.
^ Наверх

Проверка фирмы (предпринимателя)

Последний раз обновлено:

Чтобы иметь представление о своем контрагенте, недостаточно ограничиться только отзывами о нем в интернете, в средствах массовой информации и коллег-коммерсантов. Целесообразно изучить его более детально. Тогда не придется впоследствии решать проблемы с исполнением договора и тратить время и деньги на судебные тяжбы.

Прежде чем подписывать договор, имеет смысл изучить учредительные документы контрагента. В них следует обратить внимание на такие моменты:

  • кто вправе представлять интересы фирмы и подписывать договор;
  • каким документом предоставлено такое право: уставом, доверенностью, приказом, решением учредителей и т.д.;
  • цели деятельности контрагента;
  • подлежит ли лицензированию деятельность контрагента, и если да, то оформлены ли соответствующие лицензии.

Можно попросить, чтобы он предоставил Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Он содержит реквизиты контрагента.

Кроме того, следует выяснить, не находится ли контрагент в стадии банкротства. Об этом могут свидетельствовать финансовые документы (баланс, бухгалтерские и финансовые отчеты).

Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, можно попросить у него для ознакомления Свидетельство о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, а также Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Стоит проверить, каким видом деятельности он вправе заниматься, не истек ли срок действия его регистрационного документа.

Должная осмотрительность при выборе контрагента

Понятие «должная осмотрительность» законодательством не определено. И обязанности «подтверждать должную осмотрительность при выборе контрагента» не устанавливает. Поэтому организации должны решать данный вопрос по собственному усмотрению, действуя во избежание налоговых рисков.

Минфин России в своем письме от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@ рекомендует при оценке налоговых рисков исследовать среди прочих следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), отсутствие копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента;
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Эти признаки свидетельствуют о том, что фирма не проявила должной осмотрительности при заключении сделки.

Таким образом, под проявлением должной осмотрительности понимается то, что фирма использовала все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте.

Меры, которые следует принять перед заключением сделки, и которые будут свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности, выработаны на основе арбитражной практики. Приведем наиболее часто встречающиеся.

1. В том случае, если деятельность вашего контрагента по исполнению договора подлежит лицензированию, потребуйте копию лицензии. Судебная практика показывает, что истребование документов, подтверждающих право контрагента на занятие определенными видами деятельности, свидетельствует о проявлении должной осмотрительности (постановления ФАС Московского округа от 20 сентября 2012 г. по делу № А40-133560/11-75-534, Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2011 г. по делу № А19-20761/10).

2. Суды указывают, что одним из признаков проявления организацией должной осмотрительности является истребование у контрагента учредительных документов (устава, копии устава), а также копии свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22 июня 2012 г. по делу № А32-17249/2011, Уральского округа от 31 октября 2012 г. № Ф09-10449/12 по делу № А76-24854/11).

3. При оформлении контракта фирма должна удостовериться в личности лица, действующего от имени контрагента, а также в наличии у него соответствующих полномочий (постановления ФАС Московского округа от 21 сентября 2012 г. по делу № А40-121824/11-75-484, Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. по делу № А56-40217/2010).

4. При заключении сделки убедитесь в наличии у контрагента действующего расчетного счета (постановления ФАС Московского округа от 18 октября 2012 г. по делу № А40-20076/12-75-93, Северо-Западного округа от 16 декабря 2011 г. по делу № А52-1398/2011).

5. Одним из критериев проявления должной осмотрительности является также получение и анализ сведений о контрагентах путем использования официальных источников информации (СМИ и сети Интернет) (постановления ФАС Уральского округа от 13 июня 2012 г. № Ф09-4458/12 по делу № А76-14102/11, Московского округа от 30 мая 2011 г. № КА-А40/4929-11 по делу № А40-68516/10-76-325). Если в официальных источниках информации нет сведений о контрагенте проверяемой компании, то налоговики могут расценить этот факт как один из признаков фирмы-«однодневки» (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).

6. Личный контакт с представителями контрагента, среди прочего, также свидетельствует о проявлении организацией должной осмотрительности. Так, ФАС Московского округа поддержал налоговиков, указав, что фирма не проявила должной осмотрительности, поскольку договоры и иные первичные документы подписывались в отсутствие уполномоченных и законных представителей контрагента (постановление от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

7. Длительные отношения с поставщиком, в отношении которого ранее у проверяющих не было претензий, также свидетельствуют о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности. Арбитражная практика показывает: если договорные отношения компании с ее контрагентом носят не разовый, а продолжительный характер, это свидетельствует о проявлении ею должной осмотрительности (постановление ФАС Уральского округа от 15 февраля 2011 г. № Ф09-2542/10-С3 по делу № А50-32041/2009).

8. При выборе контрагента нужно также оценивать его деловую репутацию (постановление Президиума ВАС России от 25 мая 2010 г. № 15658/09). Подтверждением проверки деловой репутации партнера могут быть, в частности, письменные рекомендации других организаций.

Федеральная налоговая служба обращает внимание, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск.

Одной из самых важных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, является наличие у организации «проблемных» контрагентов. То есть таких контрагентов, которые являются либо фирмами-«однодневками», либо просто не платят налоги в бюджет.

Под фирмами-«однодневками» понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т. д (письмо ФНС России от 11 февраля 2010 года № 3-7-07/84, письмо Минфина России от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@).

Как правило, по сделкам с такими поставщиками налоговые инспекторы «снимают» у организации учтенные расходы и вычеты по входному НДС, если ими доказано, что при выборе контрагента организация «действовала без должной осмотрительности». При этом налоговики ссылаются на постановление Пленума ВАС России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» и доначисляют налоги.

Обратите внимание: перечень признаков, свойственных сделке с фирмой-«однодневкой», приведен в пункте 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение № 2 к приказу ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). К ним относятся:

  • отсутствие личных контактов руководства фирмы-поставщика и руководства фирмы-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя фирмы-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.);
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.


Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >