Типовые ситуации по счету 97 «Расходы будущих периодов»
Последний раз обновлено:
Понятие расходов будущих периодов из бухучета в принципе исключено, хотя в Плане счетов и инструкции по его применению счет 97 «Расходы будущих периодов» еще остается. И в некоторых ПБУ они упоминаются как расходы, которые списываются на себестоимость не сразу, а постепенно.
Затраты, понесенные фирмой в отчетном периоде, отражают в качестве расходов будущих периодов, если они связаны с формированием актива, доходы от использования которого будут получены в будущем.
Такие активы отражаются в балансе, если их признание предусмотрено нормативными правовыми актами, и списываются в порядке списания соответствующего актива.
В бухгалтерском учете к расходам будущих периодов можно отнести затраты, если соблюдены условия:
- произведена оплата (при методе начисления – даже если обязательство признано, но еще не погашено);
- прекращено встречное обязательство;
- приобретенный актив нельзя учесть как ОС или НМА;
- расходы списывают в течение одного или нескольких периодов.
Обратите внимание: для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности расходов будущих периодов, которые не отвечают критериям запасов, нужно использовать не строку 1210 «Запасы», а другую строку, к примеру, 1260 «Прочие оборотные активы».
Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов прямо предусмотрен некоторыми нормативными актами по бухучету.
О таких расходах (расходах, обусловливающих получение доходов в течение нескольких отчетных периодов) идет речь, например, в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
Это затраты, связанные с предстоящими строительными работами (п. 16 ПБУ 2/2008).
Кроме этого, расходы будущих периодов упоминаются в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от 16 октября 2008 г. № 107н). Согласно этому стандарту, в составе расходов будущих периодов можно учитывать:
- дополнительные расходы по займам и кредитам (п. 8 ПБУ 15/2008);
- начисленные проценты на вексельную сумму (п. 15 ПБУ 15/2008);
- начисленные проценты или дисконт по облигации (п. 16 ПБУ 15/2008).
Расходы в виде разового платежа за право пользования программным лицензионным обеспечением, предусмотренные пунктом 39 ПБУ 14/2007, из состава расходов будущих периодов исключены в связи с прекращением действия указанного ПБУ и вступлением с 1 января 2024 года в силу нового ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина от 30 мая 2022 г. № 86н.
Кроме того, бухгалтер сам может некоторые виды затрат отнести к расходам будущих периодов, если ни в одном ПБУ не оговорен его конкретный случай.
Для этого необходимо соблюдать условия, при которых произведенные затраты могут быть отнесены к расходам (п. 16 ПБУ 10/99):
- расход производится на основании определенного договора в соответствии с требованиями законодательства, обычаями делового оборота;
- имеются основания считать, что в результате данной операции уменьшится экономическая выгода организации;
- сумму затрат можно определить.
Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то осуществленные траты не могут считаться расходами и должны в бухгалтерском учете отразиться как дебиторская задолженность.
Не признаются расходами с постепенным списанием на затраты:
- авансы, выданные в счет будущего получения товаров, услуг, работ;
- подписка на электронные и печатные издания.
Обратите внимание: оплата в одном отчетном периоде за товар или услугу, полученную в другом отчетном периоде, не может быть отнесена к расходам будущих периодов. Это не что иное, как выданный аванс. Его сумму учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным» и отражают по строке 1230 баланса.
Читайте также Как распознать расходы будущих периодов
Какие делать проводки
Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». В балансе по строке 1210 указывают дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).
При учете расходов будущих периодов в дебет счета 97 записывается сумма произведенных затрат:
Дебет 60 Кредит 51 (50)
– оплачено поставщику;
Дебет 97 Кредит 60
– учтены расходы будущих периодов.
Списание доли расходов будущих периодов, относящихся к данному периоду, отражается по кредиту счета 97 и дебету счетов производственных затрат. Проводки будут такими:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97
– списана доля расходов будущих периодов, относящаяся к отчетному периоду
Порядок и сроки переноса доли расходов будущих периодов на себестоимость продукции рассчитываются исходя из их вида. Основным критерием для этого является договор, в котором должен быть оговорен срок действия услуги или использования актива. Если такого нет, то бухгалтер может самостоятельно выбрать метод определения срока и отразить его в учетной политике или внутреннем документе (приказе, распоряжении согласно п. 4, 8 ПБУ 1/2008).
На счете 97 бухгалтерия отражает затраты, которые уже понесены, но относятся к будущим периодам. Например, на этом счете ведут учет расходов на выплату страховых премий, лицензионных платежей, вознаграждений за поручительство.
Читайте также Как учитывать расходы будущих периодов (на примерах)