.
^ Наверх

Чем руководствоваться

Последний раз обновлено:

Все организации самостоятельно составляют учетную политику, руководствуясь законодательством о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организация выбирает способы ведения бухучета независимо от того, какие способы ведения учета выбирают другие организации.

Вместе с тем организация, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами (ч. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ). В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов основного общества (п. 5.1 ПБУ 1/2008).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и ПБУ

К документам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся, в первую очередь, федеральные стандарты. Утвержденные федеральные стандарты обязательны к применению, если в их тексте не сказано иное (п. 1 ч. 1, ч. ч. 2, 16 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 160-ФЗ уточнен статус положений по бухгалтерскому учету. Так, ПБУ, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года до 1 января 2013 года, признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Таким образом, следующие положения по бухгалтерскому учету считаются федеральными стандартами бухгалтерского учета (информационное сообщение Минфина России от 26 июля 2017 г. № ИС-учет-8):

Условное обозначение Название Утверждающий документ
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда Приказ Минфина России от 24.10.2008 № 116н
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н
ПБУ 5/01 (утратило силу с 2021 года в связи с утверждением ФСБУ 5/2019) Учет материально-производственных запасов Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н
ПБУ 6/01(утрачивает силу в связи с введением с 2022 года ФСБУ 6/2020) Учет основных средств Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н
ПБУ 7/98 События после отчетной даты Приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н
ПБУ 9/99 Доходы организации Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н
ПБУ 10/99 Расходы организации Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи Приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности Приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности Приказ Минфина России от 24.11.2003 № 105н
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств Приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов Приказ Минфина России от 06.10.2011 № 125н

Обратите внимание: отраслевые стандарты бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета (ч. 15 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

В рамках реформирования бухучета Минфин утвердил следующие ФСБУ:

  • ФСБУ 5/2019 «Запасы» утвержден приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. Он применяется с отчетности за 2021 год;
  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» утвержден приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н. Он обязателен к применению с отчетности за 2022 год;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден приказом от 17.09.2020 № 204н. Применяется с отчетности за 2022 год в обязательном порядке, в 2021 году – добровольно;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» утвержден приказом от 17.09.2020 № 204н Применяется с отчетности за 2022 год в обязательном порядке, в 2021 году – добровольно.

С 2023 года бухучет нематериальных активов в коммерческих организациях будет регулировать новый ФСБУ № 14/2021 «Нематериальные активы». Он заменит ПБУ 14/2007«Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. № 153н.

Также разработаны поправки в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Среди существенных - изменения, связанные как раз с НМА. Согласно поправкам, к капвложениям будут относиться (помимо прочего) издержки на:

  • приобретение имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предназначенных для использования непосредственно в качестве объектов НМА;
  • создание объектов НМА, в том числе в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • улучшение объектов НМА, в частности, их переработку, модификацию;
  • приобретение прав на занятие отдельными видами деятельности согласно специальному разрешению (лицензии).

Соответствующим образом дополнены основания для неприменения ФСБУ 26/2020. А именно, его не нужно применять:

  • при выполнении работ, оказании услуг по созданию, улучшению средств производства, результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, в отношении которых у организации не возникают исключительные права или права использования;
  • при восстановлении средств производства для других лиц;
  • при приобретении, создании активов, предназначенных для продажи.

Впервые изменения нужно будет учесть при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

По желанию и новый ФСБУ 14/2021, и поправки в ФСБУ 26/2020 можно начать использовать и раньше. Например, одновременно с обязательным началом применения ФСБУ 26/2020 - с 2022 года.

Формирование учетной политики

При составлении учетной политики в отношении конкретного объекта учета организация делает выбор из числа способов, допускаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ).

На основе обобщения и анализа правоприменительной практики приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н уточнен алгоритм формирования учетной политики организации. В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

1) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ учета по конкретному вопросу.

В этом случае учет конкретного объекта ведется способом, установленным федеральным стандартом бухучета. В учетную политику организация включает именно этот способ ведения бухгалтерского учета.

2) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов учета по конкретному вопросу.

В данном случае организация выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения бухгалтерского учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте учета.

Данный выбор должен производиться организацией на основе критериев, установленных ПБУ 1/2008. В общем случае такими критериями являются допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требования (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности).

В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

3) федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы учета по конкретному вопросу.

В третьем случае организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухучета по конкретному вопросу. При разработке способа ведения бухучета она должна исходить из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и основываться на установленных ПБУ 1/2008 допущениях и требованиях к учетной политике.

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н введена последовательность использования источников:

1) Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО);

2) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

3) рекомендациями в области бухгалтерского учета.

Так, в качестве источника первой очереди применяются МСФО по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Также можно применять упрощенные способы учета, разрабатывать способ ведения учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Отступление от алгоритма составления учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухгалтерского учета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Здесь речь идет об исключительных случаях. В этих случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики. Так, ПБУ 1/2008 установлены следующие условия:

  • определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

При этом если организация отступает от общего порядка формирования учетной политики, она обязана раскрыть следующую информацию в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухучета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

2) обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;

3) содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

4) значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.

Право унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО.

Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» составляется в соответствии с МСФО;

или

  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (см. ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»).

Данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО. Это, в частности, означает: если применение какого-то способа ведения бухучета, предусмотренного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т.е. препятствует соблюдению этих требований), то такая организация вправе не применять данный способ ведения учета. Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.

В описанном случае в отношении каждого непримененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) описать такой способ;

2) раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Требования рациональности ведения учета

Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Минфина России уточнил содержание этого требования.

Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Порядок отражения последствий изменения учетной политики

Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

Обратите внимание: некоторые бухгалтерские стандарты включают четкое указание о том, какой способ отражения последствий изменения учетной политики нужно применить в связи с началом его применения.

Обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов

Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями.

Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил учета происходит в два этапа. На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно, на втором этапе – в обязательном порядке.

Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отмена обязанности раскрывать в отчетности отдельные факты

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его;
  • требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

В какой отчетности отражать переход на новый ФСБУ

Изменения в учетной политике и порядке бухучета активов и обязательств могут оказать влияние на финансовые результаты.

Последствия изменения учетной политики оцениваются (п. 13 ПБУ 1/2008):

  • в денежном измерении;
  • на основе выверенных данных;
  • на дату, с которой применяется новый способ учета.

То есть отразить корректировки, связанные с изменением учетной политики, необходимо по состоянию на 1 января года, с которого началось использование нового стандарта. Это нужно сделать в межотчетный период.

До начала применения новых правил мы можем только предположить, что изменения будут. Но на практике сами последствия будут видны только по окончания отчетного периода, в котором были введены новшества.

Результаты деятельности за год применения нового стандарта будут выверены и ясны на отчетную дату. И отразить их нужно будет в отчетности именно за этот год. Год первого применения.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор