Как проходит маркировка товаров
Последний раз обновлено:
Все, кто работает с маркированными товарами должны быть участником ЭДО. Всем им нужно передавать и принимать первичные документы с кодами маркировки только в электронном виде. Помимо этого, понадобится соблюдать и иные обязанности, предусмотренные другими этапами маркировки.
Этапы маркировки товаров
Процесс маркировки товаров предусматривает несколько этапов. Для этого вам потребуется:
1. Зарегистрироваться в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ). Этой системой является система "Четный знак". Оператором ГИС является ООО "Оператор-ЦРПТ".
Для работы с этой системой вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Если раньше вы ее уже получали, то обращаться на новой, чтобы использовать ее специально для работы с маркированными товарами, не надо.
2. Заключить с ЦРПТ договор об оказании услуг по предоставлению кодов маркировки и о предоставлении устройств регистрации эмиссии кодов маркировки и их обслуживании. При этом можно выбрать, как работать с устройством регистрации эмиссии: получить их у оператора либо получить удаленный доступ к работе с ними.
3. Направить заявку на получение кодов маркировки оператору системы "Честный знак" надо. В ней укажите сведения о коде товара и количество кодов маркировки. В кодах отражена информация о товаре. В том числе, о месте, дате, времени производства, сроке годности, переходе права собственности, дате, месте продажи.
4. Нанести коды маркировки на товары, их упаковку или на другой материальный носитель. Коды маркировки наносят там, где товары производятся, упаковываются, переупаковываются или хранятся. Импортеры наносят марки еще до прибытия товара на таможенную территорию России.
5. Направить сведения о нанесении кодов маркировки в систему "Честный знак". Сделать это надо до ввода товара в оборот. Иначе товары будут считаться немаркированными, что грозит административной ответственностью.
В случае, если какие-то коды остались неиспользованными, надо сообщить об этом оператору "Честного знака".
6. Сформировать первичные электронные документы, например, УПД, в которых должны быть отражены коды, присвоенные товарам. Их формируют производитель или импортер при отгрузке товаров. Подписать электронный документ надо усиленной квалифицированной электронной подписью и передать в систему маркировки.
Все участники оборота маркированных товаров должны стать участником ЭДО – передавать и принимать первичные документы с кодами маркировки можно только в электронном виде. Использовать документы, оформленные на бумаге, не получится, поскольку каждый документ нужно в онлайн-режиме передать в информационную систему.
Только получив электронный документ, система сможет зафиксировать передачу права собственности на товар. Для этого надо заключить договор с оператором ЭДО, а если он у вас уже есть, проверьте, модернизировал ли оператор программу к работе с маркированными товарами.
Схему ЭДО для участников оборота маркированных товаров можно представить следующим образом: при получении товара надо подписать первичный документ своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Система маркировки зафиксирует переход товара к новому собственнику. Если вы перепродаете товар дальше, при отгрузке сформируйте еще один электронный первичный документ с кодом, который ранее был присвоен этому товару, и тоже подпишите документ усиленной квалифицированной электронной подписью. Следующий собственники при приемке товара также проставит свою электронную подпись – и так будет происходить до тех пор, пока продукция не поступит в розничную продажу.
7. Подготовьте свою ККТ к работе с маркированными товарами. Такая онлайн-касса должна пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции. То есть она должна формировать и отправлять оператору фискальных данных кассовый чек с кодом маркировки товара. Чтобы сведения о коде товара из онлайн-кассы попали в систему мониторинга, предварительно понадобится заключить дополнительный договор с оператором фискальных данных.
Оператор направляет данные сведения в ИФНС и в информационную систему маркировки.
Если при этом код будет идентифицирован, продажа товара состоится и система маркировки зафиксирует, что товарная единица выведена из оборота.
Если окажется, что код в системе не значится, продажу заблокируют.
Производителям, импортерам и оптовикам онлайн-кассы для целей маркировки товаров не нужны. Но только в случае, если у них нет расчетов с покупателями-гражданами.
Помимо настройки кассового оборудования, вам потребуется приобрести 2D-сканер. Он нужен для того, чтобы в момент розничной продажи кассир отсканировал код с марки, нанесенной на товар, и вся информация поступила оператору фискального документооборота.
Отметим, что 2D-сканер может пригодиться не только тем, кто торгует товарами в розницу, но и оптовикам, производителям и импортерам. Хотя обязанности сканировать товар для них не установлена, они вправе делать это по своей инициативе. Такая мера позволит проконтролировать поступивший товар. Кроме того, сканирование позволит каждому участнику оборота при инвентаризации товара на складе. Вы сможете установить соответствие сведений о маркированных товаров в информационной системе маркировки фактическим данным.
С помощью бесплатного мобильного приложения "Честный знак" каждый покупатель теперь может проверять легальность маркированного товара. Приложение считывает QR-код и в течение нескольких секунд выдает информацию с результатом проверки и описанием товара.
Если покупатель увидит расхождения в сведениях о товаре с информацией в системе маркировки или не найдет информации о проверяемом товаре, то он сможет направить сообщение о нарушении прямо из приложения.
Какие средства маркировки используют
Для маркировки товаров используют 2 вида меток:
- Контрольные идентификационные знаки – КиЗ;
- DataMatrix код.
КиЗ используют для маркировки шуб.
DataMatrix кодами маркируют остальные виды товаров.
DataMatrix код является индивидуальным для каждой единицы товара. В цифрах закодирован код продукции, его серийный номер, ключ и код проверки.
В коде маркировки хранится информация:
1) код товара GTIN из 14 цифр;
2) индивидуальный серийный номер из 13 символов;
3) код проверки из 4 символов, обеспечивающий проверку оригинальности кода маркировки.
Чтобы получить DataMatrix код, участнику проекта по маркировке необходимо:
- зарегистрироваться в личном кабинете «Честный ЗНАК»;
- описать продукцию в каталоге маркированных товаров;
- заказать код Data Matrix;
- нанести код на товар;
- ввести товар в оборот.
Способы и порядок нанесения контрольных идентификационных знаков
Основные требования к КиЗ таковы:
- в качестве его основы могут использоваться текстиль, пластик или бумага,
- должен быть морозоустойчивым и выдерживать температуру -40 °C и ниже,
- должен приходить в негодность при попытке его повторного использования.
КиЗ могут быть:
- вшивными. Это КиЗ на текстильной основе. Они вшиваются при производстве товара в шов с внутренней стороны (изнанки) изделия. При этом информация на знаке маркировке должна оставаться видимой;
- клеевыми. Это КиЗ на самоклеящейся основе. Такие КиЗ наносят, если у товара есть маркировочный ярлык, который вшит изготовителем. На нем должно быть свободное поле, достаточное, чтобы разместить КиЗ без деформации;
- навесными (накладными). Это КиЗ на пластиковой основе. Они крепятся в петличное отверстие либо петлю-застежку переда изделия, а в случае их отсутствия — вшивную вешалку либо вшивную петлю держателя вешалки в виде металлической цепочки, пластины из металла и других материалов.
Главный принцип нанесения КиЗ: его отсоединение от маркированного товара или пломбирующего элемента должно нарушать целостность контрольного идентификационного знака и делать невозможным его повторное нанесение на другой товар.
Что делать, если контрольные идентификационные знаки испорчены
Если у вас оказался товар с утерянным или испорченным КиЗ, его необходимо промаркировать повторно.
В случае порчи товара код маркировки выводят из оборота, указав причину списания данного кода.
Для этого:
1. Составьте акт о порче, утере или уничтожении КиЗ и на их основе оформите списание.
2. В течение 1 рабочего дня внесите информацию о списании КиЗ в разделе «Личный кабинет: Учет КиЗ» системы маркировки.
3. В течение 17 рабочих дней промаркируйте товар новым КиЗ.
4. Занесите информацию о маркировке в раздел «Личный кабинет: Учет КиЗ» системы маркировки.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!