Субсидиарная ответственность
Последний раз обновлено:
С 1 июля 2017 года изменены правила привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании-должника. Изменения направлены на упрощение возложения ответственности по долгам банкрота на его директора, учредителя, членов совета директоров и пр. Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ внес принципиальные поправки в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Эти правила разрешают подавать заявление об ответственности как в конкурсном производстве, так и в течение 3 лет после его завершения. Теперь, даже если ООО ликвидировано и исключено из реестра, к его бывшим собственникам могут быть предъявлены претензии по непогашенным в ходе проведения процедуры банкротства долгам.
Также УФНС по субъектам РФ было дано срочное поручение: выяснить, нет ли оснований привлечения к субсидиарной ответственности в отношении всех недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, если были основания для возбуждения производства по делу о банкротстве.
При этом не позднее даты подачи в суд заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности налоговым органам дано указание отменять ранее принятые решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и о ее списании.
В Письме ФНС России от 12 июля 2017 года № ЕД-4-18/13479@ изложен порядок действий инспекций для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц ООО, отвечающих признакам банкротства.
Стороны в делах о субсидиарной ответственности
Перечень лиц, к которым кредиторы могут выставить свои претензии в виде субсидиарной ответственности (контролирующих лиц), включает (ст. 53.1 ГК РФ):
- директор или иной единоличный исполнительный орган общества;
- члены коллегиальных органов юридического лица (члены совета директоров, за исключением тех, кто голосовал против принятия «убыточных решений»;
- лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица - то есть учредители (участники) ООО;
- иные лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе имеющие возможность давать указания должностным лицам общества.
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности могут подать:
- конкурсный управляющий;
- представитель работников должника;
- работник;
- бывший работник;
- налоговый орган;
- конкурсный кредитор;
- кредитор по текущему требованию.
Основания для привлечения к субсидиарной ответственности
Кредиторы могут подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности как в ходе конкурсного производства, так и после окончании конкурсного производства. Срок подачи - три года с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к ответственности.
Закон позволяет привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц даже вне рамок процедуры банкротства. Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если:
- производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено.
Привлекают кого-либо из контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по следующим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
- если кредиторам был причинен вред посредством совершения сделок, которые впоследствии признаны недействительными;
- если директор не передал документы бухучета или в переданных документах содержится недостоверная информация;
- если банкротство вызвано неуплатой обязательных платежей в бюджет, и требования налоговой превышают 50% общего размера реестра кредиторов.
Помимо этих оснований, бывших контролирующих лиц можно привлечь к ответственности на основании пункта 3 статьи 53 ГК РФ – за недобросовестные и неразумные действия или действия не в интересах общества-должника.
Участие налоговых инспекций при привлечении к субсидиарной ответственности
Налоговые органы активно участвуют в процедурах банкротства, являясь одними из основных кредиторов.
Теперь им предписано стать такими же активными инициаторами для привлечения учредителей и руководителей должника к субсидиарной ответственности. Главное, обеспечить основания к этому:
- провести выездную налоговую проверку, по результатам которой установлена недоимка по налогам;
- принять меры принудительного взыскания в порядке статей 46, 47 НК РФ;
- возбудить дело о банкротстве или войти в процедуру банкротства в качестве кредитора.
Ну, а после признания должника банкротом приступить к привлечению контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.
Полагаем, что вероятность «успеха» в этом деле возрастет, если законность решения налогового органа о доначислении налогов будет подтверждена судебным решением об установлении факта получения необоснованной налоговой выгоды, как бесспорного повода для привлечения виновных лиц к субсидиарной ответственности.
Теперь в свете новых указаний ФНС территориальные инспекции должны действовать так.
Если в отношении недействующего юридического лица, отвечающего признакам банкротства, принято решение о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, налоговый орган, на учете в котором состоит указанный налогоплательщик, проводит повторный анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности его контролирующих лиц.
Анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц проводится также при выявлении соответствующей информации:
- по результатам мероприятий налогового контроля контрагентов указанного лица и (или) аффилированных с ним лиц;
- при поступлении обращений или информации от правоохранительных органов, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления, третьих лиц;
- при получении информации иным способом, если она позволяет с минимально необходимой степенью достоверности сделать обоснованное предположение о том, что привлечение к субсидиарной ответственности возможно.
Налоговые штрафы не входят в субсидиарную ответственность
Учредители ликвидированных и обанкротившихся компаний должны нести ответственность за ущерб от неуплаты налогов, но не должны платить их налоговые штрафы, даже если их привлекли к субсидиарной ответственности. Так решил КС РФ в Постановлении от 30 октября 2023 г. № 50-П.
Компания использовала схемы фиктивного документооборота и уходила от налогов через фирмы-однодневки. Затем она была доведена до банкротства. Поскольку на счетах компании не оказалось средств, налоговая инспекция направила взыскание на учредителя. Его хотели привлечь к субсидиарной ответственности и взыскать общую сумму неуплаты налогов в размере 117,3 млн рублей, а также штраф в 11 млн рублей.
Предприниматель обратился в Конституционный суд с жалобой на закон, который позволяет взыскивать штрафы по долгам организации с физических лиц, что нарушает принцип индивидуальной юридической ответственности.
В решении КС сказано, что пункт 11 статьи 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.
КС разъяснил, что привлечь к субсидиарной ответственности можно тогда, когда доказана вина учредителя в доведении фирмы до банкротства. Чтобы восстановить баланс экономических интересов всех участников дела, он должен возместить ущерб.
Но штрафы за неуплаченные налоги взыскиваться не должны, поскольку они носят не восстановительный, а карательный характер.
Решения по делу были направлены на пересмотр с учетом позиции КС.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!