Расходы будущих периодов
Последний раз обновлено:
Понятие расходов будущих периодов из бухучета в принципе исключено, хотя в Плане счетов и инструкции по его применению счет 97 «Расходы будущих периодов» еще остается. И в некоторых ПБУ они упоминаются как расходы, которые списываются на себестоимость не сразу, а постепенно.
Затраты, понесенные фирмой в отчетном периоде, отражают в качестве расходов будущих периодов, если они связаны с формированием актива, доходы от использования которого будут получены в будущем.
Такие активы отражаются в балансе, если их признание предусмотрено нормативными правовыми актами, и списываются в порядке списания соответствующего актива.
В бухгалтерском учете к расходам будущих периодов можно отнести затраты, если соблюдены условия:
- произведена оплата (при методе начисления – даже если обязательство признано, но еще не погашено);
- прекращено встречное обязательство;
- приобретенный актив нельзя учесть как ОС или НМА;
- расходы списывают в течение одного или нескольких периодов.
Обратите внимание: для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности расходов будущих периодов, которые не отвечают критериям запасов, нужно использовать не строку 1210 «Запасы», а другую строку, к примеру, 1260 «Прочие оборотные активы».
Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов прямо предусмотрен некоторыми нормативными актами по бухучету.
О таких расходах (расходах, обусловливающих получение доходов в течение нескольких отчетных периодов) идет речь, например, в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
Это затраты, связанные с предстоящими строительными работами (п. 16 ПБУ 2/2008).
Кроме этого, расходы будущих периодов упоминаются в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от 16 октября 2008 г. № 107н). Согласно этому стандарту, в составе расходов будущих периодов можно учитывать:
- дополнительные расходы по займам и кредитам (п. 8 ПБУ 15/2008);
- начисленные проценты на вексельную сумму (п. 15 ПБУ 15/2008);
- начисленные проценты или дисконт по облигации (п. 16 ПБУ 15/2008).
Расходы в виде разового платежа за право пользования программным лицензионным обеспечением, предусмотренные пунктом 39 ПБУ 14/2007, из состава расходов будущих периодов исключены в связи с прекращением действия указанного ПБУ и вступлением с 1 января 2024 года в силу нового ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина от 30 мая 2022 г. № 86н.
Кроме того, бухгалтер сам может некоторые виды затрат отнести к расходам будущих периодов, если ни в одном ПБУ не оговорен его конкретный случай.
Для этого необходимо соблюдать условия, при которых произведенные затраты могут быть отнесены к расходам (п. 16 ПБУ 10/99):
- расход производится на основании определенного договора в соответствии с требованиями законодательства, обычаями делового оборота;
- имеются основания считать, что в результате данной операции уменьшится экономическая выгода организации;
- сумму затрат можно определить.
Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то осуществленные траты не могут считаться расходами и должны в бухгалтерском учете отразиться как дебиторская задолженность.
Не признаются расходами с постепенным списанием на затраты:
- авансы, выданные в счет будущего получения товаров, услуг, работ;
- подписка на электронные и печатные издания.
Обратите внимание: оплата в одном отчетном периоде за товар или услугу, полученную в другом отчетном периоде, не может быть отнесена к расходам будущих периодов. Это не что иное, как выданный аванс. Его сумму учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным» и отражают по строке 1230 баланса.
Какие делать проводки
Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». В балансе по строке 1210 указывают дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).
При учете расходов будущих периодов в дебет счета 97 записывается сумма произведенных затрат:
Дебет 60 Кредит 51 (50)
– оплачено поставщику;
Дебет 97 Кредит 60
– учтены расходы будущих периодов.
Списание доли расходов будущих периодов, относящихся к данному периоду, отражается по кредиту счета 97 и дебету счетов производственных затрат. Проводки будут такими:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97
– списана доля расходов будущих периодов, относящаяся к отчетному периоду
Порядок и сроки переноса доли расходов будущих периодов на себестоимость продукции рассчитываются исходя из их вида. Основным критерием для этого является договор, в котором должен быть оговорен срок действия услуги или использования актива. Если такого нет, то бухгалтер может самостоятельно выбрать метод определения срока и отразить его в учетной политике или внутреннем документе (приказе, распоряжении согласно п. 4, 8 ПБУ 1/2008).
Например, при создании Web-сайта, когда разработчик не передает заказчику исключительное право на него .
Как учитывать расходы будущих периодов (на примерах)
Итак, порядок учета и списания расходов будущих периодов нужно искать в конкретных ПБУ.
Так, например, платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности, которые осуществлены на основании лицензионного договора фиксированной суммой, отражают в качестве расходов будущих периодов и списывают в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007). Как правило, это делают равномерно.
Как отразить в учете равномерное списание расходов будущего периода, покажет пример.
В январе отчетного года АО «Актив» приобрело право на использование компьютерной программы. Лицензионным договором установлено, что программа подлежит использованию в течение трех лет. Затраты на оплату права использования программы составили 18 000 руб. (единовременный платеж).
При оплате бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 18 000 руб. – поступил платеж по лицензионному договору;
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – фиксированный разовый платеж за пользование программой отражен в составе расходов будущих периодов;
ДЕБЕТ 012
– 18 000 руб. – отражено в забалансовом учете право пользования нематериальным активом.
Ежемесячно в течение срока действия договора на использование программы бухгалтер «Актива» должен делать проводку:
ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 97
– 500 руб. (18 000 руб. : 3 года : 12 мес.) – списана часть фиксированного платежа.
За 12 месяцев отчетного года будет списано 6000 руб. (500 руб. × 12 мес.). В балансе за отчетный год по строке 1210 нужно отразить несписанную часть расходов в сумме 12 000 руб. (18 000 – 6000).
Другой пример.
Расходы по договору строительного подряда, понесенные в связи с предстоящими работами, учитываются как расходы будущих периодов (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»).
Для этого должны выполняться условия:
- расходы могут быть достоверно определены;
- в отчетном периоде, в котором расходы возникли, существует вероятность, что договор будет заключен.
Если эти условия не выполняются, расходы признают прочими расходами того периода, в котором они понесены (п. 15 ПБУ 2/2008).
АО «Строитель» готовится к тендеру на строительство объекта. Тендер запланирован на ноябрь текущего года. Разработку технико-экономического обоснования осуществляет проектная организация. Стоимость работ составляет 720 000 руб., в том числе НДС – 120 000 руб. Работы сданы и оплачены в апреле года, следующего за отчетным.
Эти затраты можно включить в расходы по договору подряда, поскольку на момент их осуществления есть вероятность, что тендер будет выигран и договор будет подписан. Сумму расходов можно отнести к расходам будущих периодов. Списываются они единовременно: в бухучете - после завершения работ по договору подряда (п. 21 ПБУ 2/2008), а в налоговом учете - на дату акта приемки-передачи ТЭО.
В ноябре бухгалтер «Строителя» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
– 600 000 руб. (720 000 − 120 000) – стоимость работ по разработке технико-экономической документации отнесена на расходы будущих периодов;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 120 000 руб. – отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 «расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 120 000 руб. – на основании счета-фактуры проектной организации «входной» НДС принят к вычету;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 720 000 руб. – оплачена стоимость проектных работ;
ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.
По состоянию на отчетную дату в балансе по строке 1210 будет отражена сумма 600 000 руб.
В апреле следующего года бухгалтер сделает проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97
– 600 000 руб. – стоимость проектных работ включена в расходы по договору подряда;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль»
– 120 000 руб. – погашено отложенное налоговое обязательство.
Как распознать расходы будущих периодов
Главная задача при учете расходов будущих периодов – это разграничить понесенные организацией затраты на расходы и на активы, а затем выделить отдельный самостоятельный объект - расходы будущих периодов.
Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.) определяющие факторы для признания актива – это его подконтрольность организации и возможность получения от него экономических выгод, то есть притока денежных средств. А экономические выгоды актив принесет, когда он может быть:
- использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
- обменен на другой актив;
- использован для погашения обязательства;
- распределен между собственниками организации.
Это определение вполне позволяет отнести те или иные затраты к расходам будущих периодов в качестве актива. А бухгалтеру следует сформировать критерии такого отнесения (по видам затрат с учетом специфики отрасли) и закрепить их в бухгалтерской учетной политике.
Как распознать тот актив, который затем можно отправить на счет 97?
В пункте 65 приказа Минфина России от 24 декабря 2010 года № 186н сказано, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Эту норму разъяснил Минфин России еще в письме от 12 января 2012 года № 07-02-06/5. В нем говорится, что если осуществленные затраты соответствуют условиям признания актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, то эти затраты подлежат отражению в бухгалтерском балансе в составе этого актива. Это значит, что если речь идет об основных средствах, нематериальных активах, то списывать их следует в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов.
О каком «ином случае» идет речь? Попробуем разобраться на примере.
Например, сезонное предприятие в межсезонный период проводит подготовку к сезону. При этом оно несет затраты на приобретение новых основных средств и ремонт старого оборудования. Приобретение основного средства – это вложение во внеоборотные активы. Приобретенный объект учитывается по правилам бухучета:
Дебет 08 Кредит 60
- учтены расходы по приобретению основного средства;
Дебет 01 Кредит 08
- основное средство зачислено в состав основных средств.
Стоимость основного средства будет списана на расходы через амортизацию.
Ремонт оборудования следует учесть в составе расходов будущих периодов:
Дебет 97 Кредит 60
- стоимость ремонтных работ отнесена в состав расходов будущих периодов.
Стоимость ремонтных работ будет списана на расходы в сезон, в порядке, установленном учетной политикой предприятия – например, равномерно в течение сезона или пропорционально объему выпущенной продукции:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97
- часть стоимости ремонтных работ списана на расходы.
Таким образом, «иной случай» признания актива – это, например, отнесение к расходам будущих периодов подготовительных работ, в том числе стоимости ремонта основных средств. Здесь же могут быть затраты на подготовку и благоустройство рабочей территории, ремонт помещений и другие затраты. Все это - активы, поскольку их можно рассматривать как вложения в собственное производство, которые принесут доход в будущем.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!