.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Сделки, по которым возможна проверка цен на соответствие рыночным (контролируемые сделки)

Последний раз обновлено:

Новыми положениями Налогового кодекса предусмотрено понятие контролируемых сделок. Цены по этим сделкам налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие.

1. Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Положение о контролируемых сделках к взаимозависимым лицам не применяется, если они до 2012 года заключили договоры займа, кредита (в том числе товарного и коммерческого), банковской гарантии, поручительства, и условия этих договоров впоследствии не менялись (п. 2 ст. 2 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ).

Сделки между взаимозависимыми лицами

Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, существенно расширен по сравнению с содержащимся в статье 20 Налогового кодекса. Она применяется при проверке тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 года. Если же доходы и расходы учтены начиная с 1 января 2012 года, в отношении этих сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми.

В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса признать лица взаимозависимыми можно в трех случаях:

1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3. лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Новый перечень оснований, по которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми, содержится в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса и включает в себя одиннадцать случаев:

1. организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2. физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3. организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

Порядок определения долей прямого и косвенного участия организаций и физических лиц в других организациях установлен статьей 105.2 Налогового кодекса. Эти доли выражаются в процентах.

4. организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с п. 11 настоящего перечня), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5. организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с п. 11 настоящего перечня);

6. организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами – родственниками;

7. организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8. организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9. организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10. физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11. физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям. Это возможно, если особенности отношений между ними могут повлиять на условия и результаты заключенных ими сделок, а также на экономические результаты их деятельности и деятельности представляемых ими лиц. Это влияние заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Реализация товаров, работ и услуг взаимозависимому лицу через посредников приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами. Такая сделка будет контролируемой, если посредники:

  • не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Если все стороны и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами зарегистрированы в России или являются налоговыми резидентами России, то сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий (пп. 1–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает установленный лимит. В 2012 году он составляет три миллиарда рублей, в 2013 году – два миллиарда рублей. С 2014 года действует лимит в один миллиард рублей;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое, а сумма доходов по сделкам между сторонами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей;
  • среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход и лица, не являющиеся их плательщиками. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 миллионов рублей за календарный год;
  • хотя бы одна из сторон сделки применяет освобождение от уплаты налога на прибыль или исчисляющий его по нулевой ставке. Среди других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от уплаты налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год;
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, а среди других сторон есть лицо, им не являющееся. Сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей. Это условие применяется с 1 января 2014 года;
  • одна из сторон является оператором нового морского месторождения или владельцем лицензии на пользование недрами на таком месторождении и в целях налога на прибыль учитывает доходы (расходы) по этой сделке в соответствии с особенностями, установленными статьей 275.2 Налогового кодекса, при этом любая другая сторона сделки учитывает доходы (расходы) в общем порядке. Это положение не распространяется на сделки, совершенные между операторами и владельцами лицензий в отношении одного и того же месторождения при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья;
  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса.

Документами, по которым можно установить подконтрольность одного лица другим, могут являться (письмо ФНС России от 27 ноября 2015 года № ЕД-4-13/20767):

  • выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН); выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа (например, приказ о назначении на должность);
  • учредительные документы (устав, учредительный договор), акционерные соглашения, выписки из реестров акционеров, выписка по счетам депо в депозитариях;
  • договоры управления и иные соглашения;
  • другие документы.

Эти документы могут служить дополнительными доказательствами взаимозависимости лиц в тех случаях, когда по критериям, согласно Налоговому кодексу, однозначно определить подконтрольность одного лица другим не удается, но отношения между сторонами сделок влияют на экономические результаты деятельности этих лиц.

Внешнеторговые сделки

Условия признания сделок контролируемыми в налоговых целях определены статьей 105.14 НК РФ. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми, если:

  • предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни (п. 5 ст. 105.14 НК РФ);
  • сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

При отнесении сделок к сделкам в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли в целях признания таких сделок контролируемыми в налоговых целях следует учитывать положения Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем установлены критерии определения деятельности в качестве внешней торговли товарами (подп. 7 ст. 2 Закона № 164-ФЗ).

Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Не является внешней торговлей товарами:

  • перемещение товаров между частями территории РФ, если они не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства;
  • перемещение товаров на территорию РФ с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права;
  • перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

Если сделки не могут быть отнесены к сделкам в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли по критериям Закона № 164-ФЗ, они не могут быть признаны контролируемыми по подпункту 2 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, но могут - по иным основаниям этой статьи (письмо Минфина России от 29 октября 2014 г. № 03-01-18/54873).

Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах

Новыми положениями Налогового кодекса установлено, что контролируемыми являются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшорных зон, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации. Офшорная зона – это государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Этот перечень утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 года № 108н. При этом если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в этот перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой сделки такая организация рассматривается как резидент офшора.

Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год.

Какие сделки не являются контролируемыми

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1. сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2. сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

  • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
  • у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
  • они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов Российской Федерации;
  • у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2–7 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса;

3. сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (подп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);

4. сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ (подп. 7 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Имейте в виду, что даже если сделка не соответствует признакам контролируемой, она может быть признана такой через суд. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Есть еще одно условие, необходимое для признания любой сделки контролируемой. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых или налогу на добавленную стоимость. При этом в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяются только эти четыре налога.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!