.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Виды налоговых проверок

Последний раз обновлено:

Налоговые проверки бывают:

  • выездные – это проверки, проводимые, как правило, на территории фирмы, предпринимателя, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (иных участников этой группы);
  • камеральные (иногда их называют «документальные») – это проверки налоговых деклараций и расчетов, сданных фирмами (предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам);
  • в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • в форме налогового мониторинга.

Выездные проверки

Выездные проверки наиболее опасны – именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

Выездные проверки бывают:

  • комплексные и выборочные (тематические);
  • контрольные;
  • плановые и внеплановые;
  • «встречные»;
  • в виде контрольной закупки.

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке – по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки – тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Отметим, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль по этой группе (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок ее участников по налогам, которые указанная группа не исчисляет и не уплачивает, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

О том, что хотят проверить налоговики, вы можете узнать из решения о проведении проверки. Этот документ проверяющие обязаны вам предъявить. Подробнее читайте раздел «Налоговая инспекция» → подраздел «Процедура выездной проверки» → ситуацию «С чего начинается выездная проверка».

Пример

Налоговики в 2014 году пришли с проверкой в ООО «Актив». Руководителю фирмы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этим налогам за 2011-2013 год, то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011-2013 год, то есть провести комплексную проверку.

Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из ФНС.

Налоговая инспекция проводит повторную проверку только в одном случае: если фирма представила уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная. Будет проверен период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока.

Контрольная проверка схожа с выездной: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача – проверить фирму, то при контрольной – проверяющих.

Пример. Отмена проверки из-за некорректных целей

Региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку организации, занимающейся добычей полезных ископаемых. Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия – это проверка работы налоговой инспекции.

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то к фирме могут применить новые налоговые санкции. Сущность повторной проверки состоит в том, что вышестоящий орган заново и в полном объеме проверяет деятельность налогоплательщика по тем же налогам и за тот же период. При этом не исключена возможность вынесения нового решения, по которому будут выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени. На это указал Конституционный Суд в Постановлении от 17 марта 2009 года № 5-П. Таким образом, по результатам повторной проверки может быть вынесено новое решение об уплате сумм доначисленных налогов.

ФНС России вправе единолично пересмотреть решение своего регионального управления, даже без привлечения заинтересованного налогоплательщика.Такой вывод сделал ВС РФ осенью 2017 года.

ИФНС провела камеральную налоговую проверку ООО. Инспекторы выявили нарушения и доначислили фирме пени и штрафы. Обществу также было отказано в возмещении входного НДС.

Областное Управление ФНС это решение отменило, так как районные инспекторы не доказали согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Тем не менее, в порядке контроля за деятельностью областного Управления ФНС России отменила его решение и оставила в силе решение ИФНС.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании решения ФНС недействительным.

Суды трёх инстанций (городской Арбитражный суд, арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд округа) отказали Обществу в удовлетворении требований.

Судьи отметили, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов «в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам».

Следовательно, ФНС может отменять решения нижестоящих налоговых инспекций, даже не привлекая налогоплательщика. Сроки такой отмены не предусмотрены ни Законом о налоговых органах (Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»), ни Налоговым кодексом.

В ответ на эти решения Общество обратилось с жалобой в Верховный Суд.

Судебная коллегия ВС РФ оставила решения своих арбитражных коллег без изменений.

Верховные судьи подтвердили, что вышестоящий налоговый орган может отменить решение нижестоящего. Это правило работает и в тех случаях, когда налогоплательщику были предоставлены налоговые льготы. Речь идет о тех случаях, когда решение нижестоящего органа было принято в нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ). Это неоднократно отмечалось в актах Конституционного Суда (см. определение от 22 апреля 2010 г. № 595-О-О, постановление от 24 марта 2017 г. № 9-П).

Помимо этого, обнаружив ошибку в решении нижестоящих инспекций, ФНС вправе исправить её по собственной инициативе. Это согласуется со статьей 57 Конституции РФ.

Что касается срока, в течение которого ФНС вправе отменить решения Управлений, то, действительно, ни в законе о налоговых органах, ни в Налоговом кодексе нет положения, регулирующего этот вопрос. Однако, по мнению Верховного Суда, вышестоящие налоговики могут отменять решения нижестоящих в пределах трех лет с момента окончания проверяемого налогового периода.

В итоге, Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы Общества и оставил решения судов без изменений (определение Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ-5672).

Таким образом, ФНС России вправе пересмотреть решение своего регионального управления о предоставлении налоговых льгот и вычетов.

По нашему мнению, такое решение Верховного Суда, по сути, расширяет полномочия ФНС. И при этом практически не оставляет налогоплательщику возможности влиять на пересмотр или отмену решений.

Получается, что бизнес не может быть застрахован от того, что через какое-то время после камеральной проверки вышестоящая инстанция не пересмотрит акт и не доначислит налоги.

Во избежание таких ситуаций старайтесь:

  • всегда проверять добросовестность контрагентов;
  • сохранять документы и отчетность за прошедшие налоговые периоды;
  • быть готовым аргументированно защищать свою позицию в случае спорных ситуаций с ФНС.

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе – налоговые инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах», о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.

6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.

7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.

8. Построение деятельности «цепочки контрагентов» без разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.

12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

«Встречная» проверка

В Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка». Однако инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Об этом ФНС РФ сообщила в письме от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Налоговые инспекторы могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки у любых лиц, обладающих такими сведениями, даже вне рамок налоговой проверки. В том числе те, которые касаются того или иного сотрудника этой фирмы или ИП (например, бумаги с его подписью) (письмо ФНС России от 2 августа 2018 г. № ЕД-4-2/14951@).

ИФНС направляет поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы нужные документы. В поручении указывается, при проведении какого мероприятия возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета налогоплательщика направляет ему требование о представлении документов. К нему прилагается копия первоначального поручения об истребовании документов (ст.93.1 НК РФ).

Поручение об истребовании документов и требование о представлении документов относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку. Налоговики вправе запросить информацию о сторонах этой сделки, ее предмете и об условиях совершения сделки.

Если в требовании о предоставлении документов содержится запрос в отношении не одной конкретной сделки, а в отношении всех сделок с данный контрагентом за несколько лет, это требование считается выданным с превышением полномочий контролеров. Если организация на такое требование ответит отказом в предоставлении документов, а ИФНС наложит за это штраф по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса, суд этот штраф признает незаконным и отменит его. Подтверждение этому можно найти в Постановлении АС Центрального округа от 24 апреля 2017 года № А14-14883/2015.

Проводить «встречную» проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса позволяет при наличии объективных причин ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока представления запрашиваемых документов. Это могут быть болезнь, командировка и даже отпуск главного бухгалтера.

Инспекторы не вправе требовать ранее представленные документы.

Имейте в виду, что датой получения требования в электронном виде считается дата, указанная в квитанции о приеме этого документа. Срок представления документов в налоговую инспекцию отсчитывается с момента (с даты) формирования квитанции о приеме. Если такая квитанция налоговым органом не получена, то оштрафовать за непредставление документов вас не смогут (Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А25-1548/2015).

Арбитражные судьи отмечают, что при отсутствии квитанции о приеме инспекция должна направить требование о представлении документов на бумажном носителе. Таков Порядок направления требования о представлении документов (утв. приказом ФНС РФ от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@).

За отказ предоставить инспекции по ее запросу документы по контрагенту фирме грозит солидный штраф – 10 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ). Такая же ответственность предусмотрена и за несвоевременное предоставление, уклонение от предоставления документов и предоставление документов с недостоверными сведениями. А вот за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте предусмотрена другая ответственность – штраф в размере 5000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года – 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

При этом важно знать, что если ваша фирма не ответила на запрос, а в налоговой инспекции не вынесли решение о привлечении к ответственности, то считайте, что деяние (бездействие) вами не совершено. И если в течение года вы еще раз проигнорируете запрос от проверяющих, то при привлечении вас к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса, вам выпишут штраф как за однократное нарушение, а не за повторное.И уже оштрафовать на 20 000 рублей вас не смогут.

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов по контрагенту или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса.

Ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса предусмотрена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте. Основание – пункт 6 статьи 93.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ.

В случае получения налоговиками необходимых документов их передают в инспекцию, которая направила поручение об истребовании документов. На это закон дает три дня. Такой же срок действует в случае, если от контрагента получено сообщение об отсутствии нужных документов.

Налоговики проводят «встречную» проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала «встречная» проверка.

Один из ее возможных результатов – отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС.

Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия – об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей – налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже – цифры в документах партнеров различаются: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, с одинаковыми реквизитами, но разными цифрами. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Эти бумаги можно будет предъявить в суде.

В такой ситуации налоговики могут обратиться в полицию, где могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Если сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, и при этом она превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм или составляет более 6 000 000 рублей — это уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Уклонением в особо крупном размере считается неуплата суммы, составляющей за такой же период более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм, или превышающей 30 000 000 рублей.

Налоговики проводят «встречную» проверку у вас

Если проводится «встречная» проверка вашей фирмы, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках «встречной» проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам «встречной» проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках «встречной» проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать документы (информацию) о конкретной сделке у всех ее участников (иных лиц) и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса.

Контрольная закупка

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополнив его новой статьей 16.1 «Контрольная закупка».

Контрольная закупка - мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) будут проводиться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Основания для проведения контрольной закупки такие же, как для проведения внеплановых выездных проверок.

Напомним эти основания (п. 2 ст. 10 Федерального закона 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ):

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, СМИ о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия; угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушения прав потребителей.

О проведении контрольной закупки проверяемые юридические лица и индивидуальные предприниматели не уведомляются.

Контрольная закупка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Если в ходе контрольной закупки будут выявлены нарушения обязательных требований, то всю информацию о контрольной закупке (после ее завершения) должностные лица должны будут передать представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно вместе с актом о проведении контрольной закупки. При этом контролеры должны предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении контрольной закупки.

Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом, проводившим контрольную закупку, свидетелями и представителем юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. Если вы откажетесь подписывать акт о проведении контрольной закупки, то об этом сделают отметку в акте.

Процедура контрольной закупки обязана проводиться в присутствии двух свидетелей или же с применением видеозаписи (фото-, киносъемки или иных установленных способов фиксации).

Информацию о контрольной закупке и результатах ее проведения должностные лица вносят в единый реестр проверок. Отдельные особенности организации и проведения контрольной закупки могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Новшества начнут действовать с 1 января 2017 года.

Камеральные проверки

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка представляет собой проверку налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Как правило, ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

Камеральную налоговую проверку расчета финансового результата инвестиционного товарищества налоговая инспекция проводит по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести «встречную» проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (об этом читайте выше).

О том, как проходит камеральная проверка, читайте раздел «Налоговая инспекция» → подраздел «Процедура камеральной проверки».

Минфин России утвердил Типовое положение о территориальных органах ФНС России (приказ Минфина России от 17 июля 2014 г. № 61н). Этот документ предусматривает изменение механизма администрирования НДС и обеспечение камерального налогового контроля в условиях электронного декларирования НДС.

Учреждена МИФНС по камеральному контролю, которая централизованно и автоматически проводит камеральные проверки по НДС. По результатам камерального контроля МИФНС делает выводы, какие компании неправомерно приняли к вычету входной НДС.

Кроме того, новая инспекция вправе направлять территориальным налоговым органам предложения о проведении проверок. Подчиняется МИФНС по камеральному контролю напрямую ФНС России.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!