.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Проверки применения ККТ

Последний раз обновлено:

Соблюдение требований к ККТ, а также порядка и условий ее регистрации и применения у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.

Реализуя это право, инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 132н.

Административным регламентом установлено, что срок исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации не может превышать пяти рабочих дней. Этот срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции на исполнение государственной функции.

Следует иметь в виду, что выездная налоговая проверка налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится налоговыми инспекторами в соответствии с Налоговым кодексом и имеет самостоятельный предмет проверки.

Проводимые налоговыми службами проверки применения ККТ также имеют самостоятельный предмет проверки. Ограничение на проведение такого мероприятия одновременно с проведением выездной налоговой проверки Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не установлено (см. письмо Минфина России от 5 июля 2013 г. № 03-02-08/26094).

Значит, проверку применения ККТ налоговые инспекторы могут провести вместе с выездной налоговой проверкой.

Как проходит проверка

Контролируя применение ККТ, налоговики должны соблюдать определенный Административным регламентом порядок действий:

  • проверить выдачу кассовых чеков, бланков строгой отчетности, товарных чеков;
  • предъявить фирме (предпринимателю) поручение на исполнение государственной функции;
  • рассмотреть документы, необходимые для исполнения государственной функции;
  • проверить соблюдение требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения;
  • оформить результаты исполнения государственной функции.

Проверяя выдачу кассовых чеков, инспекторы приобретают товары (работы, услуги) и оплачивают их наличными или пластиковой картой. Так устанавливается факт оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

После этого инспекторы обязаны предъявить вам поручение на исполнение государственной функции и служебные удостоверения. Отметка об этом делается в поручении: ставится подпись представителя фирмы (предпринимателя), указывается его должность и дата предъявления поручения.

Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

После этого инспекторы приступают к рассмотрению необходимых им документов. К ним относятся:

  • журналы и справки-отчеты кассира-операциониста;
  • акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации;
  • бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
  • карточка регистрации ККТ, ее паспорт;
  • договор с центром технического обслуживания о технической поддержке ККТ;
  • документация, связанная с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные должным образом копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

После этого инспекторы приступают к проверке соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.

Проверяющие изучат внешний вид ККТ, убедятся в наличии у нее корпуса, а также идентификационных знаков, марок-пломб, знака «Сервисное обслуживание» установленного образца.

Имейте в виду, что наличие знака «Сервисное обслуживание» подтверждает техническую поддержку ККТ по договору с центром технического обслуживания, но сами элементы рисунка этого знака могут отличаться от эталонного образца (Письмо ФНС России от 30 декабря 2015 года № ЕД-4-2/23261). Это не является нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.

Проверят и соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ внешнему виду ККТ, изображенному на фотографиях, прилагаемых к паспорту модели ККТ. Кроме того, инспекторы проверят соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим. В обязательном порядке проверяется также исправность ККТ.

Будет проверено, соблюдается ли срок хранения документов, связанных с применением ККТ и накопителей фискальной памяти.

Далее инспекторы убедятся в соответствии реквизитов, отпечатанных ККТ на кассовом чеке, перечню печатаемых этой моделью реквизитов, указанных в Государственном реестре, в качестве печати этих реквизитов, а также в возможности гарантированного выявления корректировки или фальсификации информации в чеке. Кроме того, будет проверено соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени.

Если фирма (предприниматель) использует бланки строгой отчетности, товарные чеки, квитанции, инспекторы проверят соответствие их реквизитов установленному перечню реквизитов для таких документов.

Пример

Предприниматель оказал услугу по ксерокопированию стоимостью 3 рубля. Он не использовал ККТ, но при этом, согласно закону № 54-ФЗ выдал покупателю подтверждающий документ. Как установили проверяющие, выданный документ по способу изготовления, форме и содержанию не являлся ни кассовым чеком, ни бланком строгой отчетности. Предприниматель был оштрафован на 3000 рублей. Судьи встали на сторону налоговой инспекции, и пояснили что, при оказании услуг населению предприниматели обязаны выдавать клиенту кассовый чек (применяя контрольно-кассовую технику) или бланк строгой отчетности. Выдача другого документа, не соответствующего БСО нарушает законодательство (Постановление Верховного Суда РФ от 11 февраля 2016 года № 301-АД15-14856 по делу № А79-3757/2015).

Непосредственно на месте установки ККТ будет проведена сверка фактического места установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о ее регистрации.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

Результаты проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты соблюдения (несоблюдение) проверяемым объектом требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии. При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Обнаружив нарушения, инспекторы должны составить протокол. Без этого документа суд признает результаты проверки недействительными.

В протоколе налоговики перечисляют найденные нарушения с кратким описанием обстоятельств проверки и доказательствами. Ими могут служить чеки, свидетельские показания и объяснения нарушителей. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствовавшими при проверке.

Налоговые инспекторы обязаны вручить вам копию протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспекторы передают его своему руководителю. Руководитель в 15-дневный срок решает, налагать ли штраф, и если да, то какой.

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней после его вынесения. В течение этого срока вы можете обжаловать его либо в вышестоящем налоговом органе, либо сразу в районном суде.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если вы этого не сделаете, руководитель налоговой инспекции направит постановление судебному приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Судебный пристав, получив постановление, в течение трех дней должен возбудить исполнительное производство. С этого момента он может принимать в отношении должника меры принудительного исполнения: арестовать и реализовать его имущество, изъять предметы, перечисленные в исполнительном документе, и т. п.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составлял два месяца от момента совершения правонарушения до момента вынесения постановления о привлечении к ответственности и наложении штрафа (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Также налоговые органы вправе проводить административное расследование по нарушениям законодательства о ККТ (часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ). Срок такого расследования не может превышать один месяц (в исключительных случаях – два месяца) с момента возбуждения дела о правонарушении (часть 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Ответственность за неприменение ККТ установлена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). По этой статье фирму (предпринимателя) могут оштрафовать за неприменение ККТ и применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения. Эта же норма применяется, если фирма или предприниматель обязаны выдать по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств (товарный чек, квитанцию), но не сделали это. За эти нарушения предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа.

По этой статье штраф составляет (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ):

  • для фирмы - от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей;
  • для должностных лиц - от 25 до 50% от суммы расчета, проведенного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей.

За повторное неприменение ККТ в случае, если сумма расчетов, проведенных без применения контрольно-кассовой техники, составила один миллион рублей и более (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ), грозит дисквалификация для должностных лиц (на срок от одного года до двух лет) и административное приостановление деятельности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (на срок до девяноста суток).

Важно отметить, что сумма расчетов без применения ККТ может быть исчислена как по одной оплате, так и в совокупности.

За нарушение установленных требований о применении ККТ, порядка регистрации, сроков и условий ее применения (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) грозит штраф для должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей, для юридических лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Имейте в виду, что штраф по этому подпункту должностные лица налоговых органов смогут применить только с 1 февраля 2017 года, когда начнется обязательный переход на «онлайн» кассы.

За непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких документов (информации) с нарушением сроков (п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ) должностным лицам будет грозить штраф в размере от 1500 до 3000 рублей, юридическим лицам - от 5000 до 10 000 рублей.

Если организация или ИП при применении ККТ в момент расчета с покупателем не направит ему кассовый чек или БСО в электронной форме либо не передаст указанные документы на бумажном носителе по его требованию (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ), то в этом случае штраф составит: 2000 рублей для должностного лица и 10 000 рублей для юридического лица.

Однако в статье статье 14.5 КоАП РФ имеются случаи освобождения от административной ответственности.

Так, если вы добровольно заявите в налоговый орган о факте неприменения вами ККТ, либо о факте нарушения порядка регистрации, перерегистрации, применения ККТ, то сможете избежать привлечения к административной ответственности в случае, если:

  • заявление о нарушении подано вами в налоговый орган в письменном виде;
  • до вынесения постановления по делу об административном правонарушении вы добровольно исполнили обязанность, за нарушение которой привлекались к ответственности;
  • если налоговый орган до момента обращения не располагал сведениями о совершенном вами правонарушении;
  • если представленных вами сведений и документов достаточно для установления события административного правонарушения.

При этом освобождение от ответственности возможно не за все нарушения, а только за часть из них, в частности:

  • за неприменение ККТ в установленных законодательством случаях (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • за нарушение установленных требований о применении ККТ, порядка регистрации, перерегистрации, сроков и условий применения ККТ (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • за ненаправление покупателю кассового чека или БСО (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Обратите внимание на установленную дату и время на вашей контрольно-кассовой технике. Среди требований, касающихся применения ККТ, есть пункт, обязывающий продавца выдавать чек покупателю, в котором указанное время покупки не отличается от реального времени больше чем на пять минут. При этом время, установленное на самом кассовом аппарате не должно отклоняться от общепринятого регионального времени также больше чем на пять минут. Если временной разрыв превышает этот лимит, при проведении контрольной проверки налоговики могут привлечь продавца к ответственности за нарушение кассовой дисциплины. На это указал Верховный Суд в Постановлении от 24 ноября 2015 года № 308-АД15-10504 по делу № А63-4644/2014.

Высший Арбитражный Суд (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 16) разрешил штрафовать по этой статье, если:

  • фирма применяет ККТ, не зарегистрированную в налоговой инспекции (ст. 4 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • фирма применяет ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • организация использует кассовую машину, у которой отсутствует пломба либо заметно, что пломба повреждена;
  • кассир пробивает чек на меньшую сумму, чем ему заплатил покупатель.

Имейте ввиду, что выдавать покупателю кассовый чек, отпечатанный на принтере (а не на самой контрольно-кассовой технике) нельзя. Это приравнивается к неиспользованию ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).Об этом предупреждает ФНС России в письме от 20 октября 2015 года № ЕД-4-2/18258@.

По статье 14.5 КоАП РФ налоговики могут оштрафовать и в случае, если ККТ неисправна.

Согласно Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745), неисправной считается ККМ, которая:

  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке обязательные для него реквизиты;
  • не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
  • не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
  • не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
  • применяет прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной экспертной комиссией ККМ.

Там же установлено, что в правилах эксплуатации ККМ могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

Обратите внимание: если наличные были приняты в обход ККМ и не оприходованы в кассу, налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя только по одной из двух возможных статей: 15.1 или 14.5 КоАП РФ.

Пример. Штрафы за одно и то же нарушение

Администратор салона-парикмахерской приняла за стрижку 300 руб. наличными и не выдала клиенту кассовый чек. За это нарушение налоговики оштрафовали владельца салона – предпринимателя как за неприменение ККМ, так и за неоприходование выручки в сумме 300 руб. Одно из этих решений может быть признано недействительным, поскольку никто не может нести ответственность дважды за одно и то же нарушение (ст. 4.1 КоАП РФ).

Если фирма или предприниматель вместо ККМ используют другие средства кассовой техники (например, электронно-вычислительные машины, программно-вычислительные машины, программно-технические комплексы), то привлечь их к ответственности за неприменение ККМ налоговики не вправе.

Арбитражную практику по вопросам применения части 2 статьи 14.5 и статьи 15.1 КоАП РФ ФНС России письмом от 5 июня 2013 года № АС-4-2/10250 довела до сведения территориальных налоговых служб.

Если установлены факты некорректности значения криптографического проверочного кода (КПК) кассового чека, а также отсутствия информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте ККТ, компанию привлекут к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Такая позиция Третьего арбитражного апелляционного суда содержится в постановлении от 3 августа 2012 г. по делу № А33-2096/2012. ВАС РФ ее поддержал определением от 13 ноября 2012 г. № ВАС-14289/12.

Кроме того, невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денег в день их поступления является неоприходованием в кассу этих денежных средств. Такова позиция Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области, которую поддержал Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25 февраля 2013 г. по делу № А56-55039/2012.

Также каждое обособленное подразделение организации, ведущее кассовые операции, должно соблюдать требование о ведении кассовой книги. Иначе фирма может быть привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19 марта 2013 г. поддержал позицию Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выраженную в решении от 3 декабря 2012 г. по делу № А56-59643/2012. Речь шла об автозаправочных станциях (не наделенных функциями юридического лица, не имеющих положений о филиале или представительстве и не отраженных в уставе фирмы), ведущих кассовые операции.



Закажите бератор сейчас, чтобы работать спокойно и уверенно.

Сейчас действует специальная цена на бератор

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!