.
^ Наверх

Особенности учетной политики «упрощенца»

Последний раз обновлено:

С 1 января 2013 года все организации, применяющие УСН, ведут бухгалтерский учет в полном объеме. И как все бухгалтеры, «упрощенец» должен составить учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также разработать рабочий план счетов. В рабочем плане счетов он должен указать те счета бухгалтерского учета, которые будет использовать.

Обращаем ваше внимание, что малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:

  1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок, включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов;
  3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе не нужно выявлять в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства и отложенные налоговые активы и обязательства;
  4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе не нужно раскрывать в годовой бухгалтерской отчетности информацию по прекращаемой деятельности;
  5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе не нужно отражать в годовой отчетности сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы;
  6. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». При отказе не нужно отражать в годовой отчетности соответствующую информацию;
  7. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» (п. 2 ПБУ 23/2011), поскольку данный отчет не входит в перечень форм бухгалтерской (финансовой отчетности для организаций, которым разрешено вести упрощенный бухгалтерский учет.

Следующие ПБУ обязательны к применению малыми предприятиями, но содержат для них определенные послабления при ведении учета. Рассмотрим их.

  1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В соответствии с пунктом 15.1 малые предприятия имеют право перспективно отражать в отчетности последствия изменения учетной политики, а пункт 6.1. дает право предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).
  2. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Пункт 19 позволяет малым предприятиям не переоценивать финансовые вложения.
  3. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Пункт 7 разрешает малым предприятиям расходы по всех кредитам и займам учитывать как прочие расходы.
  4. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Пункт 9 разрешает малым предприятиям прибыли и убытки, возникающие в результате исправления существенных ошибок прошлых лет, учитывать перспективно и отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Кроме этого, для организаций малого бизнеса возможен кассовый метод признания доходов и расходов, а индивидуальный предприниматель, а также лицо, занимающееся частной практикой, могут вести учет доходов или доходов и расходов без ведения бухгалтерского учета (Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Налоговый кодекс не обязывает «упрощенцев» разрабатывать учетную политику для целей налогового учета. Тем не менее, положениями главы 26.2 налогоплательщикам предоставляется право выбора порядка учета некоторых операций, в том числе объекта налогообложения. Для реализации этого права и составляют налоговую учетную политику. В ней следует остановиться на тех нюансах учета, которые либо не урегулированы законодательством, либо в отношении которых налогоплательщику дано право выбора.

Объект налогообложения «доходы»

Если фирма считает единый налог с доходов, то в учетной политике ей следует закрепить:

  • объект налогообложения. Фирма вправе самостоятельно его выбрать, а также ежегодно изменять (п. 2 ст. 346.14 НК РФ);
  • способ ведения книги учета доходов и расходов. Фирма может вести книгу учета доходов и расходов на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 приложения № 2 к Порядку заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н));
  • порядок принятия к вычету взносов на обязательное социальное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. В Налоговом кодексе такой порядок детально не описан. Для удобства бухгалтера рекомендуем разработать отдельный налоговый регистр по уменьшению единого налога на сумму страховых взносов и больничных пособий.

Отметим, что устанавливать в учетной политике объект налогообложения и способ ведения книги учета доходов и расходов должны не только организации, исчисляющие единый налог с доходов, но и фирмы, выбравшие объект налогообложения "доходы минус расходы".

Объект налогообложения «доходы минус расходы»

Фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Если компания хочет воспользоваться таким правом, она должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.

Для фирм, исчисляющих единый налог с разницы между доходами и расходами, очень важен учет расходов. К таковым, в частности, относятся материальные расходы. «Упрощенцу» следует выбрать один из следующих методов оценки покупных товаров (п. 2 ст. 346.16, п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Отметим, что аналогичные методы оценки применяются и в отношении товаров, приобретенных для перепродажи (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Кроме того, "упрощенец" имеет право:

  • уменьшать исчисленную по итогам года налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет, в которых он применял УСН с объектом "доходы минус расходы" (п. 7 ст. 346.18);
  • включать разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, в расходы следующих налоговых периодов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В том числе на эту величину можно увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее.

Свой выбор нужно закрепить в учетной политике. Рекомендуем остановиться на том же методе оценки, что используется в бухгалтерском учете.

Раздельный учет

В случае если организация совмещает два спецрежима УСН и ЕНВД, то ей необходимо организовать раздельный учет. То есть такие «совместители» должны вести бухгалтерский учет по обоим видам деятельности. А вот то, как осуществляется разделение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД, организации должны обозначить в своей учетной политике.

Хозяйственные операции по деятельности, переведенной на ЕНВД, можно отражать на субсчетах под номером 1 или под названием «ЕНВД». Доходы, расходы, имущество и обязательства, полученные в рамках упрощенной системы, надо показывать на субсчетах с номером 2 (или «УСН»). А те операции, которые нельзя отнести к какому-то одному виду бизнеса, следует учитывать на субсчетах с номером 3 или под названием «Общехозяйственные операции».

Пример. Раздельный учет при совмещении УСН и ЕНВД

ООО «Ромашка» занимается оптовой и розничной торговлей. Оптовая торговля облагается «упрощенным» налогом, а розничная – переведена на ЕНВД.

Товары отражают:

  • на счете 41 субсчет «ЕНВД» – если их продают в розницу;
  • на счете 41 субсчет «УСН» – если их продают оптом.

Для учета торговых издержек открыты такие субсчета:

  • счет 44 субсчет «ЕНВД» – издержки в розничной торговле;
  • счет 44 субсчет «УСН» – издержки в оптовой торговле;
  • счет 44 субсчет «Общехозяйственные операции» – общехозяйственные расходы.

Зарплату учитывают:

  • на счете 70 субсчет «ЕНВД» – если работники заняты в розничной торговле;
  • на счете 70 субсчет «УСН» – если работники заняты в оптовой торговле;
  • на счете 70 субсчет «Общехозяйственные операции» – если сотрудники заняты в обоих видах деятельности (директор, главный бухгалтер и т. п.).

Выручку отражают:

  • на счете 90 субсчет «ЕНВД» – выручка от продажи товаров в розницу;
  • на счете 90 субсчет «УСН» – выручка от продажи товаров оптом.

Кроме того, крайне важно разделить доходы и доказать, что тот или иной доход относится именно к деятельности по системе ЕНВД. Таккак доходы, полученные на «вмененной» деятельности, не влияют на размер «вмененного» налога. А вот величина «упрощенного» налога напрямую зависит от того, сколько компания заработала в рамках УСН-режима.

Пример. Раздельный учет при совмещении УСН и ЕНВД

ООО «Ромашка» занимается оптовой и розничной торговлей. Оптовая торговля облагается «упрощенным» налогом, а розничная – переведена на ЕНВД. 5 мая текущего года фирма отгрузила товары оптовому покупателю на сумму 111 000 руб. В этот же день выручка от розничных продаж составила 266 000 руб.

Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 СУБСЧЕТ «УСН»

– 111 000 руб. – отражена выручка от оптовой реализации товаров;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 СУБСЧЕТ «ЕНВД»

– 266 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров в розницу.

1 июня на расчетный счет «Ромашки» поступила частичная оплата от оптового покупателя на сумму 85 000 руб.

В бухгалтерском учете это отражено проводкой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 85 000 руб. – поступила частичная оплата от оптового покупателя.

Книга учета доходов и расходов

Налоговый учет «упрощенцы» ведут в книге учета доходов и расходов. Без нее не может обойтись ни одна компания на «упрощенке» (ст. 346.24 НК РФ). Все хозяйственные операции следует отражать именно в ней. Форма книги и порядок ее ведения утверждены приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Записи в книге делают на основании первичных документов (накладные, договоры, акты сдачи-приемки работ, квитанции к приходным ордерам, расходные ордера и т. д.). Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Книгу учета доходов и расходов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Если вы ведете книгу в электронном виде, нужно по окончании каждого квартала распечатывать ее на бумаге.

На каждый год открывают новую книгу учета доходов и расходов. Она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице указывают количество листов и ставят подпись руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печать.

Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор