.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Управление МВД России по вопросам миграции

Последний раз обновлено:

С 5 апреля 2016 года Указом Президента (от 5 апреля 2016 г. № 156) функции Федеральной миграционной службы России переданы Министерству внутренних дел России.

Задача контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации возложено на Главное управление по вопросам миграции МВД России и его территориальные органы.

Контрольные функции по соблюдению миграционного законодательства утверждены Приказом ФМС России от 31 июля 2015 года № 367 и МВД России № 807 «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников».

Проверить фирму (предпринимателя) МВД России может, если они:

  • являются по отношению к иностранным гражданам работодателями;
  • имеют земельные участки, здания и помещения, на территории которых осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, или предоставляют иностранным гражданам транспортные средства;
  • выступают в отношении иностранных граждан в качестве принимающей стороны;
  • обязаны в силу закона обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства (например, в случае, когда третьи лица организуют деятельность с использованием их имущества).

Что проверяют сотрудники МВД

МВД России контролирует соблюдение положений миграционного законодательства иностранными гражданами, а также соблюдение правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда. В частности, предметом проверки деятельности фирмы (предпринимателя)МВД России в сфере миграционного учета является:

  • соблюдение прав и законных интересов иностранных граждан со стороны работодателя;
  • соблюдение требований законодательства по оформлению разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и условий, установленных этим разрешением;
  • соблюдение ограничений на допустимую долю иностранных работников;
  • соблюдение порядка обязательного уведомления МВД России о приеме на работу иностранных граждан;
  • соблюдение обязательных условий допуска иностранных граждан к выполнению работ или оказанию услуг;
  • другие правоотношения в сфере миграции.

Виды и сроки проверок

Подразделения системы МВД России проводят выездные и документарные проверки по вопросам соблюдения миграционного законодательства.

Выездная проверка может быть плановой или внеплановой.

Основанием для проведения плановой проверки является наличие сведений о фирме (предпринимателе) в плане проведения проверок соответствующего подразделения системы МВД России.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Внеплановая проверка проводится, если:

  • необходимо проконтролировать устранение фирмой (предпринимателем) причин и условий ранее допущенных нарушений миграционного законодательства;
  • поступила информация о наличии в деятельности фирмы (предпринимателя) нарушений положений миграционного законодательства.

Выездная проверка может осуществляться:

  • по месту нахождения и (или) ведения деятельности фирмы (предпринимателя);
  • в местах проживания (пребывания) иностранных граждан;
  • в местах фактического осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности;
  • на транспортных средствах, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного и авиационного транспорта.

Документарная проверка проводится в случае получения подразделением системы МВД России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение. Эта проверка проводится по месту нахождения подразделения МВД России.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней.

Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 7 (семь) рабочих дней.В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 7 (семь) рабочих дней.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней. При этом проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении.Проверка может быть завершена и раньше установленного в распоряжении срока.

Проверка считается завершенной после ознакомления проверяемого лица, должностного лица (если проверяют юридическое лицо) с актом проверки и принятия по ее результатам административных мер.

Проверочные чек-листы

С 11 марта 2019 года МВД России применяет чек-листы для плановых проверок организаций по вопросам миграции.

Это актуально для тех организаций, которые:

  • привлекают к труду иностранных работников и лиц без гражданства;
  • выступают для иностранцев принимающей или приглашающей стороной.

Для работодателей, привлекающих иностранцев и лиц без гражданства к трудовой деятельности, проверочный чек-лист содержит десять вопросов.

Вот они:

  • есть ли разрешение привлекать и использовать иностранцев;
  • заключены ли с ними трудовые или гражданско-правовые договоры;
  • есть ли у иностранцев разрешения на работу или трудовые патенты;
  • уведомил ли работодатель либо заказчик работ или услуг МВД о заключении (расторжении) упомянутых договоров;
  • является ли работник, на которого не оформлено разрешение, гражданином государства — члена ЕАЭС;
  • прекращаются ли трудовые или гражданско-правовые в случае аннулирования или истечения срока действия разрешения на работу;
  • уведомляет ли работодатель о предоставлении иностранным работникам учебного отпуска, сроком более одного календарного месяца;
  • подает ли работодатель уведомления о выплате зарплаты высококвалифицированным специалистам (ВКС);
  • соответствуют ли фактические регион работы и специальность иностранца данным, которые указаны в разрешении на работу или патенте.

Для принимающих и приглашающих сторон приводится отдельный чек-лист. Он содержит вопросы об уведомлении:

  • образовательной организацией о самовольном убытии иностранца в установленный срок, о предоставлении иностранцу академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранца или лица без гражданства;
  • администрацией организации о приезде иностранца о приезде иностранца в место пребывания, а также об убытии данного иностранца в отведенный для этого срок.

Формы чек-листов утверждены приказом МВД России от 29 января 2019 г. № 42.

Как проходит выездная проверка

Выездная проверка начинается с объявления представителю фирмы (предпринимателю) распоряжения о проведении проверки и вручения ему копию этого документа.

Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:

  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводящих проверку, а также лиц, привлекаемых к проведению проверки (например, экспертов или других государственных служащих);
  • наименование объекта проверки, наименование юридического лица или фамилия, имя отчество индивидуального предпринимателя (физического лица) в отношении которых проводится проверка;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по государственному контролю;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для проведения проверки;
  • перечень документов, подлежащих представлению юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

На оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника МВД России, представитель фирмы (предприниматель) проставляет отметку о получении копии. Отказ от получения копии распоряжения тоже фиксируется в его оригинале.

Помимо этого сотрудник МВД России обязан предъявить свое служебное удостоверение и ознакомить представителей фирмы (предпринимателя) с их правами и обязанностями при проведении проверки.

Если в ходе проверки инспекторы устно вам сообщают об изменении вида проверки, ее сроков или меняется состав проверяющей группы, то это прямое нарушение Регламента. Эти моменты являются существенными изменениями, требующими издания нового распоряжения.

Затем проверяющие приступают к осмотру территории и установлению факта нахождения на ней иностранных граждан. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В ходе осмотра сотрудники МВД России проверяют соблюдение иностранцами положений миграционного законодательства. Если при этом выявлено административное правонарушение, то составляется протокол осмотра. Также может быть составлен протокол об административном правонарушении.

После осмотра сотрудники МВД России изучат информацию, полученную в ходе осмотра, а также запросят и изучат дополнительные документы.

Требование о предоставлении документов оформляется в письменном виде. В двух экземплярах: один – для вручения представителю фирмы (предпринимателю), второй – для приобщения к материалам проверки.

Документы в ответ на требование представляются в виде копий, заверенных уполномоченным на это лицом (например, руководителем организации) и скрепленных печатью. Эти копии проверяющие сопоставят с оригиналами. Если сотрудник МВД России, проводящий проверку, решит, что заверенные копии документов подлежат приобщению к материалам проверки, то составляется акт приема-передачи документов. Этот акт подписывается как сотрудником МВД России, так и представителем фирмы (предпринимателем).

Если вы откажетесь представить запрошенные документы, инспекторы могут изъять оригиналы документов или их копии, в случае выявления правонарушения, если посчитают, что они могут быть уничтожены с целью избежать административного наказания. Во время изъятия таких документов составляется протокол в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи (ст. 27.10 КоАП РФ).

При необходимости проверяющие попросят представителя фирмы (предпринимателя) устно пояснить какие-то вопросы. Кроме того, они могут обратиться с запросами о предоставлении дополнительных документов и информации как к представителям фирмы (предпринимателю), так и к другим организациям, а также органам власти.

Как проходит документарная проверка

Документарная проверка проводится сотрудниками МВД России без выезда на проверяемый объект на основании имеющихся у них сведений.

Этапы проведения документарной проверки:

  1. в адрес объекта проверки (проверяемому лицу) направляются копии распоряжения о проведении проверки и запроса о предоставлении документов и информации;
  2. если необходимо запросы о предоставлении дополнительных документов и информации направляются в адрес иных организаций и органов власти, связанных с деятельностью проверяемого лица (объекта);
  3. проводится анализ полученных документов и информации;
  4. составляется акт о проведении документарной проверки;
  5. с актом проверки должны ознакомить проверяемое лицо, представителя проверяемого лица (если проверку проходит компания), собственника или иного владельца проверяемого объекта.

В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, собственник или иной владелец проверяемого объекта проверки обязаны направить указанные в запросе документы в адрес подразделения МВД.

За непредставление или несвоевременное предоставление документов статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа. Штраф может составлять:

  • для фирмы – от 3000 до 5000 рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя – от 300 до 500 рублей;
  • для других сотрудников фирмы - от 100 до 300 рублей.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки сотрудникамиМВД РФ составляется акт проверки. Его форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года № 141.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими и представителем фирмы (предпринимателем). Первый экземпляр акта направляется с уведомлением о вручении представителю проверенной фирмы (предпринимателя), а второй приобщается к материалам проверки.

В ходе проверки могут быть выявлены нарушения законодательства, контроль и надзор за соблюдением которого не относится к компетенции ФМС России. Тогда материалы, полученные при проведении проверки, направляются по подведомственности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений. Если выявлены признаки преступления, материалы должны быть направлены в правоохранительные органы незамедлительно.

По результатам проверки руководителем подразделения МВД России (его заместителем) могут быть приняты следующие решения:

  • о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений, указывающих на нарушения положений миграционного законодательства;
  • о назначении проверки в отношении иного объекта, если в ходе проведенной проверки поступила информация о нарушениях им положений миграционного законодательства;
  • о прекращении проверки и направлении ее материалов в другие органы государственной власти в соответствии с их компетенцией;
  • о продлении срока проведения проверки;
  • о составлении протокола об административном правонарушении или возбуждении дела об административном правонарушении.

Если в ходе проверки выявлены нарушения миграционного законодательства, сотрудник МВД России составит протокол об административном правонарушении и передаст его на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) территориального подразделения МВД России. Он должен рассмотреть дело в течение 15 дней (ст. 29.6 КоАП РФ).

Вы имеете право присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление. Его копию вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней.

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете его обжаловать. Жалобу можно направить как в бумажном виде, так в электронной форме. В документе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина либо наименование юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлен ответ;
  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
  • фамилию, инициалы, должность лица, действия которого обжалуются.

Дополнительно в жалобе укажите причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых вы считаете, что нарушены ваши права, свободы и законные интересы, незаконно возложены какие-либо обязанности и иные сведения, которые считаете необходимым сообщить. К жалобе приложите документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, если для ее рассмотрения необходимо получение дополнительных документов или материалов. О продлении срока рассмотрения жалобы вас должны уведомить.

Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы может быть направлен по вашему желанию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного лица.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. По истечении этого срока взыскивать штраф будет пристав-исполнитель.

Ответственность по результатам проверки

МВД России по результатам проверки имеет право привлечь к административной ответственности за целый ряд нарушений. Информация о наиболее частных из них приведена в таблице:

Статья КоАП РФ Нарушение Наказание
Ч 1, 2 ст. 18.8 Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ Штраф от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без него
Ч. 1, 3, 4 ст. 18.9 Нарушение должностным лицом организации, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства, правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ

Наложение административного штрафа:

  • на фирму - от 250 000 до 500 000 рублей;
  • на руководителя фирмы и предпринимателя - от 25 000 до 50 000 рублей
Ч. 1 ст. 18.10 Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности без разрешения на работу Наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового
 Ст. 18.15 Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства

Наложение административного штрафа:

  • на фирму - от 250 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • на руководителя фирмы и предпринимателя - от 25 000 до 70 000 рублей;
  • на граждан – от 2000 до 7000 рублей
 Ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

Наложение административного штрафа:

  • на фирму - от 450 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • на предпринимателя - от 350 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • на руководителя фирмы – от 45 000 до 70 000 рублей 
 Ст. 18.17 Несоблюдение в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Наложение административного штрафа:

  • на фирму - от 800 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • на руководителя фирмы и предпринимателя - от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на граждан – от 2000 до 4000 рублей;
  • на иностранных граждан – от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без него
Ст. 18.18 Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, обязательных правил, связанных с с исполнением решения о его административном выдворении или депортации, а также неосуществление добровольного выезда при прекращении процедуры реадмиссии Наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.
Ст. 19.27

Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета

Наложение административного штрафа:

  • на фирму - от 350 000 до 800 000 рублей;
  • на руководителя фирмы и предпринимателя - от 35 000 до 50 000 рублей;
  • на граждан – от 2000 до 5000 рублей;
  • на иностранных граждан от 2000 до 7000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без него.

Если в ходе проверки сотрудники МВД России выявят признаки преступления, они будут принимать меры в соответствии с уголовным законодательством.

Уголовный кодекс России устанавливает ответственность за такие виды преступлений в сфере миграции, как:

  • незаконное пересечение Государственной границы России (ст. 322 УК РФ);
  • организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).

Незаконное пересечение Государственной границы России наказывается штрафом до 200 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев. Другой вариант наказания - принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Если преступление совершено группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, то оно наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

За организацию незаконной миграции может быть назначено одно из следующих видов наказаний:

  • штраф до 200 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без него;
  • лишение свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без него.

Организация незаконной миграции, совершенная организованной группой или в целях совершения преступления на территории РФ наказывается строже. За это деяние предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет. Дополнительно могут применяться:

  • штраф до пятисот тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет;
  • ограничение свободы на срок до двух лет.

 



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор