.
^ Наверх

Инвентаризация

Последний раз обновлено:

Основная задача инвентаризации – выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных ценностей и суммами задолженностей, чтобы обеспечить достоверность данных отчетности.

Инвентаризация – это сверка того, что отражено у бухгалтера на бумаге, с тем, что фактически находится в офисе, на складе и т.д., включая обособленные подразделения фирмы. Это также инвентаризация финансовых обязательств, то есть сверка задолженностей, которые числятся в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговых деклараций и т. д.

Особенно это актуально бывает в условиях распространения коронавирусной инфекции, поскольку у организации могут находиться продукты питания с истекшим сроком годности, неисполненные обязательства перед поставщиками (подрядчиками) либо сомнительная задолженность должников. Эта информация требует документального подтверждения.

С 21 июля 2022 года организации и ИП могут формировать электронные акты сверки взаимных расчетов по единому формату. Информация ФНС от 27 июня 2022 г.

Акт сверки взаимных расчетов формируют на основании данных бухгалтерского учета для определения сальдо таких взаиморасчетов.

Введение электронного акта сверки взаимных расчетов позволит:

  • автоматизировать внутренние бизнес-процессы организаций, в том числе обработку данных в своих информационных системах учета;
  • оптимизировать взаимодействие между участниками хозяйственной жизни;
  • представлять электронный акт сверки взаимных расчетов в налоговые органы при их истребовании или для пояснений.

Формат акта сверки взаимных расчетов утвержден приказом ФНС от 13 мая 2022 г. № ЕД-7-26/405@.

Проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме, но и ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).

Обратите внимание: согласно статье 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризации подлежит не имущество, а активы, то есть хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Активом признается не всякое имущество, а только то, которое способно приносить экономические выгоды.

Поэтому те активы, которые не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, нужно списать.

Скорректировать стоимость других дебетовых остатков позволят пассивные счета:

  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
  • 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
  • 96 «Резервы предстоящих расходов» - здесь собрана вся информация о суммах оценочных обязательств, включая резерв на оплату отпусков.

Нужно также убедиться, что числящиеся в учете расходы будущих периодов удовлетворяют критериям признания активов.

Читайте, как распознать, относится ли актив к расходам будущих периодов.

Случаи, сроки, порядок проведения и перечень объектов инвентаризации каждая компания определяет самостоятельно.

Однако существуют ситуации, когда инвентаризацию необходимо провести в обязательном порядке (п. 3 ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Один  из таких случаев утвержден пунктом 27 Приказа Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации". Согласно ему, в обязательном порядке инвентаризация должна быть проведена перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Перед составлением годовой отчетности дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. Инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. К назначенной дате бухгалтер должен подготовить документы для инвентаризационной комиссии.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.