.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Претензия

Последний раз обновлено:

Порядок внесудебного разрешения конфликта заключается в том, что стороны пытаются достигнуть соглашения без вмешательства третьих лиц. Внесудебный порядок может быть установлен законом. Например, если у фирмы возникли претензии к контрагенту по поводу выполнения договора перевозки, она должна сначала предъявить претензию перевозчику. Если разрешить конфликт не удастся, можно обратиться в суд. Такое требование установлено статьей 797 Гражданского кодекса.

Партнеры по договору могут самостоятельно предусмотреть внесудебный порядок решения спора в качестве обязательного условия. Однако претензионный порядок считается установленным, только если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, к порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Если в договоре просто указано, что в целях урегулирования споров стороны ведут переговоры, это не означает установление обязательного досудебного (претензионного) порядка их урегулирования, то есть в этом случае направлять претензию не обязательно.

Претензией принято называть документ, который обращен к контрагенту, не выполняющему требования договора. К примеру, если фирма заключила договор поставки продукции, а поставщик нарушил условия комплектации товара, компания имеет право потребовать:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • доукомплектования товара в разумный срок.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 480 Гражданского кодекса РФ.

Обратите внимание: в большинстве случаев компания может обратиться в суд без предъявления претензии.

При нарушении договора поставки предъявить претензию можно, если поставщик:

  • нарушил условия о количестве, качестве, ассортименте товара;
  • сорвал сроки поставки;
  • не соблюдает условия о таре и упаковке товара;
  • нарушил условия о порядке, условиях или месте сдачи товара;
  • не передал принадлежности и документы на товар.

Установленные законом случаи досудебного обжалования споров ограничены. Их примерный перечень содержится в письме ВАС РФ от 25 мая 2004 г. № С1-7/ УП-600. В него входят требование об изменении или о расторжении договора, претензии и иски к перевозчику, буксировщику, экспедитору грузов и др.

Как составить претензию

Форма претензии законом не установлена. Поэтому ее можно составить произвольно.

Главное, чтобы в претензии было указано:

  • наименование контрагента, нарушившего условия договора;
  • почтовый адрес и телефон контрагента;
  • номер претензии;
  • дата направления претензии;
  • сумма претензии;
  • основания отношений между партнерами (договор, номер и дата заключения);
  • условие, нарушенное контрагентом;
  • требование фирмы к нарушителю;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, на которых основаны требования;
  • срок выполнения требований;
  • расчет претензионных требований;
  • реквизиты банковского счета фирмы;
  • количество и наименование приложенных документов.

Претензия должна быть подписана руководителем фирмы, его заместителем или индивидуальным предпринимателем. Если претензию подписывает представитель компании, к документу необходимо приложить копию доверенности.

Образец претензии приведен ниже.

Имейте в виду: особые требования к содержанию претензии установлены при разрешении спора между перевозчиком и его клиентом. Содержание документа различается в зависимости от вида транспорта и вида нарушения. Например, в случае нарушений условий перевозки железнодорожным транспортом в претензии необходимо указать:

  • наименование фирмы и данные свидетельства о государственной регистрации;
  • местонахождение фирмы, предъявившей претензию, и ее почтовый адрес;
  • банковские реквизиты;
  • основания для предъявления претензии (утрата, недостача, повреждение груза и т. п.);
  • сумму претензии по каждому отдельному требованию, накладной, квитанции о приеме груза и другим документам;
  • перечень документов, прилагаемых к претензии.

Так сказано в пункте 6 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом (утверждена приказом Минтранса России от 31 марта 2016 года № 84). В пункте 7 указанных Правил перечислен перечень документов, которые необходимо приложить к претензии. Вот некоторые из них:

  • в случае просрочки доставки груза – накладная;
  • в случае задержки выдачи груза – накладная и акт общей формы;
  • в случае взыскания штрафа за поданные под погрузку неочищенные вагоны – акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов.

Как предъявить претензию

Порядок предъявления претензии может быть установлен сторонами самостоятельно в договоре или предусмотрен законом. Например, о том, как предъявлять претензию, связанную с нарушением договора перевозки, указано в транспортных уставах и кодексах.

Сначала компания должна обратиться к перевозчику с требованием составить коммерческий акт. Он является основанием для предъявления претензии.

В этом документе отражают следующие обстоятельства:

  • несоответствие наименования груза, его веса, количества;
  • повреждение груза;
  • обнаружен груз без документов или документы без груза.

Так сказано в части 2 статьи 124 Воздушного кодекса РФ.

Впрочем, если коммерческий акт не был составлен, фирма не теряет право подать претензию перевозчику.

Обратите внимание: если нарушены условия перевозки воздушным транспортом, предъявить претензию может компания-грузополучатель, страховщик или почтовая организация. Грузоотправитель такого права не имеет.

Если нарушения связаны с перевозкой по железной дороге, то предъявить претензию может и грузоотправитель. Об этом сказано в статье 120 Устава железнодорожного транспорта. На это обстоятельство обратил особое внимание Пленум Высшего Арбитражного Суда (постановление от 6 октября 2005 г. № 30).

Учтите, статус грузополучателя (грузоотправителя) определяется по данным в накладной. При этом грузополучатель (грузоотправитель) не всегда является собственником груза.

Пример

ОАО «Российские железные дороги» отправило 26 февраля 2005 г. со станции Крабовая 15 железнодорожных цистерн с дизельным топливом для ОАО «Камчатнефтепродукт». Однако по накладной грузополучателем являлось ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт». На станции назначения был обнаружен недостаток 5988 кг дизельного топлива. По данному факту составлен коммерческий акт. ОАО «Камчатнефтепродукт» подало на ОАО «РЖД» иск в арбитражный суд. Однако суд в его удовлетворении отказал, так как истец не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Отметка в накладной о назначении груза истцу не была принята во внимание (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. № Ф03-А73/06-1/4457).

Переуступить право предъявления претензии нельзя (п. 40 постановления ВАС РФ от 6 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“). Если порядок предъявления претензии законом не установлен, партнеры могут определить его самостоятельно.

По существующей практике к претензии прилагают заверенные фирмой копии документов, на которые ссылается компания (договор, оплаченный счет и др.). Если способ доставки претензии в договоре не указан, ее можно направить: ценным письмом, заказным письмом с уведомлением, нарочным и вручить под расписку.

Сроки предъявления претензии

Гражданским кодексом сроки предъявления претензии не установлены. Практика показывает, что предъявить претензию можно в течение срока исковой давности. При этом нужно учесть время, которое необходимо для ответа на претензию. Партнеры могут сами определить срок исполнения претензии, если он не установлен законом. К примеру, Устав железнодорожного транспорта РФ установил 30-дневный срок для ответа на претензию (ст. 124 УЖТ РФ).

В большинстве случаев срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Имейте в виду: подача претензии этот срок не продляет (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2012 г. по делу № А40-19699/12-55-182).

По договору перевозки иск можно предъявить в течение года (ст. 797 ГК РФ). В некоторых транспортных уставах, кодексах установлены более короткие сроки. Так, претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев, а штрафные претензии – в течение 45 дней (ст. 123 УЖТ РФ). Срок начинают исчислять:

  • за повреждение или недостачу товара – со дня выдачи груза;
  • за утрату груза – через 30 дней со дня окончания срока доставки;
  • за просрочку доставки товара – со дня выдачи груза;
  • по штрафам за задержку контейнеров, вагонов – со дня получения инкассового поручения о начислении штрафов перевозчиком.

Обратите внимание: если компанией был соблюден порядок выставления требований, но она не уложилась в срок, установленный транспортными уставами или кодексами, она не теряет право предъявления претензии (п. 42 постановления ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30).

Для урегулирования конфликта во внесудебном порядке стороны могут привлекать независимого посредника – медиатора (Закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ). В раздел договора о порядке разрешения конфликтов добавляют медиативную оговорку, включающую сведения:

  • о предмете спора;
  • о медиаторе и СРО медиаторов;
  • о порядке проведения процедуры медиации;
  • о порядке оплаты услуг;
  • о сроках проведения медиации.

Максимальный срок медиации – 180 дней, а если медиация начата в период судебного рассмотрения спора – 60 дней. В исключительных случаях срок медиации может быть продлен. На указанный срок продлевается срок исковой давности.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
Ваш подарок при покупке бератора - доступ к порталу для сдачи
годовой отчетности Бухгод.ру