.
^ Наверх

Какими бывают проверки

Последний раз обновлено:

Одной из форм налогового контроля являются проверки того, как организации и индивидуальные предприниматели выполняют требования налогового законодательства. Их проводит Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы.

Главная цель налоговых проверок – это обеспечение своевременного поступления налогов, сборов и с 1 января 2017 года страховых взносов в бюджет.

В результате проверки:

  • выявляются недоимки – суммы налога, сбора, страхового взноса, не уплаченные в установленный срок;
  • начисляются пени за несвоевременную уплату налога, сбора, страхового взноса;
  • устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений;
  • привлекаются к ответственности налогоплательщики, у которых выявлены налоговые правонарушения.

Полномочия ФНС

ИФНС провела камеральную налоговую проверку ООО. Инспекторы выявили нарушения и доначислили фирме пени и штрафы. Обществу также было отказано в возмещении входного НДС.

Областное Управление ФНС это решение отменило, так как районные инспекторы не доказали согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Тем не менее, в порядке контроля за деятельностью областного Управления ФНС России отменила его решение и оставила в силе решение ИФНС.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании решения ФНС недействительным.

Суды трёх инстанций (городской Арбитражный суд, арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд округа) отказали Обществу в удовлетворении требований.

Судьи отметили, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов «в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам».

Следовательно, ФНС может отменять решения нижестоящих налоговых инспекций, даже не привлекая налогоплательщика. Сроки такой отмены не предусмотрены ни Законом о налоговых органах (Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»), ни Налоговым кодексом.

В ответ на эти решения Общество обратилось с жалобой в Верховный Суд.

Судебная коллегия ВС РФ оставила решения своих арбитражных коллег без изменений.

Верховные судьи подтвердили, что вышестоящий налоговый орган может отменить решение нижестоящего. Это правило работает и в тех случаях, когда налогоплательщику были предоставлены налоговые льготы. Речь идет о тех случаях, когда решение нижестоящего органа было принято в нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ). Это неоднократно отмечалось в актах Конституционного Суда (см. определение от 22 апреля 2010 г. № 595-О-О, постановление от 24 марта 2017 г. № 9-П).

Помимо этого, обнаружив ошибку в решении нижестоящих инспекций, ФНС вправе исправить её по собственной инициативе. Это согласуется со статьей 57 Конституции РФ.

Что касается срока, в течение которого ФНС вправе отменить решения Управлений, то, действительно, ни в законе о налоговых органах, ни в Налоговом кодексе нет положения, регулирующего этот вопрос. Однако, по мнению Верховного Суда, вышестоящие налоговики могут отменять решения нижестоящих в пределах трех лет с момента окончания проверяемого налогового периода.

В итоге, Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы Общества и оставил решения судов без изменений (определение Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ-5672).

Таким образом, ФНС России вправе пересмотреть решение своего регионального управления о предоставлении налоговых льгот и вычетов.

По нашему мнению, такое решение Верховного Суда, по сути, расширяет полномочия ФНС. И при этом практически не оставляет налогоплательщику возможности влиять на пересмотр или отмену решений.

Получается, что бизнес не может быть застрахован от того, что через какое-то время после камеральной проверки вышестоящая инстанция не пересмотрит акт и не доначислит налоги.

Во избежание таких ситуаций старайтесь:

  • всегда проверять добросовестность контрагентов;
  • сохранять документы и отчетность за прошедшие налоговые периоды;
  • быть готовым аргументированно защищать свою позицию в случае спорных ситуаций с ФНС.

Обоснованность налоговой выгоды и деловая цель сделки

В Налоговый кодекс Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ введена новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Новые правила применяются к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года. Налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы.

Но внесены положения, позволяющие определять деловую цель сделки, доказывать обоснованности налоговой выгоды. Таким образом, должен быть исключен оценочный подход к суждениям проверяющих о поведении налогоплательщика.

Вот основные новшества.

Необоснованная налоговая выгода поставлена вне закона. Запрещено уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения в налоговом и/или бухгалтерском учете.

Если искажений в отчетности нет, должны соблюдаться одновременно два условия (п. 2 ст. 54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки (то есть у сделки есть четкая деловая цель);
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т. п.), а не «неустановленным лицом».

Таким образом, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль.

Также предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п. 4 ст. 54.1 НК РФ):

  • подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства;
  • возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). То есть проверяющие больше не вправе указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной, в то время как на рынке были другие поставщики.

Совместные проверки с Рострудом

На основании соглашения об информационном взаимодействии от 25 ноября 2016 г. № ММВ-23-2/24@ ФНС РФ и Роструд проводят совместные проверки. Ведомства договорились о совместных действиях по контролю за хозяйствующими субъектами, которые не перечисляют налоги и страховые взносы. Подобные нарушения бывают, когда с работником заключен гражданско-правовой договор, фактически являющийся трудовым, или работник получает деньги за работу без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров вообще. В первом случае работодатель «экономит» на страховых взносах в ФСС, фактически – он их просто не уплачивает. Во втором случае, как правило, не уплачиваются ни страховые взносы, ни НДФЛ.

Роструд, проведя свою проверку и выявив указанные нарушения, будет передавать в территориальные отделения ФНС России информацию и материалы проверок. Налоговая служба затем проинформирует Роструд о результатах проведенных контрольных мероприятий.

Начиная с периода 2017 г. по правилам налоговых проверок налоговики будут проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним не будут соответствовать данным по НДФЛ. Компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов, проверят в первую очередь. Специалисты ФСС России будут выходить на выездные проверки вместе с налоговиками. Они будут проверять выплату пособий по временной нетрудоспособности, в то время как налоговики будут проверять уплату страховых взносов.

Взаимодействие со Следственным комитетом

Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 года № 1182 Следственному комитету РФ переданы полномочия по расследованию налоговых преступлений. Взаимодействие СК и ФНС РФ на стадии обнаружения признаков налоговых преступлений строится на основании пункта 2 статьи 36 НК РФ и также Соглашения о взаимодействии между СК и ФНС РФ от 13 февраля 2012 года № 101-162-12/ММВ-27-2/3.

ФНС и Следственный комитет РФ разработали методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях и опубликовали их Письмом ФНС России от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@. Наличие умысла при неуплате налогов позволяет применить к нарушителю максимальный штраф по статье 122 НК РФ, а также может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Если умысел в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов), будет доказан, то наказание за это будет суровее. Штраф за умышленную неуплату налогов в два раза выше, чем за неумышленную. Он составляет 40% от суммы недоплаты (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Кроме того, установление в ходе проверки и отражение налоговыми органами в материалах налогового контроля доказательств совершения умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) влечет не только увеличение размера штрафа, но и «помогает» следственным органам возбуждать уголовные дела (подп. 2 п. 4 Протокола № 1 к Соглашению).

При подготовке документа его авторы проанализировали множество материалов налоговых проверок и судебных решений.

Схемы

На конкретных примерах рассмотрены все известные и малоизвестные, недавно выявленные схемы уклонения от уплаты налогов. Это и дробление бизнеса, и посреднические схемы, и офшоры, и привлечение подрядчиков-льготников, например, организаций инвалидов или резидентов ОЭЗ. Все они так или иначе связаны с фирмами-однодневками, и если проверяющим удастся доказать использование однодневок, то это однозначно и безоговорочно станет доказательством их умысла.

Главным признаком использования однодневок является имитация реальной деятельности и построение искаженных, искусственных договорных отношений.

В письме от 11 августа 2017 года № СА-4-7/15895@ ФНС России обобщила признаки, по которым будут доказывать дробление бизнеса в целях ухода от налогов. Тем не менее, ФНС признала, что исчерпывающего перечня признаков, свидетельствующих о формальном разделении бизнеса, нет. В каждом конкретном случае, выявляя недобросовестность налогоплательщика, проверяющие должны рассматривать всю совокупность обстоятельств. А насторожить их должно:

  • дробление одного производственного процесса между несколькими «спецрежимниками», применяющими ЕНВД или УСН, тогда как основной участник реальной деятельности платил бы НДС, налог на прибыль и налог на имущество;
  • уменьшение или не изменение налоговых обязательств при расширении хозяйственной деятельности;
  • участники «схемы» несут расходы друг за друга;
  • увеличение численности персонала непосредственно перед расширением производственных мощностей в течение небольшого промежутка времени;
  • формальное перераспределение между участниками «схемы» персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • общие для всех участников «схемы» поставщики и покупатели;
  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника «схемы» является другой участник;
  • фактическое управление деятельностью участников одними лицами;
  • распределение поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Улики и доказательства

Доказательствами умысла будут как прямые улики (наличие «черной бухгалтерии», обнаружение печатей и документации фирм-однодневок, факты обналичивания денежных средств вместе с установленными фактами их расходования и др.), так и косвенные (запутанный характер действий, нетипичный для обычной деятельности, отсутствие возможностей реальных сделок, транзитный характер расчетов).

Доказывать будут путем выявления несоответствий как во внутренних документах фирмы, так и сопоставления их с документами контрагентов, активно используя почерковедческую экспертизу.

Наконец, в документе есть перечни вопросов, которые налоговики будут задавать руководителю (38 вопросов) и сотрудникам (42 вопроса). Многие вопросы в обоих перечнях дублируются. Это поможет при сопоставлении ответов выявлять противоречия и проводить повторные опросы.

К прямым доказательствам умысла относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Будут также отслеживать действия налогоплательщика (и документировать их). Так, попытки уничтожить подлинники документов, их сокрытие, исправление или замена являются свидетельствами о поведении, имеющем доказательственное значение.

Отмечено, что наличие внешнего источника может существенно оптимизировать и ускорить работу налогового органа.

С этой целью нужен анализ сведений, имеющихся в информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРН, Налоговая отчетность, Банковские счета и др.), а также в ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзоре, ГИМС, Роспатенте и иных регистрирующих органах, Центральным банке и Росфинмониторинге.

«Помогут» также лица из числа бывших сотрудников, что, как сказано в документе, снижает риск дачи ими неправдивых показаний налоговому органу.

Неналоговые проверки

Налоговые инспекции проводят также неналоговые проверки. Инспекторы проверяют не связанные с налогами вопросы, например, применение контрольно-кассовой техники и ведение кассовых операций – на основании информации, полученной от банка.

Прием отчетности без круглой печати

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ разрешено обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам не иметь круглую печать. Им установлено, что:

  • организации вправе, но не обязаны иметь печать;
  • сведения о наличии печати должны содержаться в уставе. Прежде подобные требования к уставам не предъявлялись, поскольку печать должна была быть в любом случае;
  • печать становится лишь средством индивидуализации организации, таким же, как эмблема или товарный знак. И она может быть любой, не обязательно круглой;
  • на уровне федерального законодательства могут сохраняться случаи, когда без печати не обойтись.

В письме от 6 августа 2015 г. № 03-01-10/45390 Минфин РФ отметил, что если организация отказалась от использования круглой печати, она не обязана заверять ею декларации, а также копии документов, запрошенные в ходе налоговой проверки.

ФНС РФ уточнила: если в уставе организации указано, что она имеет печать, придется по-прежнему ставить ее оттиск на документах (письмо от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@).

А в письме от 6 сентября 2016 г. № ОА-4-17/16629@ ФНС РФ проинформировала, что налоговые инспекции обязаны принимать документы от обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ вне зависимости от наличия или отсутствия печати на них.

Таким образом, наличие круглой печати ООО или АО на документах, представляемых в налоговые органы, необязательно.

Далее читайте о том, какими бывают налоговые и неналоговые проверки и как они проходят.



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


Следующая страница >