.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Проверки полноты учета выручки

Последний раз обновлено:

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1. При этом инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом (утвержден приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 133н). Им установлено, что срок проверки полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому поручения на исполнение государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств.

Как проходит проверка

Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

  • предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;
  • рассмотрение инспекторами документов;
  • проверка полноты учета выручки денежных средств;
  • оформление результатов исполнения государственной функции.

Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям. Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ, и записями в журнале кассира-операциониста. В свою очередь, записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов возврата и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Результаты проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об их отсутствии. При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело в течение 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ). Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управлении ФНС по региону либо в суде.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса.

Пример

В ходе выездной проверки АО «Актив» налоговики обнаружили, что фирма не оприходовала выручку, полученную от ООО «Пассив» за пиломатериалы. Из-за этого предприятие недоплатило в бюджет НДС и налог на прибыль.

Налоговики оштрафовали фирму сразу по двум статьям: части 1 статьи 122 Налогового кодекса (за недоплату налогов) и статье 15.1 КоАП РФ (за неоприходование выручки). Арбитражный суд отменит штраф за неоприходование выручки, потому что по Конституции РФ (п. 1 ст. 50) нельзя за одно и то же нарушение привлекать одновременно и к налоговой, и к административной ответственности. Нарушение, обнаруженное инспекцией, носит налоговый характер. Фирма недоплатила налог, а значит, должна быть наказана по статье Налогового кодекса. Применив эту статью, налоговики лишаются возможности привлечь нарушителя еще и к административной ответственности.

Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ. У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

Этот срок нужно отсчитывать со дня:

  • когда была получена и не оприходована выручка (постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 года № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);
  • когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. по делу № А05-9566/2007, Центрального округа от 8 февраля 2007 г. по делу № А09-7032/06-30);
  • когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.

Налоговики часто нарушают отведенный для взыскания штрафа срок. Обратите на это внимание судей – и вы избежите наказания.

В налоговых службах собирается, систематизируется и хранится достаточный массив фискальных данных (информации на контрольной ленте и в фискальной памяти ККТ) налогоплательщиков в виде информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника», который утвержден приказом ФНС России от 26 мая 2008 года № ММ-3-2/235@. В него входят следующие сведения:

  • о зарегистрированной ККТ;
  • о проверках применения ККТ, полноты учета выручки и использования специальных банковских счетов;
  • об утраченной или похищенной ККТ, об электронной контрольной ленте;
  • о замене ЭКЛЗ и фискальной памяти.

Сведения такого информационного ресурса налоговые службы используют при проведении мероприятий налогового контроля, в частности, при проведении:

  • камеральных налоговых проверок, на стадии проведения предпроверочного анализа налогоплательщика для включения в план выездных налоговых проверок;
  • предпроверочного анализа налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок;
  • выездных налоговых проверок.

Кроме того, налоговые службы в целях проведения анализа и выявления рисков занижения налоговой базы помимо использования фискальных данных запрашивают у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщиков в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса.

Суммы фискальных данных сравнивают с величиной выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), полученной в безналичном порядке. При этом из поступивших на расчетные счета денег исключаются суммы, которые должны быть отражены в фискальных данных. Это:

  • величина расчетов, произведенных с использованием платежных карт;
  • суммы наличной выручки, сданной (инкассированной) на расчетные счета в банки.

Налоговые службы учитывают особенности сравнения в отношении деятельности:

  • индивидуального предпринимателя;
  • юридического лица, применяющего общую систему налогообложения;
  • индивидуального предпринимателя и юридического лица, которые используют специальные налоговые режимы.

Так, по деятельности индивидуального предпринимателя сравнению подлежит сумма фискальных данных и выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), полученной  в безналичном порядке, и:

  • сумма, отраженная за соответствующий период по подпункту 3.1 (Общая сумма дохода) листа «В» декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);
  • сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 010 (Сумма предполагаемого дохода) декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ);
  • предельное ограничение доходов налогоплательщика от реализации, установленное подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в размере 60 миллионов рублей в течение календарного года.

По фирме, применяющей общую систему налогообложения, сравнивают за соответствующий период сумму фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, с суммой, которая отражена за соответствующий период по коду строки 010 «Доходы от реализации» листа 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации по налогу на прибыль организаций.

По «спецрежимникам» сравниваются сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, и:

  • сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 010 «Сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу» раздела 2 декларации по ЕСХН (в случае представления таковой);
  • сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 110 «Сумма полученных доходов за налоговый период» раздела 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (в случае представления таковой). При этом производится контроль за соблюдением налогоплательщиком ограничения дохода в сумме 60 миллионов рублей.

Также налоговые службы принимают во внимание:

  • порядок исчисления базы по налогу на прибыль организаций, установленный главой 25 Налогового кодекса. В частности, порядок признания доходов (метод начисления или кассовый метод), доходы, не учитываемые при определении налоговой базы и т. д.;
  • ситуацию совмещения режима ЕНВД с иными режимами. Ведь суммы, полученные от доходов в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог, не включаются в декларации по иным системам налогообложения.
Пример

Допустим, на протяжении двух и более (для НДФЛ - одного и более) анализируемых отчетных (налоговых) периодов разница между указанными выше суммами за соответствующий период является значительной. А в случае применения налогоплательщиком ПСН или УСН сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, в отчетном (налоговом) периоде превышает 60 млн. рублей.

Налоговая служба при проведении камеральных проверок налоговых деклараций на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса:

  • сообщает об этом налогоплательщику;
  • потребует от него представить в течение пяти дней надлежащие пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщику следует иметь в виду, что при необходимости его могут пригласить на заседание комиссии налоговой службы по легализации налоговой базы после предварительного анализа его операций по счетам в банках с целью выявления сделок, не отраженных в налоговой декларации.

Об этом сообщается в письме ФНС России от 7 июня 2013 г. № АС-4-2/10459.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Сейчас всех бухгалтеров ждут новогодние скидки и подарки!