.
^ Наверх

Как оформить жалобу в вышестоящую инспекцию

Последний раз обновлено:

Понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба» установлены Налоговым кодексом.

И жалоба, и апелляционная жалоба представляют собой письменное обращение в налоговый орган в случае, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц).

Предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

Эти решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение либо его представителю (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана в течение одного месяца со дня получения налогоплательщиком указанного решения.

Если решение по результатам налоговой проверки вступило в силу (то есть истек месячный срок для обжалования в апелляционном порядке), то налогоплательщик может подать простую жалобу в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Аналогичный срок установлен для подачи простой жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также на решения, вынесенные при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, в порядке статьи 101.4 НК РФ. В указанных случаях годичный срок на подачу жалобы начинает исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, ненормативный акт или действия (бездействие) должностных лиц которого обжалует заявитель. Указанный налоговый орган в течение трех дней должен направить жалобу и все материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Форма и содержание жалобы, а также апелляционной жалобы, установлены в статье 139.2 НК РФ.

Кроме того, к жалобе (апелляционной жалобе) могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

Форма жалобы

ФНС РФ утвердила форму жалобы (апелляционной жалобы) на акты и действия (бездействие) налоговиков (форма по КНД 1110121), ее электронный формат и порядок заполнения и представления (приказ от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@).

Порядок заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы)

Порядок заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы) изложен в приложении 5 к приказу ФНС от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@.

В полях «наименование вышестоящего налогового органа (ВНО)» и «Код ВНО» указывается наименование и код вышестоящего налогового органа по отношению к налоговому органу, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.

В поле «от __________» указываются данные, идентифицирующие лицо, подающее жалобу:

  • полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН) и КПП;
  • фамилия, имя и отчество (отчество указывается при его наличии (применимо ко всем листам документа) индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН.

В поле «Номер жалобы (апелляционной жалобы):» указывается при наличии исходящий номер жалобы, присвоенный ей ее подателем.

В блоке «Лицо, нарушение прав которого обжалуется:» указывается информация (сведения) о лице, чьи права, по мнению заявителя, нарушены:

  • наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);
  • адрес места нахождения (места жительства) лица, нарушение прав которого обжалуется, в том числе почтовый индекс, наименование субъекта РФ, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и так далее), дом (владение), корпус, строение (сооружение), квартира, офис, комната (помещение);
  • ИНН/КПП организации или ИНН физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем ( указывается при его использовании этим физическим лицом).

В поле «Предмет обжалования:» указывается одно из следующих значений:

1 - решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;

2 - налоговое уведомление;

3 - требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;

4 - иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

В блоке «Реквизиты обжалуемого документа:» указываются номер и дата обжалуемого документа (при наличии).

В блоке «Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются:» указываются наименование и код налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.

В поле «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» указываются обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя. При наличии указывается подтверждающая эти обстоятельства информация.

В поле «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» указываются требования заявителя по жалобе.

Обратите внимание: в случае направления жалобы в электронной форме по ТКС поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» предусматривают ввод текста, не превышающего 2000 символов. Если текст в указанных полях превышает 2000 символов, в них заполняется краткая информация. При этом полный текст обстоятельств (требований) представляется в качестве приложения к жалобе отдельным файлом в виде отсканированного изображения документа.

В поле «Способ получения решения по жалобе (апелляционной жалобе):» указывается соответствующий признак получения решения по жалобе.

При направлении жалобы в электронной форме по ТКС: «1» - на бумажном носителе по почте или «2» - в электронной форме по ТКС.

При направлении жалобы на бумажном носителе: «1» - на бумажном носителе по почте или «3» - лично.

При направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» - через личный кабинет налогоплательщика.

В поле «Код жалобы (апелляционной жалобы):» указывается одно из следующих значений в зависимости от подаваемого вида жалобы:

1 - жалоба;

2 - апелляционная жалоба.

В поле «Жалоба (апелляционная жалоба) представлена представителем лица, нарушение прав которого обжалуется:» указывается одно из следующих значений:

1 - нет;

2 - да.

При указании значения «2» заполняется поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».

При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указываются и иные реквизиты такого документа, в том числе его номер, срок действия.

При представлении жалобы на бумажном носителе по строке «Жалоба (апелляционная жалоба) составлена на _____________ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на __________ листах» указывается количество страниц, на которых составлен текст жалобы, а также количество листов документов, подтверждающих требования заявителя по жалобе, или их копий, и документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу при их наличии.

В блоке «Лицо, подписавшее жалобу (апелляционную жалобу):» указываются фамилия, имя, отчество лица, подающее жалобу, проставляется дата составления жалобы и подпись заявителя по жалобе.

В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика указанный блок не заполняется.

Когда жалоба (апелляционная жалоба) останется без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части. Это возможно в следующих случаях: (ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом (не приложена доверенность);
  • до принятия решения по жалобе поступило заявление о ее отзыве полностью или в части;
  • ранее была подана жалоба по тем же основаниям;
  • обжалуются действия (бездействие) должностных лиц и акты, вступившие в законную силу, при этом пропущен установленный срок подачи жалобы, но она не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока или в удовлетворении такого ходатайства отказано.

Не во всех случаях можно будет повторно обратиться с жалобой, а только при неправильном подписании и пропуске срока без ходатайства о его восстановлении.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается вышестоящим налоговым органом в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. Об этом в течение трех дней налогоплательщика уведомляют в письменной форме.

Обратите внимание: не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные ФНС России.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор