.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Как учесть Web-сайт

Последний раз обновлено:

Фирма, которая планирует привлекать клиентов с помощью средств Интернета, должна создать свой Web-сайт, а затем оплачивать его содержание. Рассмотрим, как в этих случаях расходы фирмы нужно учитывать и отражать в отчетности.

Разработка сайта

Как правило, проектирование сайта поручают сторонним организациям. Компания-разработчик создает макет Web-сайта, наполняет его требуемым содержанием и преобразует в программу, которую можно выводить на экран компьютера.

Результатом этой работы является набор компьютерных файлов, которые разработчик и передает фирме-заказчику.

Учет затрат по созданию сайта зависит от того, кому принадлежит исключительное право на полученный программный продукт.

Если в договоре с разработчиком не сказано, что он передает вам исключительное право собственности на созданную программу, то учитывать затраты на проектирование сайта нужно на счете 97 «Расходы будущих периодов».

При этом руководитель фирмы должен своим приказом определить срок, в течение которого фирма будет использовать сайт.

Затраты на разработку сайта нужно будет равномерно списывать в течение этого периода.

Пример. Как учесть расходы на разработку сайта.

АО «Стройсервис» в июне заключило с ООО «Дизайн-студия XXI» договор о разработке сайта. В этом же месяце сайт был спроектирован и передан «Стройсервису». Стоимость работ составила 28 320 руб. (в том числе НДС – 4720 руб.). В договоре ничего не сказано о переходе исключительных прав на разработку фирме-заказчику. Поэтому бухгалтер «Стройсервиса» в июне должен сделать такие проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 28 320 руб. – перечислены деньги за разработку Web-сайта;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

– 23 600 руб. (28 320 – 4720) – получены компьютерные файлы, содержащие материалы сайта;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 4720 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 4720 руб. – НДС принят к вычету.

Договором о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности определено, что срок использования сайта – 2 года. Следовательно, ежемесячно в течение 2 лет фирма должна списывать в расходы 983 руб. (23 600 руб. : 2 года : 12 мес.). Однако начать это делать нужно с того месяца, в котором сайт фирмы появится в Интернете. А для этого придется зарегистрировать имя сайта и оплатить услуги хостинга.

Предположим, что сайт «Стройсервиса» появился в Интернете в августе. Начиная с этого месяца бухгалтер должен делать проводку:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

– 1000 руб. – списана часть расходов на создание сайта.

Таким образом, к концу отчетного года будет списано в расходы 4915 руб. (983 руб. × 5 мес.). Остаток на счете 97 на конец года будет равен 18 685 руб. (23 600 – 4915). Эту сумму нужно отразить в балансе по строке 1210.

Возможно, что разработчик передаст вам исключительные права собственности на разработанный сайт. В этом случае сайт будет вашим нематериальным активом.

То же можно сказать и о случае, когда фирма создает сайт собственными силами. Ведь исключительные права на программы для ЭВМ изначально принадлежат создавшим их фирмам. При этом специальная регистрация этих прав необязательна.

Начислять амортизацию сайта нужно в течение срока его полезного использования. Этот срок должен определить руководитель фирмы при вводе сайта в эксплуатацию. Существует три метода амортизации нематериальных активов:

  • линейный метод;
  • метод уменьшаемого остатка;
  • метод списания пропорционально выпуску продукции.

Выбранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике фирмы.

Пример. Исключительные права на созданный сайт.

Воспользуемся данными предыдущего примера, но предположим, что ООО «Дизайн-студия XXI» передало АО «Стройсервис» исключительные права на созданный сайт.

Тогда бухгалтер «Стройсервиса» в июне должен сделать такие проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 28 320 руб. – перечислены деньги за разработку Web-сайта;

ДЕБЕТ 08-5 КРЕДИТ 60

– 24 000 руб. (28 320 – 4320) – получены материалы сайта;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 4720 руб. – учтен НДС.

Фирма ввела сайт в эксплуатацию в августе. При этом нужно сделать проводки:

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08-5

– 23 600 руб. – сайт введен в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 4720 руб. – НДС принят к вычету.

Руководитель установил срок полезного использования сайта – 2 года.

Начиная с сентября ежемесячно нужно делать проводку:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 05

– 983 руб. (23 600 руб. : 2 года : 12 мес.) – начислена амортизация по сайту.

Таким образом, к концу года фирма начислит амортизацию в сумме 3932 руб. (983 руб. × 4 мес.). Остаточная стоимость сайта на 31 декабря отчетного года составит 29 668 руб. (23 600 – 3932 ). Ее нужно указать в годовом балансе по строке 1110.

Присвоение сайту доменного имени

Для сайта нужно зарегистрировать так называемое доменное имя, под которым сайт будет доступен в Интернете. Сделать это может та же компания, которая разрабатывает сайт вашей фирмы.

Но оформить регистрацию можно и самостоятельно. В настоящее время договоры о регистрации доменов в «зоне RU» (российская часть Интернета) нужно заключать с АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр».

За содержание одного доменного имени взимается ежегодная плата. По окончании года регистрацию следует продлевать.

Так как плата за регистрацию доменного имени вносится один раз в год (срок действия менее года), эти затраты  в качестве нематериального актива квалифицировать нельзя.  Значит, предстоит определиться, как их учесть – как расход текущего периода, или как актив.

Расходы организации  подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99). Расходы на регистрацию доменного имени можно отнести к расходам по обычным видам деятельности, так как  оно предназначено для поиска информации о фирме. В то же время эти затраты относятся к следующим отчетным периодам, а значит, их следует учитывать и списывать в соответствии с условиями признания активов (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Существует определение актива, используя которое можно квалифицировать в этом качестве  те или иные затраты.

Обратите внимание: не все активы являются имуществом или имущественными правами, и не все затраты – расходами в привычном понимании этого слова. Активы - это вложения, над которыми организация имеет контроль и которые принесут в будущем экономические выгоды (то есть будут способствовать притоку денежных средств). Кроме того, актив может быть и реализован (относительно доменного имени это тоже вполне применимо).

Такие характеристики актива приведены в пункте 7.2.  Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года.

Для бухгалтерского учета расходов, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам,  Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), предлагает счет 97 «Расходы будущих периодов». Списывать на финансовые результаты их можно равномерно в течение срока использования данного актива. Порядок для списания следует установить в учетной политике для бухгалтерского учета.

Учет доменного имени можно оформить проводками:

Дебет 97 Кредит 60 (76)

– затраты на регистрацию доменного имени учтены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97

– списана 1/12 общей суммы расходов (ежемесячно в течение срока действия).

В бухгалтерском балансе остаток по счету 97 относительно расходов на регистрацию доменного имени следует отразить в качестве оборотного актива, а списанные расходы – в отчете о финансовых результатов по строке «Себестоимость продаж».

Содержание сайта

Чтобы сайт начал работать, необходимо разместить его в Интернете. Для этого с фирмой-провайдером заключают договор на услуги хостинга. Хостпровайдер разместит ваш сайт на своем сервере, предоставляя к нему доступ через Интернет.

За это провайдеру нужно ежемесячно перечислять определенную плату. Обычно она невелика и составляет порядка 5 – 10 условных единиц (долларов США) в месяц. Эти суммы учитывают как текущие затраты на счете 44 «Расходы на продажу».

Аналогично нужно учитывать суммы, которые ваша фирма выплачивает за поддержание и обновление сайта.

Счет 44 ежемесячно можно списывать в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». Следовательно, сальдо по этому счету на дату составления отчетности будет нулевым и в бухгалтерском балансе фигурировать не будет.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.