.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Последний раз обновлено:

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг дополнил Налоговый кодекс новым разделом V.2.

Налоговый мониторинг предоставляет организациям возможность еще до подачи налоговой декларации разрешить все спорные вопросы правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Проведение налогового мониторинга допускается в отношении организаций, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза), составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Обратите внимание: налоговый мониторинг в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков применяется с 1 января 2016 года.

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 1 ст. 105.26 в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Организации могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета (регламент информационного взаимодействия).

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 6 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Система внутреннего контроля - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Приказом ФНС России от 16 июня 2017 года № ММВ-7-15/509@ утверждены требования к организации системы внутреннего контроля.

Обратите внимание: за период налогового мониторинга инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Как проводится налоговый мониторинг

Организации нужно представить в налоговую по месту своего нахождения заявление о проведении налогового мониторинга. Это заявление нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года № ММВ-7-15/323@.

Пример заполнения заявления.

Вместе с заявлением в налоговую инспекцию нужно представить:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание: если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1. ст. 105.27 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Налоговый орган до 1 ноября года, в котором представлено такое заявление, должен принять одно из двух решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;
  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание: решение инспекторов об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Вынесенное налоговым органом решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год.

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который он проводится, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.

Обратите внимание: налоговый мониторинг прекращается досрочно, если организация:

  1. не исполняет регламент информационного взаимодействия;
  2. предоставила налоговикам недостоверную информацию;
  3. систематически (два раза и более) не представляет в налоговый орган необходимые документы (информацию), пояснения.

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации) организацией и в документах, имеющихся у налогового органа, то налоговики уведомляют об этом организацию. В этом случае фирма должна представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

При проведении налогового мониторинга инспекторы вправе истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В этом случае документы должны быть представлены в налоговую в течение десяти дней со дня получения требования.

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представить документы можно и на «бумаге» в виде заверенных организацией копий (п. 4 ст. 105.29 НК РФ).

Если у организации нет возможности представить документы (информацию, пояснения) в установленный срок, то об этом нужно уведомить налоговую инспекцию с указанием причин в течение дня, следующего за днем получения требования.

Обратите внимание: если налоговики установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) налогов и сборов, они обязаны составить мотивированное мнение. Оно должно быть направлено организации в течение пяти дней со дня его составления.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию инспекторов по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Мотивированное мнение может быть составлено как по запросу организации, так и по инициативе налоговой инспекции.

По инициативе инспекторов мотивированное мнение составляется, если при проведении налогового мониторинга установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Такое мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Если же у организации есть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни, она вправе запросить мотивированное мнение у налоговиков. При этом в запросе о представлении мотивированного мнения организации нужно изложить свою позицию по указанным вопросам.

Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Налоговая инспекция должна направить фирме мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения такого запроса.

Обратите внимание: срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

Если организация соглашается с мотивированным мнением инспекторов, об этом нужно уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения.

Если же организация не соглашается с вынесенным мотивированным мнением, то в течение одного месяца со дня его получения фирме нужно представить разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение. При этом данные разногласия со всеми имеющимися материалами для проведения взаимосогласительной процедуры налоговики обязаны в течение трех дней со дня их получения направить в Федеральную налоговую службу.

Обратите внимание: при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Взаимосогласительную процедуру проводит Федеральная налоговая служба после получения разногласий. Такая процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разъяснений. При этом во взаимосогласительной процедуре участвуют и организация, и налоговые органы, составившие мотивированное мнение.

По результатам взаимосогласительной процедуры налоговая уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Обратите внимание: участники налогового мониторинга могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.27 НК РФ).

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с запросом о предоставлении мотивированного мнения не только по совершенным, но и по планируемым операциям. При этом такое мнение будет являться обязательным для исполнения на время проведения налогового мониторинга как для налогового органа, так и для налогоплательщика.

Исключения составляют лишь те случаи, когда мотивированное мнение о сделке было основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, либо на момент исполнения сделки нормы законодательства изменятся или утратят силу.

По мнению ФНС России, механизм налогового мониторинга позволит налогоплательщикам обсуждать с налоговыми органами последствия будущих сделок и минимизировать налоговые риски.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор