкой.

В графе 25 перевозчик отмечает государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку, а также их марки и модели (графа 26).

Остальные строки CMR-накладной, которые заполняет грузоперевозчик (графы 19, 27, 28, 29) отражают информацию (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ).

Когда груз доставлен получателю, перевозчик передает ему все экземпляры накладной для окончательного оформления.

Фирма-получатель проставляет в графе 24 дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Затем его материально ответственное лицо ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать, которые удостоверят факт приема груза.

Один экземпляр CMR-накладной остается у получателя груза, а два оставшихся он возвращает перевозчику. Они понадобятся ему для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (экземпляр накладной прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных услуг (второй экземпляр накладной прилагается к путевому листу).

Пример для заполнения CMR-накладной

Московская фирма ООО «Домашняя утварь» (грузополучатель) закупила партию деревянных разделочных досок у АО «Оптовик», находящегося в городе Витебск, Белоруссия (грузоотправитель).

Общее количество досок – 10 000 штук (300 картонных коробок). Вес товара без учета тары (вес нетто) – 1,5 тонны, а с учетом тары (вес брутто) – 1,62 тонны. Стоимость одной доски равна 63 рублям. Общая стоимость партии – 630 000 рублей (63 руб. х 10 000 шт.). Автотранспортировку в Москву осуществила компания ООО «Миля».

CMR-накладная будет заполнена так:



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор