.
^ Наверх

Строительный надзор

Последний раз обновлено:

Строительный надзор введен приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 года № 38 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти» (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2013 г. № 29225).

С 1 января 2018 года региональный государственный строительный надзор будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода (Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. № 1294).

В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска. Присвоение категории риска осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте.

При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.

В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:

  • высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
  • значительный риск - производственные здания.

Остальные объекты капитального строительства подлежат отнесению к категории умеренного риска.

Периодичность проверок в период строительства зависит от присвоенной объекту категории риска и составляет:

  • для категории высокого риска - не более 12 проверок;
  • для категории значительного риска - не более 10 проверок;
  • для категории умеренного риска - не более 7 проверок.

В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.

Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

  • строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
  • строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
  • строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20 000 кв. метров.

Что проверяют

Инспекторы Ростехнадзора проверяют:

  • соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
  • наличие разрешения на строительство;
  • наличие свидетельства о допуске к строительным работам у лиц, проводящих такие работы, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства;
  • соответствие выполняемых работ требованиям по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения инженерных систем и оборудования;
  • соответствие выполняемых работ требованиям по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей, замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций.

Минимально необходимые требования к кадровому составу организации или предпринимателя на получение свидетельства о допуске к работам по строительству установлены Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207 изависят от того кто выполняет работы (сам застройщик (заказчик), или привлекаемый им подрядчик), а также от стоимости одного договора на создание объекта капитального строительства.

Общим требованием является необходимость аттестации работников. Порядок аттестации установлен Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37.

Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на должность;
  • при переводе на другую работу;
  • при переходе из одной организации в другую.

Периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет.

Должностные лица Ростехнадзораимеют право:

  • беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
  • требовать от технического заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
  • требовать от технического заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если это требуется при проведении строительного контроля;
  • составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.

Перед началом проверки Ростехнадзор обязан направить лицу, подлежащему проверке, уведомление о начале проведения контрольных мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала данных мероприятий. Если на вашу фирму поступит жалоба на какое-либо нарушение, создание угрозы, причинение вреда, то Ростехнадзор придет с проверкой без предварительного уведомления.

Обязанность проверяемого лица

Застройщик или технический заказчик обязан заблаговременно не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства (реконструкции) объекта капитального строительства направить в Ростехнадзор извещение о начале таких работ.

Перенос времени проверки возможен в том случае, если изменились сроки начала (окончания) работ, подлежащих проверке. Но при этом лицо, проводящее такие работы, обязано заблаговременно не позднее чем за семь рабочих дней до проведения проверки известить Ростехнадзор.

В извещении указываются сведения:

  • о застройщике или техническом заказчике, также о лице, которое будет проводить строительство или реконструкцию;
  • об объекте капитального строительства (в том числе адрес);
  • о разрешении на строительство;
  • о заключении государственной экспертизы проектной документации;
  • о дате начала и окончания строительства (реконструкции) объекта капитального строительства;
  • об индивидуальных предпринимателях или юридических лицах, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком на основании договора для проведения строительных работ, с указанием свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ;
  • о прилагаемых к извещению документах.

К извещению прилагаются следующие документы:

  • копия разрешения на строительство;
  • проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства (реконструкции) в объеме, необходимом для проведения такого этапа;
  • копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Восклицательный знак Линии отступа минимальные отступы от границ земельных участков, территорий общего пользования, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (красные линии) в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

В течение семи рабочих дней с момента получения извещения от застройщика разрабатывается программа проверок, которая включает в себя:

  • наименование этапов работ или работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, подлежащих проверке;
  • вид, предмет каждой проверки;
  • сроки и место проведения каждой проверки;
  • дату проведения каждой проверки;
  • ориентировочные затраты времени инспектора Ростехнадзора на проведение каждой проверки;
  • документы, подлежащие представлению при проведении проверок;
  • перечень должностных лиц или работников технического заказчика (застройщика либо лица, осуществляющего строительство), присутствие которых при проведении проверок является обязательным.

Программа проведения проверок составляется в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) застройщику или техническому заказчику.

Во время проверки технический заказчик, застройщик и лицо, проводящее строительство (реконструкцию),обязаны предоставить инспекторам Ростехнадзора все необходимые документы, в том числе:

  • проект организации строительства;
  • организационно-технологическую схему, в которой определяется последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций;
  • календарный план строительства (включая план на подготовительный период), где указаны сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства.

Застройщик (технический заказчик) обязан обеспечить допуск на объект капитального строительства лиц с необходимым оборудованием, проводящих экспертизу, обследование, лабораторные и иные испытания.

Виды проверок

Проверки могут быть плановые, внеплановые, документарные и выездные.

Плановые проверки Ростехнадзора проводятся не чаще одного раза в год.

Внеплановые проверки Ростехнадзора проводятся в течение календарного года по конкретным обращениям заинтересованных лиц.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке невозможно удостовериться в полноте имеющихся сведений.

Ростехнадзором в рамках государственного строительного надзора может проводиться государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

Срок проверок

Продолжительность любой проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не может превышать двадцать рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Если проверяемое лицо ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству этого лица.

Как проходит проверка

Проверка начинается, если:

а) поступило извещение от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале строительства, об устранении нарушений или об окончании строительства, а также о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;

б) поступили обращения (заявления) от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, от органов государственной и местного самоуправления, от СМИ о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и документации, если такие нарушения создали угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, либо повлекли причинение такого вреда;

в) подошел срок плановой проверки в соответствии с программой проверок, разрабатываемой органом государственного строительного надзора;

г) поступило извещение от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, об изменении сроков окончания работ, подлежащих проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;

д) истек срок исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

е) есть распоряжение (приказ) Ростехнадзора или требование прокурора о проведении внеплановой проверки.

При проведении проверки инспектор Ростехнадзора:

а) рассматривает представленные застройщиком (техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство) документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также с применением строительных материалов (изделий);

б) проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;

в) документально оформляет результаты проведенного контроля;

г) привлекает к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Пример

Привлечение к административной ответственности подрядчика не исключает вины технического заказчика в совершении правонарушения.

Такой вывод содержится в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2015 года № 15АП-6716/2015 по делу № А32-44104/2014. По результатам проверки инспекторы Ростехнадзора привлекли фирму за нарушение нормативных документов в области строительства. В ходе проверки было выявлено, что:

  • нарушен контроль строительных материалов и изделий (не представлены документы о качестве на применяемые материалы);
  • нарушена техника безопасности при строительстве (не укреплены стенки котлована, не оборудованы лестницы);
  • допущены отступления от требований проектной документации, а также выявлены и другие нарушения.

Общество заявляет, что нарушения были допущены лицом, непосредственно выполняющим работы. Общество ссылалось на договор, заключенный со сторонней организацией на осуществление функций технического заказчика, согласно которому заявитель осуществляет контроль при строительстве. Между тем заключение указанного договора не освобождает проверяемую фирму от функций технического заказчика. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей.

Результаты проверки

Результаты проведенного контроля оформляются:

  • актом о проведении контрольных работ;
  • предписанием об устранении выявленных нарушений;
  • заключением о соответствии или решением об отказе в выдаче такого заключения;
  • составлением протокола о возбуждении дела об административном правонарушении или временном запрете деятельности.

Сотрудник Ростехнадзора может наложить штраф, согласно КоАП РФ за выявленные в ходе проверки действия (бездействия), если они квалифицируются как административные правонарушения.

Акт проверки

При выявлении нарушений должностное лицо Ростехнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах, в нем указываются:

  • наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого были проведены указанные мероприятия по контролю;
  • предметы проверки;
  • результаты проверки;
  • документы, оформленные по результатам проверки.

Акт проверки является основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) строительных материалов, строительных конструкций, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Первый экземпляр акта проверки с копиями приложений непосредственно после окончания проверки вручается (направляется) уполномоченному представителю технического заказчика (застройщика или лица, осуществляющего строительство).

Предписание

Предписание выдается для устранения выявленных в ходе проверки нарушений на основании акта проверки и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр предписания и акта проверки, а также копии указанных документов направляются (вручаются) техническому заказчику (застройщику или лицу, осуществляющему строительство). Если документы (акт и предписание) направляются по почте заказным письмом с уведомлением (по адресу местонахождения организации), то датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления.

В предписании указываются вид нарушения со ссылкой на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом особенностей объекта капитального строительства.

Предписание подлежит исполнению техническим заказчиком (застройщиком или лицом, осуществляющим строительство) в установленный в нем срок.

После того, как будут устранены выявленные нарушения, технический заказчик (застройщик или лицо, осуществляющее строительство), направляет в Ростехнадзор извещение об устранении выявленных нарушений. Образец такого извещения указан в приказе Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года № 1129.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Некоторые статьи, по которым компании и предприниматели могут быть оштрафованы, приведены в таблице.

Статья КоАП РФ Нарушение Наказание
ч.1 ст. 9.4 Нарушение технических регламентов, проектной документации, обязательных требований или специальных технических условий при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) Предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей
ч.2 ст. 9.4 Нарушение проектных значений параметров зданий и сооружений, а также действия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических  и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения такого вреда Наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 35000 рублей; на ИП от 35000 до 40000 рублей либо приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от 300000 до 600000 рублей либо приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток
ч.1 ст. 9.5 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если его получение является обязательным Наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей; на ИП от 20000 до 50000 рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 500000 до 1000000 рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ч.2 ст. 9.5 Нарушение сроков направления
извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительстваили неуведомление о сроках завершения подлежащих проверке работ
Наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 30000 рублей; на ИП от 10000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей
ч.2 ст. 9.5.1 Несоблюдение минимально необходимых требований при получении свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства Наложение штрафа в размере от 30000 до 40000 рублей

Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности предусмотрена главой 8 Градостроительного кодекса и статьей 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» Уголовного кодекса Российской Федерации.



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >