.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Что такое камеральная проверка

Последний раз обновлено:

Проверка представленных налогоплательщиком в инспекцию налоговых деклараций и других документов называется камеральной. Ей посвящена только одна статья Налогового кодекса – 88-я.

Общий порядок проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки – три месяца со дня получения документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В отношении деклараций по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года, срок камеральной проверки снижен до двух месяцев (письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ММВ-20-15/112@). Нововведение коснется только добросовестных налогоплательщиков, и связано с тем, что при применении в системе «АСК НДС-2» автоматизированного контроля операций как налогоплательщика, так и его контрагентов, позволяет налоговым органам применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок возмещения НДС.

Однако, налоговая инспекция может и «просрочить» проверку. Срок камеральной проверки, установленный статьей 88 Налогового кодекса, не является пресекательным, и истечение этого срока не может препятствовать выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по их взысканию (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года № 71).

А в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года № Ф06-9445/2016 по делу № А06-9110/2015 сделан вывод о том, что минимальный срок «просрочки» проверки не может являться основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки.

К примеру, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному или «электронному» заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Но полученное инспекцией заявление на возврат налога подлежит камеральной проверке. Поэтому налог не возвратят, пока не истечет срок проверки, который является пресекательным и сокращению не подлежит (письмо Минфина России от 7 октября 2015 г. № 03-02-08/57177).

Если в поданной в налоговый орган декларации не отражены или не полностью отражены сведения или обнаружены ошибки, которые привели к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию.

Если же в поданной в налоговый орган декларации отражены недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, – у налогоплательщика есть право подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Специального порядка камеральной проверки уточненных деклараций Налоговый кодекс не содержит, однако есть отдельные нюансы.

При проведении камеральной проверки инспекция может вызвать свидетеля на допрос. Налоговый кодекс не содержит запрета на вызов для дачи показаний лица, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для данной проверки (Письмо Минфина России от 19 июня 2015 г. № 03-02-07/1/35776).

Камеральная проверка первичной декларации прекращается, если до ее окончания налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация. В этом случае начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если уточненная налоговая декларация подана после составления акта проверки либо за пределами установленного для камеральной проверки трехмесячного срока, проверка первичной декларации должна быть завершена, и налоговый орган обязан вынести решение по ее итогам.

Однако при вынесении решения инспекция обязана принимать во внимание все иные материалы, имеющиеся в ее распоряжении. Таковыми считаются и уточненные декларации (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Пример. Как камералят уточненные декларации по НДС при возмещении налога

Если сумма к возмещению скорректирована налогоплательщиком в сторону уменьшения, налог в большем размере (как было заявлено в первичной декларации) уже не возместят, а решение о возмещении налога по первичной налоговой декларации примут только в пределах вновь заявленной суммы возмещения.

Если же сумма к возмещению скорректирована налогоплательщиком в сторону увеличения, налог в размере, превышающем заявленный в первичной декларации, также не возместят по причине того, что обоснованность новой, большей суммы вычетов еще не проверена. Поэтому решение о возмещении примут в пределах суммы, заявленной в первичной декларации.

Если по уточненной налоговой декларации заявлена сумма к возмещению в меньшем размере, а также есть и другие отличия по вычетам по сравнению с первичной декларацией, инспекция примет решение о возмещении не только в меньшей сумме, но и в пределах подтвержденной в ходе проверки первичной декларации суммы, а поданную «уточненку» «прокамералят» отдельно.

Риск-ориентированный подход проверки деклараций по НДС

При камеральных проверках деклараций по НДС, в которых отражены операции, освобождаемые от налога, налоговая инспекция применяет риск-ориентированный подход. Для этого разработана методика проверок, обеспечивающая переход от сплошного к выборочному контролю таких операций.

Идеология риск-ориентированного подхода к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) заключается в том, что выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Об этом говорится в письме ФНС России от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@.

Общие принципы риск-ориентированного подхода

Основополагающими документами являются Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806.

Применение данного подхода направлено:

  • на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Во исполнение принципа риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок по НДС будет учитываться, использует ли налогоплательщик в своей производственной деятельности типовые договоры, которые нет необходимости предоставлять, а нужно будет только указывать на факт использования.

Послабление получат те налогоплательщики, которые не нарушают налоговое законодательство. Исследовать будет не облагаемые НДС операции, осуществляемые регулярно и длящиеся продолжительное время.

А на основании того, что вместо полного объема подтверждающих документов налогоплательщики должны на начальном этапе предоставлять только перечень льготируемых операций, налоговики перейдут от сплошного к выборочному контролю.

Как проверять декларации по НДС

ФНС РФ выпустила «методические рекомендации» для своих территориальных органов о применении риск-ориентированного подхода при проведении камеральных проверок деклараций по НДС. Но не всех, а в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 НК РФ, и в которых заявлены льготы по налогу, определяемые с учетом пункта 1 статьи 56 НК РФ и пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.

То есть имеется в виду, что применение освобождения от НДС сопряжено с высокой степенью риска недоплаты налога в бюджет. Уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2» с учетом результатов предыдущих камеральных проверок налоговых деклараций.

По каждому коду операций, по которому налогоплательщик применил налоговые льготы, инспекция на основании статьи 93 НК РФ будет требовать пояснения. Но в целях сокращения объема предоставляемых документов разработан специальный реестр.

Но и на этом применение риск-ориентированного подхода не заканчивается.

На основании информации, содержащейся в представленном реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот.

Объем таких документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. Истребовать будут не менее 50% установленных документов – по самым крупным суммам льготируемых операций.

Если налогоплательщик не представил реестр или не использовал его рекомендуемую форму, то при истребовании документов риск-ориентированный подход не применяется. Налогоплательщик должен будет представлять документы по всем операциям в полном объеме. То же и в случае, если у налогового органа есть информация о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям.

Как ищет расхождения в декларациях программа «АСК НДС 2»

Программа «АСК НДС 2» сверяет между собой декларации по НДС и отдельно каждый счет-фактуру. Она обнаружит нестыковку, когда покупатель заявил вычет, а у его контрагента в декларации нет записи по этому счету-фактуре. Так бывает, если поставщик не отчитался по НДС.

Другой вариант – когда искажены сразу несколько показателей счета-фактуры, и программа его не нашла.

Очень распространенная ошибка — это неверный код вида операции. В этом случае расхождения выявят у обеих сторон сделки.

Еще одна массовая ошибка — неверный ИНН, когда программа не может найти пару счету-фактуре.

Конечно, не нужно допускать расхождений в данных счетов-фактур, например в стоимости или сумме НДС.



Закажите бератор сейчас, чтобы работать спокойно и уверенно.

Сейчас действует специальная цена на бератор

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!