.
^ Наверх

Органы, уполномоченные в области содействия занятости населения

Последний раз обновлено:

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены основы квотирования рабочих мест в организациях для инвалидов. В данном случае квотирование – это резервирование рабочих мест для приема инвалидов на работу.

Для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квота может быть установлена в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодатели, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, обязаны зарезервировать для инвалидов рабочие места в количестве не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При этом в расчет квоты не включается численность филиалов и представительств компании, расположенных в другой местности (определение ВАС РФ от 3 сентября 2012 г. № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11). Размер квоты устанавливают региональные власти. В частности, в Москве действует Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест».

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Это закреплено в статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Обязанности работодателя в рамках системы квотирования рабочих мест для инвалидов

На основании части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в пределах квоты работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также ежемесячно предоставлять в территориальные центры занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-I).

Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, содержатся в Санитарных правилах СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 № 30.

Что касается отчетности, регионы самостоятельно устанавливают порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квоты. Поэтому перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить информацию в региональном органе исполнительной власти, уполномоченном в области содействия занятости населения.

Проверки соблюдения правил квотирования рабочих мест для инвалидов

Организацию-работодателя могут проверить, как она соблюдает правила квотирования в отношении инвалидов. Порядок проведения таких проверок установлен:

  • Федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 года № 181н);
  • Административным регламентом исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2011 года № 1314н).

Перечень региональных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, приведен в Приложении к Административному регламенту. Например, в Москве таким органом является Департамент труда и занятости населения г. Москвы.

Проверки, проводимые в рамках контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, могут быть документарными и выездными, а также плановыми и внеплановыми.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения проверяемой организации, а документарные – по месту нахождения проверяющего органа.

План проверок утверждается руководителем проверяющей структуры ежегодно по согласованию с прокуратурой. Поверить, попала ли ваша организация в план проверок, можно в сети Интернет на сайте проверяющего органа. Внеплановые проверки могут проводиться, например, при наличии сведений о невыполнении квоты, несвоевременной подаче отчетности о выполнении квоты, или при обращении граждан с жалобами на необоснованный отказ в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты.

Максимальные сроки проведения проверки составляют:

  • не более 10 дней - для выездных проверок;
  • не более 15 дней - для документарных проверок.

Эти сроки могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.

По результатам проверки составляется акт. В случае выявления нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов при осуществлении организацией приема на работу инвалидов составляется протокол об административном правонарушении.

Действия (бездействие) проверяющих и их решения могут быть обжалованы в досудебном порядке путем обращения в письменной форме или в форме электронного документа, а также в устной форме (при личном приеме) непосредственно в проверяющий орган, Федеральную службу по труду и занятости, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Ответственность по результатам проверки

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой могут оштрафовать руководителя организации. Штраф составит от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Такая же ответственность предусмотрена и за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Кроме того, по результатам проверки организацию и ее руководителя могут привлечь к ответственности по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно за представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. Штраф для организации может составить от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для ее руководителя – от трехсот до пятисот рублей.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор