.
^ Наверх

Обязательный аудит

Последний раз обновлено:

Обязательный аудит по закону об аудиторской деятельности

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

По этому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:

  • общественно значимые организации;
  • бюро кредитных историй;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году доходы от предпринимательской деятельности по данным налогового учета свыше 800 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 400 000 000 рублей;
  • фонды, которые за предшествующий год получили имущество, включая деньги, на сумму более 3 000 000 рублей;
  • организации в случаях, установленных федеральными законами.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ для целей аудита ввел понятие «общественно значимая организация» и определил их состав. К ним, в частности, относятся:

  • публичные акционерные общества (ПАО);
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • бюро кредитных историй;
  • клиринговые организации;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • государственные компании
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%.

Общественно значимыми организациями считаются общественно значимые организации на финансовом рынке.

Аудиторские услуги (аудит и сопутствующие ему услуги) общественно значимым организациям с 2023 года могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в специальный Реестр аудиторских организаций (оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям).

Пока же аудиторские организации обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности общественно значимых организаций Федеральное казначейство.

Обязательный аудит в силу федеральных законов

В силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») обязательному аудиту подлежат:

  • организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества – статья 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
  • организация является кредитной организацией - статья 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» ;
  • организация является страховой организацией - статья 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ;
  • организация является клиринговой организаций - статья 5 Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» ;
  • организация является обществом взаимного страхования - статья 22 Федерального закона «О взаимном страховании» ;
  • организация является организатором торговли - статья 5 Федерального закона «Об организованных торгах» ;
  • организация является негосударственным пенсионным фондом - статья 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» ;
  • организация является акционерным инвестиционным фондом - статья 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» ;
  • организация является управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда - статья 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в случае, если организация создана в организационно-правовой форме акционерного общества);
  • организация является управляющей компанией паевого инвестиционного фонда - статья 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»;
  • организация является управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда - статья 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность - статья 5 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Кто освобожден от обязательного аудита

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности следующие организации:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

Обратите внимание: аудиторское заключение необходимо хранить вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в течение всего срока, который установлен для хранения отчетности, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Когда проводят обязательный аудит

Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

Срок проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для туроператоров ограничен 15 апреля года, следующего за отчетным (установлено Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 352-ФЗ и применяется с 1 января 2022 года).

На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании "рабочих" вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки. Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность.

Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Внутренний контроль

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. То есть это требование касается всех без исключения (п. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ).

А если бухотчетность компании подлежит обязательному аудиту, компания должна организовать внутренний контроль не фактов хозяйственной жизни, а всей системы ведения бухучета и составления бухотчетности - внутренний аудит. Исключение – когда руководитель компании принял ведение бухучета на себя (ч. 2 ст. 19 Закона № 402-ФЗ).

Правила внутреннего контроля, разрабатываемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены правительственным постановлением от 30 июня 2012 г. № 667.

Кто ведет внутренний контроль и как оформить правила

Как правило, внутренний контроль осуществляют:

  • органы управления организации;
  • ревизионная комиссия (ревизор);
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  • специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения организации.

Правила внутреннего контроля можно оформить на бумаге или в виде электронного документа. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭЦП.

Правила внутреннего контроля на бумажном носителе подписываются руководителем организации, ИП и заверяются печатью (при наличии).

Правила внутреннего контроля в виде электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, ИП.

Направления проверки

В общем случае в процессе внутреннего аудита ревизор ведет проверку по таким направлениям.

1.Документальное оформление, к примеру:

  • как ведутся записи в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок;
  • включаются ли в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенные оценочные значения на основе расчетов);
  • соответствуют ли первичные учетные документы установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету.

2.Санкционирование сделок и операций. Их авторизация должна подтверждать правомочность совершения.

3.Сверка данных.

4.Разграничение полномочий и ротация обязанностей персонала.

5.Контроль фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация.

6.Проверка правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7.Порядок компьютерной обработкой информации и регламенты доступа к информационным системам, данным и справочникам, процедуры восстановления данных и др.

В идеале все эти основные процедуры должны соблюдаться не формально. Только тогда они смогут обеспечить финансовый контроль на должном уровне.

Дополнительные требования к внутреннему контролю были утверждены постановлением правительства от 14 июля 2021 г. № 1188. На внутренний аудит возложили обязанности в целях предотвращения отмывания доходов, которые получены преступным путем, а также недопущения финансирования терроризма отдельные сделки, проводимые компанией, проверять с особым вниманием.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ определил список таких сделок:

  • сделки с недвижимостью;
  • движение денег, ценных бумаг или другого имущества клиента;
  • операции по банковским счетам или счетам ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания компаний, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание компаний и иностранных структур без образования юрлица, обеспечение их деятельности, а также их купля-продажа.

В связи с этим для аудиторов (а также бухгалтеров на аутсорсинге, адвокатов, нотариусов и всех тех, кто оказывает юридические услуги), возложены дополнительные обязанности проверить, как в правилах внутреннего аудита фирмы описаны:

  • идентификация клиентов, их представителей, бенефициарных владельцев;
  • изучение клиентов;
  • оценка рисков и управление рисками отмывания доходов;
  • процесс выявления сделок и финансовых операций с признаками связи с отмыванием доходов, которые получены преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
  • порядок применения мер по замораживанию денег или иного имущества;
  • хранение информации и документов, подготовку и обучение кадров для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Новые требования вступили в силу с 13 января 2022 года (действующие правила внутреннего контроля должны были быть скорректированными в соответствии с новыми требованиями до 13 февраля 2022 года, а изменения - оформленными в виде новой редакции).

Расширение требований к оценке рисков

Постановлением правительства от 16 июня 2022 г. № 1092 с 17 июня 2022 года расширены требования к программам оценки и управления рисками. Установлено, что программа оценки и управления рисками предусматривает оценку рисков клиента по одной или по совокупности следующих категорий рисков:

  • риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;
  • риски, связанные с клиентами;
  • риски, связанные с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями (сделками), совершаемыми клиентом.

Новая редакция правил предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели при оценке рисков учитывают:

  • результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых клиентами продуктов (услуг), предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями;
  • рекомендации Федеральной службы по финансовому мониторингу;
  • типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках;
  • признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Решение о пересмотре группы риска осуществляется при выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска.

Классификация юрлиц по ГК РФ

Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ все юридические лица разделены на два вида - корпоративные (корпорации) и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ).

Унитарные юридические лица – это организации, учредители которых не являются их участниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, религиозные организации).

Корпоративные – это организации, имеющие в своем составе участников и исполнительные органы. К ним относятся, в частности, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. В корпорациях может быть два или более генеральных директора, которые могут действовать совместно или независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

Все акционерные общества разделены на публичные и непубличные. Публичные – это те, которые размещают акции на рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), непубличные не размещают свои акции на рынке ценных бумаг; ООО отнесены к непубличным организациям (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Понятий открытое и закрытое акционерное общество в Гражданском кодексе больше нет, и после 1 сентября 2014 года создать ЗАО или ОАО уже нельзя, а все действующие приравнены к АО. Принадлежность общества к публичным должна быть отражена в его уставе (и, соответственно, в названии) и в ЕГРЮЛ.

Организация должна быть создана на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Общий порядок принятия такого решения приведен в статье 50.1 Гражданского кодекса. В решении должны быть указаны сведения: об учреждении юрлица, об утверждении устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, об избрании (назначении) его органов. Если учредителей два и более, то решение должно быть принято единогласно.

Единственным учредительным документом юридических лиц является устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в учредительных документах организации (п. 6 ст. 5 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Эту информацию нужно сообщать в регистрационные органы для включения в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Для всех акционерных обществ введен обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Важно, что при передаче в уставный капитал АО или ООО неденежных вкладов, требуется привлекать независимого оценщика и иметь отчет о стоимости вклада независимо от его стоимости. Оценивать неденежные вклады дороже их оценочной цены участники не вправе (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Почтовая корреспонденция, направленная по адресу компании, указанному в ЕГРЮЛ, считается полученной юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Организация, которая в течение последних 12 месяцев не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующая), считается фактически прекратившей деятельность и исключается из ЕГРЮЛ (и, как следствие, ликвидируется) (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.