.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Как учесть расходы по кредитам (займам)

Последний раз обновлено:

При получении кредита (займа) организация несет определенные затраты. Затраты, связанные с получением кредита (займа), могут быть:

  • основными;
  • дополнительными.

К основным затратам относятся проценты, подлежащие уплате по кредитам (займам).

Затраты по кредитам (займам) включите в состав прочих расходов:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66

– учтены проценты по кредиту (займу).

Это нужно делать равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения (п. 8 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина России от 16 октября 2008 г. № 107н).

К дополнительным расходам по кредитам (займам) относят:

  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
  • суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
  • другие затраты, которые непосредственно связаны с получением кредита (займа).

В учетной политике фирмы вы можете предусмотреть один из вариантов отражения дополнительных расходов:

1) В составе расходов будущих периодов с последующим их равномерным включением в состав прочих расходов в течение срока действия кредитного договора (договора займа). При этом проводки будут такими:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

– отражены дополнительные расходы по кредиту (займу);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 97

– часть дополнительных расходов списана в состав прочих расходов.

2) Единовременно в составе прочих расходов.

При этом сделайте проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60

– учтены дополнительные расходы по кредиту и займу.

Пример. Учет дополнительных расходов по кредиту (займу)

АО «Актив» 1 февраля текущего года взяло в банке «Коммерческий» беспроцентный кредит на три месяца. Сумма кредита составила 1 200 000 руб. Кредит предназначен для пополнения оборотных средств.

В погашение кредита «Актив» должен ежемесячно перечислять банку 1/3 от его суммы (400 000 руб.).

«Активом» были оплачены услуги по юридической экспертизе кредитного договора стоимостью 6000 руб. (без НДС).

В учетной политике «Актива» записано, что дополнительные расходы по займам и кредитам учитывают как расходы будущих периодов. При получении кредита бухгалтер «Актива» должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66

– 1 200 000 руб. – получен кредит;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 6000 руб. – оплачены юридические услуги, связанные с получением кредита.

Ежемесячно бухгалтер может включать в состав прочих расходов часть затрат по оплате юридических услуг в сумме:

6000 руб. × 1/3 = 2000 руб.

В конце каждого месяца бухгалтер «Актива» должен делать проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60

– 2000 руб. – списана часть расходов по оплате юридических услуг, связанных с получением кредита;

ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 51

– 400 000 руб. – возвращена часть кредита.

В некоторых случаях правилами бухгалтерского учета установлен особый порядок отражения затрат по полученным кредитам (займам), а именно: при использовании кредита (займа) на приобретение инвестиционных активов.

Как учесть расходы по кредитам (займам), полученным для оплаты инвестиционного актива

Если фирма на приобретение и (или) строительство основного средства, нематериального или иного внеоборотного актива затратила много времени и средств, то такой актив для фирмы является инвестиционным.

Проценты по кредитам и займам, взятым на покупку инвестиционного актива, включают в стоимость актива при следующих условиях (п. 9 ПБУ 15/2008):

  • расходы по приобретению, сооружению и изготовлению инвестиционного актива признают в бухгалтерском учете;
  • расходы по кредитам на приобретение, сооружение и изготовление инвестиционного актива признают в бухгалтерском учете;
  • работы по приобретению, сооружению и изготовлению инвестиционного актива должны быть начаты.

В остальных случаях проценты по кредитам и займам включают в состав прочих расходов. Это же правило действует и для дополнительных расходов.

Начиная с годовой отчетности за 2010 год, малые предприятия могут учитывать любые расходы по займам как прочие. В том числе и расходы на покупку инвестиционных активов (п. 7 ПБУ 15/2008).

В случае приостановки приобретения (изготовления) инвестиционного актива на срок свыше трех месяцев, проценты по полученным займам прекращают включать в стоимость этого актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления.

В этот период проценты включают в состав прочих расходов. Если фирма возобновит приобретение (изготовление) инвестиционного актива, то проценты по займам включают в стоимость актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.

Бывают случаи, когда фирмы начинают использовать инвестиционный актив в производственных целях, несмотря на то что работы по его приобретению (изготовлению) не завершены. В этом случае проценты по полученным займам прекращают включать в стоимость этого актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования актива. При этом проводки будут такими:

ДЕБЕТ 51, 52 КРЕДИТ 66-1, 67-1

– получены заемные средства;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражена покупная стоимость основного средства без НДС;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– отражена сумма «входного» НДС по счету-фактуре поставщика;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 66-2, 67-2

– отражено начисление процентов за пользование заемными средствами и их включение в стоимость инвестиционного актива до начала его использования;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66-2, 67-2

– отражено начисление процентов за пользование заемными средствами после начала использования инвестиционного актива.

Проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения основных средств, уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу после их начисления (условия необходимые для принятия процентов к учету, а также их размер приведены выше).

Как учесть затраты по кредитам (займам), полученным для оплаты материально-производственных запасов или иных ценностей

Если кредит используют для оплаты материальных ценностей, то расходы по нему включают в состав прочих расходов. Причем независимо от того, оприходованы материальные ценности или фирма оплачивает их авансом. Это правило действует с 1 января 2009 года (п. 7 ПБУ 15/2008). При этом сделайте проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66-2, 67-2

– учтены расходы по кредиту (займу), использованному для оплаты материальных ценностей.

В налоговом учете проценты по кредитам и займам, полученным для покупки материальных ценностей, уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу после их начисления. При этом нужно учитывать ограничения, которые установлены Налоговым кодексом для учета любых процентов по кредитам и займам.

Проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения материальных ценностей, уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу после их начисления (условия необходимые для принятия процентов к учету, а также их размер приведены выше).

Как отразить проценты по кредиту, который взят для предварительный оплаты товаров, покажет пример.

Пример

Для покупки партии товаров 1 марта АО «Актив» получило банковский кредит в сумме 590 000 руб. Кредит предоставлен на 30 дней под 20% годовых. В этот же день плата за товар – 590 000 руб. (в том числе НДС – 98 333 руб.) – перечислена поставщику. Товары получены 5 марта.

31 марта «Актив» погасил кредит и проценты по нему.

Бухгалтер «Актива» сделал проводки:

1 марта

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66-1

– 590 000 руб. – получен кредит;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» КРЕДИТ 51

– 590 000 руб. – перечислен аванс за товары;

5 марта

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 491 667 руб. – оприходованы товары;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 98 333 руб. – учтен НДС по оприходованным товарам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 590 000 руб. – оплачены полученные товары за счет аванса;

31 марта

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66-2

– 9699 руб. (590 000 руб. × 20%: 365 дн. × 30 дн.) – начислены проценты по банковскому кредиту;

ДЕБЕТ 66-1 КРЕДИТ 51

– 590 000 руб. – погашен кредит;

ДЕБЕТ 66-2 КРЕДИТ 51

– 9699 руб. – погашены проценты по кредиту.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.