Кто публикует бухгалтерскую отчетность
Последний раз обновлено:
Некоторые фирмы обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации. Опубликование отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены Федеральными законами (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
К ним, в частности, относятся:
- акционерные общества;
- банки и другие кредитные организации;
- страховые организации;
- общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Согласно информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"» публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо в случаях, которые установлены федеральными законами. Например:
а) в соответствии со статьей 92 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность обязаны:
- публичное общество;
- непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
- путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения;
- в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал, если акционерное общество - эмитент обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (п. 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утв. Банком России 30 декабря 2014 г. № 454-П).
Эмитенты, которые раскрывают информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах. Существенные факты – это сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг эмитента.
Раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования такого сообщения в следующие сроки с момента наступления существенного факта:
- в ленте новостей - не позднее одного дня;
- на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее года.
Обратите внимание: организации, обязанные составлять консолидированную финансовую отчетность, также обязаны ее опубликовать. В частности, консолидированную отчетность составляют фирмы, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (п. 1 ст. 8 Закона № 208-ФЗ). Но такая отчетность составляется в соответствии с МСФО. А эти вопросы регулирует Закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ. .
Какие данные размещать в реестре
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для организаций, которые обязаны публиковать свою отчетность в СМИ, предусматривает обязанность вносить определенные сведения финансовой и бухгалтерской отчетности в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
С 1 января 2022 года Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 435-ФЗ конкретизировал состав таких сведений.
Уточнено, что вносить сведения нужно с указанием (подп. «л.2» п. 7 ст. 7 Закона № 129-ФЗ):
- периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
- даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность;
- даты утверждения отчетности, если предусмотрено ее утверждение;
- даты представления отчетности в ГИРБО;
- адреса сайта в сети «Интернет», используемого для раскрытия бухгалтерской отчетности и даты ее раскрытия;
- в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, с указанием наименования аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора и идентифицирующих данных (ИНН, ОГРН), а также даты аудиторского заключения;
- если отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в ГИРБО, нужно представить мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
Порядок размещения сведений в Федресурсе
С 1 января 2022 года внесены изменения в порядок размещения сведений об аудите и финансовой отчетности в реестре (подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).
Существовавшие отдельно друг от друга обязанности по публикации двух видов сообщений – о финансовой отчетности и результатах аудиторской проверки - были объединены в одну в рамках консолидации российского законодательства (согласно Информационному письму Минфина от 13 января 2022 г. № ИС-учет-36). Компании, которые ранее должны были вносить сведения о проведенном аудите в реестр отдельно, публикуют сведения об аудиторской проверке в рамках сообщения о финансовой отчетности.
Датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем юридического лица. Именно эта дата является отправной точкой для начала отсчета 3 рабочих дней, в течение которых соответствующая информация должна появиться в Федресурсе.
Однако на момент утверждения финансового отчета аудиторская проверка (если компания должна ее осуществлять) еще не будет проведена. Временной разрыв между датой подписания отчетности и датой подписания аудиторского заключения может составлять от 1 до 10 месяцев. Это объясняется тем, что аудиторскую проверку можно провести и подать заключение о ней в налоговую либо до конца I квартала года, следующего за отчетным, либо до конца года, следующего за отчетным.
В форме сообщения поля и блоки для их заполнения сведениями о финансовой отчетности и аудите независимы друг от друга. Это дает возможность проводить публикацию дважды, поскольку даты утверждения финансового отчета и подписания аудиторского заключения не сходятся между собой.
Объемы раскрываемой информации таковы:
1.Юрлица, чья финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, должны вносить в Федресурс информацию о финансовой отчетности с указанием следующих сведений:
- наименование аудиторской организации;
- ИНН, ОГРН и другие основные идентификаторы аудитора;
- дата подписания аудиторского заключения.
2.Юрлица, чья финансовая отчетность и аудиторское заключение не подлежит представлению в ГИРБО, должны вносить в Федресурс информацию о финансовой отчетности с указанием следующих сведений:
- наименование аудиторской организации;
- ИНН, ОГРН и другие основные идентификаторы аудитора;
- дата подписания аудиторского заключения;
- мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
3.Юрлица, которые размещают сведения об отчетности в СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных Банком России: ООО «Интерфакс – ЦРКИ», АО «АЭИ "ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ») нужно размещать в реестре публикацию о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным с указанием сведений о публикации в СМИ.
Ответственность за публикацию данных финансовой отчетности в реестре установлена ч.6-8 статьи 14.25 КоАП РФ. К санкциям относятся штраф до 50 000 рублей рублей и дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!