Камеральная проверка и типичные ошибки при проверках деклараций по НДС
Последний раз обновлено:
Камеральная налоговая проверка по НДС - это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Во время проверки инспекция выявляет расхождения и ошибки, которые допустил налогоплательщик при составлении отчетности (ст. 82, 87 НК РФ).
При проверках инспекторы не должны истребовать у налогоплательщика документы, которые имеются в программном комплексе налоговых органов (Письмо ФНС от 21 июня 2024 г. № КЧ-4-9/7026@).
Налоговый орган может самостоятельно получить информацию о выручке и о первичных фискальных документах, сформированных с применением ККТ. Ведь программный комплекс АИС «Налог-3» позволяет заказывать фискальные документы, а также агрегированную (общую) информацию по выручке.
Такой вывод был сделан в решении ФНС от 9 августа 2023 г. № БВ-4-9/10259@ по жалобе налогоплательщика, у которого запросили фискальные документы, в том числе кассовые отчеты и препроводительные ведомости. Эти документы потребовались проверяющим для проверки правильности отражения выручки в декларациях по НДС и применения льготной ставки.
Решение. вынесенное в пользу налогоплательщика, было включено в обзор, направленный ФНС территориальным инспекциям для использования в работе письмом от 21 июня 2024 г. № КЧ-4-9/7026@.
Общий порядок представления декларации по НДС
Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф. Возможно и привлечение к административной ответственности.
В пункте 5 статьи 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых в ходе контроля (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Инспекция может затребовать:
- уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
- требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ);
- другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.
Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязан отправить в инспекцию квитанцию, подтверждающую прием. Это нужно сделать в течение не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.
Какие документы может запросить инспекция
Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации, в следующих случаях (ст. 88 НК РФ).
- Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
- Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
- Если в поданной декларации выявлены противоречия.
Все эти случаи должны свидетельствовать о намерении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.
Запрошенные документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
За непредставление во время проверки документов по требованию ИФНС на налогоплательщика налагают штраф по 200 руб. за каждый такой документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Сумму штрафа определяют путем умножения на 200 разницы между количеством указанных в требовании и фактически предоставленных документов.
Так, в ходе проверки по НДС организация получила два требования о предоставлении счетов-фактур: одно по данным книги покупок, другое - на основании книги продаж. Не получив все запрошенные документы, инспекция оштрафовала компанию. Сумму штрафа рассчитали исходя из количества документов, указанных в каждом требовании, и фактически полученных.
А в обеих книгах были счета-фактуры на авансы.
Судьи признали, что в спорной ситуации фактически речь идет о двойном привлечении к ответственности за непредставление одних и тех же документов. Это недопустимо, поэтому штраф по спорным счетам-фактурам должен назначаться только один раз, даже если они не были представлены ни по одному из требований (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2024 г. № Ф04-152/2024 по делу № А70-13651/2022).
Нередко споры о правомерности истребования тех или иных документов приходится разрешать в суде.
Так, налоговая инспекция отказала в вычете, основываясь на том, что не удалось установить, каким образом спорный товар оказался у поставщика. Судьи с таким решением не согласились.
В рамках проверки законности применения вычетов ИФНС должна установить в первую очередь реальность отношений между налогоплательщиком-покупателем и его контрагентом-продавцом. А доводы о невозможности выявить, как товар оказался у этого продавца, не могут быть поставлены в вину налогоплательщику. В рамках договора покупатель не может требовать у своего поставщика товарно-сопроводительные документы о приобретении товара по всей цепочке его движения (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18 января 2024 г. № Ф04-6649/2023 по делу № А75-3315/2023).
При камеральной проверке по НДС могут запросить и бухгалтерские регистры.
Для установления правомерности применения вычета НДС инспекция должна исследовать все имеющие значение обстоятельства и документы, а не только счета-фактуры. На это указано в Постановлении АС Московского округа от 21 мая 2024 г. № Ф05-8534/2024 по делу № А41-86721/2023.
Налоговая может истребовать во время камеральной проверки декларации по НДС такие регистры бухучета, как карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости, хоть они прямо не названы в статье 88 НК РФ.
Целью камеральной проверки является установление правильности формирования показаний декларации, в т. ч. в части заявленных вычетов. В случае сомнения в правомерности применения вычета ИФНС должна установить, исследовать и оценить все имеющие значение обстоятельства и документы, а не только счета-фактуры, причем вне зависимости от указанного в декларации финансового результата (НДС к уплате или к возмещению).
Регистры бухгалтерского и налогового учета организация, вести обязана в силу требований законодательства. Поэтому и инспекция вправе проверить правильность их ведения, включая случаи, когда это необходимо для проверки декларации по НДС.
Суд счел законным даже истребование кадровых документов (штатного расписания) в рамках камеральной проверки декларации по НДС (Постановление АС Московского округа от 19 июня 2024 г. № Ф05-11220/24.
Организация не представила во время камеральной проверки штатное расписание, так как оно не относится к документам, необходимым для применения налоговых вычетов по НДС. Ее оштрафовали, фирма не согласилась и подала в суд.
Суд первой инстанции, поддержал налогоплательщика: налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать не любые документы, а только документы, касающиеся деятельности проверяемого лица.
Апелляционный и кассационный суды поддержали инспекцию, отметив, что налогоплательщик не вправе оценивать обоснованность запроса документов. Это решает инспекция, поскольку:
- в спорах о праве на вычет нельзя ограничиваться формальными условиями НК РФ. Нужно установить всю совокупность обстоятельств;
- штатное расписание запросили, чтобы проверить реальность исполнения контракта.
Напомним: любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде.
Когда могут провести осмотр
У проверяющих в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).
Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):
- представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
- выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.
Для проведения осмотра контролирующее лицо, проводящее проверку, должно вынести постановление, которое должно быть:
- мотивированным;
- утвержденным руководителем налогового органа или его заместителем.
А проверяющие должны иметь служебные удостоверения.
Срок камеральной проверки декларации по НДС
Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 2 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.
Завершают камеральную проверку по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:
- в декларации отсутствуют противоречия, содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
- отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Если эти критерии не соблюдены, и налоговики выявили противоречия, то срок камеральной проверки может быть продлен до 3-х месяцев (ст. 88 НК РФ).
Проверка декларации с НДС к возмещению
Камеральная проверка по НДС к возмещению более глубокая и детальная, чем обычная.
В ходе камеральной проверки декларации к возмещению ИФНС вправе проводить такие контрольные мероприятия, как:
- запросы в банки по всем вашим открытым счетам;
- проверка имущества;
- встречные проверки ваших контрагентов;
- вызов ваших сотрудников в инспекцию;
- опросы свидетелей (ст. 90 НК РФ);
- проведение осмотров территории (офиса, складских помещений, строительных площадок и т.д.);
- проведение экспертиз (ст. 95 НК РФ), в том числе почерковедческих.
Чем больше сумма, заявленная к возмещению, тем больше будет проведено контрольных мероприятий.
Нужно быть готовыми в короткий срок представить инспекторам значительный объем документации, а при выявлении недостатков - суметь вовремя оформить возражения на акт камеральной проверки.
Обратите внимание: по НК РФ при камеральной проверке декларации по НДС с суммой к возмещению инспекция может требовать только те документы, которые подтверждают вычеты.
В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2023 г. по делу № А53-20394/2022 найдем подтверждение этому выводу.
Организация подала декларацию по НДС. Налоговики провели камеральную проверку и подтвердили налог к возмещению. При камеральной проверке у налогоплательщика истребовали документы, подтверждающие вычеты. Он их представил.
Также у общества запросили счета-фактуры из книги продаж, акты к ним и договоры. Фирма ответила на требование, что данные документы не подтверждают правомерность вычетов, и их не представила. За что была оштрафована.
Суды штраф отменили:
- по НК РФ при камеральной проверке декларации по НДС с суммой к возмещению инспекция может требовать только те документы, которые подтверждают вычеты;
- организация такие документы представила;
- иные запрошенные документы относятся к реализации, а не к вычетам;
- инспекция не доказала, что направила дополнительное требование из-за противоречий и ошибок в декларации;
- решение по камеральной проверке вынесли ранее, чем истек срок по требованию, поэтому нет оснований считать, что запрошенные документы связаны с проверкой.
Если инспекторы не выявили в документах недочеты, в течение 7 дней после окончания проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС (подп. 2, 7 ст. 176 НК РФ).
Если в документах найдут недостатки, которые снижают сумму заявленного возмещения, инспекция составляет акт. Он составляется в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт нужно тщательно изучить - не все выявленные нарушения бывают обоснованными. Свои возражения по акту проверки, подкрепленные соответствующими обоснованиями, нужно предоставить в течение 1 месяца (п. 6 ст.100 НК РФ).
Организация утверждала, что не получила акт налоговой проверки и заявила, что ее права на ознакомление с материалами проверки и подготовку возражений нарушили (Постановление АС Дальневосточного округа от 18 июня 2024 г. по делу № А73-16901/2023).
Инспекция направила налогоплательщику акт выездной проверки по адресу регистрации заказным письмом. По данным с сайта Почта России организация его получила. Организация через несколько месяцев обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о выдаче копии акта. Инспекция отказала: акт уже направляли и его вручили, доказательств обратного нет.
Организация посчитала, что ее права на ознакомление с материалами проверки и подготовку возражений нарушили, и обратилась в суд. АС Дальневосточного округа встал на сторону налоговой: она не обязана выдавать акт проверки повторно, если организация уже его получала. А организация может знакомиться с материалами проверки по собственному ходатайству. Налогоплательщик же ходатайство не подавал и не предъявлял свои возражения. Но произошло это по вине самого налогоплательщика.
Если вы не готовы проходить процедуру возмещения НДС, вычеты можно перенести на более поздние периоды. Их можно заявить в течение 3 лет после принятия на учет товаров, работ, услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). При возврате товаров (п. 4 ст. 172 НК РФ), а также при вычете авансового НДС у поставщика срок переноса вычетов не может превышать 1 год, а вычеты агентского НДС переносить запрещено.
Декларация, поданная по истечении трех лет с момента окончания квартала, в котором возникло право на вычет, не проверяется (Постановление АС Московского округа от 4 сентября 2023 г. № Ф05-25651/2022 по делу № А41-39150/2021).
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму налога, то разница подлежит возмещению налогоплательщику. Из этого порядка есть исключение. Это случай, когда декларация подана по истечении трех лет после окончания квартала, в котором возникло право на вычет.
Судьи напомнили, что при принятии налоговой декларации по НДС инспекция обязана провести камеральную проверку, по результатам которой выносится решение о вычете и возмещении налога либо об отказе в возмещении налога.
Но эта обязанность не касается деклараций, поданных за пределами трехлетнего срока, в течение которого ИФНС может проводить проверку обоснованности заявленных к вычету сумм НДС.
Декларация, поданная по истечении трех лет с момента окончания квартала, в котором возникло право на вычет, не проверяется, данные из нее в КРСБ не переносятся.
Возмещение ЕНП
С введением единого налогового платежа (ЕНП) порядок возмещения налога по НДС изменился. Чтобы получить возврат из бюджета, у налогоплательщика должно быть положительного сальдо на едином налоговом счете (ЕНС). Сам ход камеральной проверки и процедура принятия решения о возврате остаются прежними.
Если решение о возврате налога положительное, налоговая зачислит деньги на ЕНС, где деньги могут находиться до момента списания их в качестве оплаты налогов или возврата на расчетный счет компании (по заявлению). Налоговый орган не позднее одного рабочего дня передаст сведения о возврате денег в казначейство, еще через один день они поступят на расчетный счет.
Типичные ошибки и неточности в декларациях по НДС
Вот наиболее часто встречающиеся ошибки и неточности в декларациях по НДС.
1. Заполняя раздел 9 декларации, продавцы отражают реализацию товаров покупателям, которые уплачивают НДС, с указанием кода операции 26. В то время как код 26 соответствует реализации товаров (работ, услуг) лицам, не являющимся плательщиками НДС. В результате такого несоответствия автоматически формируется требование по выявленным расхождениям, которые высылается налогоплательщикам.
2. По правилам Налогового кодекса сумму НДС, указанную в счете-фактуре, можно принять к вычету частями в течение нескольких кварталов. Поскольку право на вычет НДС сохраняется за фирмой в течение трех лет после его возникновения (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Распространенная ошибка в таких ситуациях - неверное заполнение графы 15 книги покупок (стоимость покупок по счету-фактуре) при принятии НДС к вычету частями. В графе 16 книги покупок (сумма НДС по счету-фактуре) указывается та часть от общей суммы НДС, которая принимается к вычету в текущем квартале. А в графе 15 нужно указать всю стоимость покупки по счету-фактуре без разбивки ее на части. Таким образом, данные графы 15 книги покупок должны совпадать с данными графы 9 счета-фактуры по строке «Всего к оплате».
Кроме того, в графе 13 книги продаж (стоимость продаж по счету-фактуре) и в графе 14 журнала учета выставленных счетов-фактур (стоимость товаров) также нужно указывать итоговую стоимость продажи по счету-фактуре без деления ее на части.
3. Импортеры часто ошибаются в декларациях при отражении операций по ввозу товаров из стран ЕАЭС и других стран.
Так, если импортируются товары из стран ЕАЭС, в графе 3 книги покупок (номер и дата счета-фактуры продавца) указывают регистрационный номер заявления о ввозе товаров из стран ЕАЭС, присвоенный ИФНС, и дата его регистрации.
А вот если импортируются товары из других стран, не входящих в ЕАЭС, в графу 3 книги покупок вписывают номер таможенной декларации и ее дату.
4. Если правопреемник организации представляет за нее декларацию, то на титульном листе в графе «Код места представления» нужно записать:
- 215 – по месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком;
- 216 – по месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком.
Если же в графе «Код места представления» ошибочно указать код 213 (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) или 214 (по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком), считается, что декларация подана правопреемником за себя, но не за другую компанию. В результате чего декларация, ранее представленная правопреемником за себя, получает статус неактуальной.
5. Налоговые разрывы по НДС. Проверяя законность применения вычета по НДС, инспекторы могут изучать всю цепочку сделок до конечного звена, и количество промежуточных звеньев значения не имеет. Такие выводы следуют из постановления АС Московского округа от 6 августа 2024 г. № Ф05-15667/2024 по делу № А41-8447/2022 (суд принял аргументы ИФНС о расхождениях, выявленных на пятом и последующих уровнях цепочки сделок, а по некоторым операциям до контрагентов седьмого - десятого уровня).
Налогоплательщики при заполнении декларации по НДС, по информации ФНС, совершают также следующие ошибки:
- не соблюдаются контрольные соотношения показателей декларации;
- не отражаются (неправильно отражаются) сведения из книги продаж и книги покупок, а также журналов выставленных и полученных счетов-фактур при наличии показателей налоговой базы и вычетов по НДС;
- некорректно указывается стоимость товаров при отражении вычета НДС по одному счету-фактуре в нескольких налоговых периодах. В периоде применения вычета необходимо указывать полную стоимость товаров, отраженную в счете-фактуре, и сумму НДС, подлежащую вычету в этом налоговом периоде;
- в декларации отражается вычет по НДС за пределами трех лет от даты выставления счета-фактуры и на момент окончания налогового периода, в котором представлена декларация;
- покупатели не восстанавливают сумму НДС, принятую к вычету с уплаченного аванса, в том периоде, в котором продавцом выставлен счет-фактура на отгрузку товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- неправильно отражаются в декларации записи при выставлении, получении исправленных счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур;
- неверно отражается НДС при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» декларации, а именно: сумма НДС, указанная с отрицательным значением в книге продаж, превышает сумму НДС в декларации, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию;
- не заполняются или неправильно заполняются разделы 10 и (или) 11 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции;
- неправильно заполняются книги покупок, книги продаж, журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур при одновременном ведении деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции и (или) в интересах самого налогоплательщика;
- некорректно указывается номер заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также неверно указывается информация в декларации на товары (информация отличается от данных налогоплательщика).
Причины возникновения налоговых разрывов по НДС
Ситуация, когда в книге покупок налогоплательщика счет-фактура зарегистрирован, а в книге продаж его контрагента – нет, приводит к образованию налогового разрыва. То есть сведения об операции, отраженной налогоплательщиком в разделе 8 налоговой декларации, не совпадают со сведениями данной операции, отраженной другим налогоплательщиком в разделе 9 налоговой декларации.
Так случается, когда, например, покупатель в декларации за квартал заявил вычет, а продавец в своей декларации не отразил начисление НДС по этой операции, подал нулевую декларацию или вообще не отчитался за этот квартал.
Проверяющие выделяют такие причины образования разрывов по НДС.
1.Технические ошибки при заполнении декларации одной из сторон сделки. Это, как правило, случается с добросовестными плательщиками.
Так, в результате сверки, которую стороны проводят между собой, могут обнаружиться такие ошибки:
- поставщик ошибся в счете-фактуре или забыл зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж;
- покупатель ошибся в реквизитах продавца, счета-фактуры, в стоимости товара, ИНН;
- покупатель по ошибке включил счет-фактуру в книгу покупок.
В последнем случае придется подать уточненную декларацию; в первом и втором - составить пояснения в налоговую инспекцию.
2.Неправомерное применение покупателем налоговых вычетов по неподтвержденным или фиктивным операциям. В этом случае плательщику нужно исключить эти операции из книги покупок и аннулировать вычет, а НДС - доплатить в бюджет.
3.В декларации отражены сделки с контрагентами, не зарегистрированными в базах ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Поэтому перед заключением сделки нужно проводить проверку на добросовестность контрагентов.
Условно налоговые разрывы по НДС разделяют на простые и сложные.
Если продавец не отразил в декларации по НДС операцию по реализации товаров, работ или услуг, а покупатель принял НДС к вычету, инспектор фиксирует простой налоговый разрыв.
Сложный налоговый разрыв ‒ это расхождение, которое выявлено не в декларации налогоплательщика, а в декларациях его поставщиков - первого, второго и последующих звеньев, то есть заказчиков, подрядчиков, субподрядчиков.
Фирма заключила договор с подрядчиком. Подрядчик для исполнения договора привлек субподрядчика. Субподрядчик не подал декларацию по НДС за квартал. ИФНС установила сложный налоговый разрыв, а впоследствии доказала, что реальная деятельность не ведется. Фирме следует исключить из книги покупок операции с проблемным поставщиком.
Если по результатам камеральной проверки выяснилось, что налогоплательщик необоснованно заявил вычет по НДС, то от него потребуется уточненная налоговая декларация, доплата НДС в бюджет и уплата пеней за каждый день просрочки (ст. 122 НК РФ).
В случаях, не связанных с ошибочным или неправомерным завышением вычета НДС покупателем, возможно обойтись пояснениями.
Если покупатель допустил ошибку в реквизитах продавца или счета-фактуры, в пояснениях достаточно привести верные реквизиты.
Если ошибку допустил поставщик, покупателю нужно сообщить об этом в ИФНС. В пояснении можно написать, что в представленной декларации все верно, а ошибка выявлена у контрагента (в подтверждение, как правило, предоставляют копии документов: договора, товарных накладных, счетов-фактур, платежек и даже переписки).
Поставщику же тоже придется представить пояснения или подать уточненную декларацию.
Для того, чтобы признать налогоплательщика виновным в незаконном применении вычетов, одних только данных системы АСК НДС-2 о наличии разрывов в цепочке уплаты НДС недостаточно (Постановление АС Поволжского округа от 14 марта 2024 г. № Ф06-73/2024 по делу № А65-4511/2023).
Судьи отметили, что, снимая вычеты по причине разрыва, инспекция должна доказать, что налогоплательщик контролировал движение средств по счетам контрагентов второго и последующих звеньев, по которым выявлены разрывы, либо давал на этот счет конкретные поручения. То есть сам непосредственно участвовал в схеме ухода от налога.
А по общему правилу налогоплательщик не отвечает за уплату или неуплату налогов его контрагентами и другими третьими лицами (п. 3 ст. 54 НК РФ).
Поэтому и заставить контрагента, который не отразил в своей декларации операцию реализации, по которой у налогоплательщика имеется право на вычет, невозможно.
Организация обратилась в суд с требованием, чтобы контрагент предоставил уточненную декларацию по НДС, в которой будет отражена операция по реализации, в отношении которой у компании-заявителя было право на вычет. По мнению налогоплательщика, отсутствие этой операции в отчетности контрагента может привести к отказу в праве на вычет и нанесению ущерба деловой репутации.
Судьи иск отклонили. НК РФ не ставит право на получение вычета по НДС в прямую зависимость от исполнения своих обязательств контрагентами. Если налогоплательщик докажет исполнение сделки, то при отсутствии признаков недобросовестности вычет ему будет предоставлен и вне зависимости от действий контрагента.
Заставить контрагента подать уточненную декларацию с отражением в ней той или иной операции невозможно. По правилам НК РФ каждый налогоплательщик сам определяет содержание своей налоговой отчетности (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16 мая 2024 г. № Ф01-1512/2024 по делу № А38-2329/2023).
По каким признакам установят цепочку для ухода от налогов
Инспекция обнаружила, что фирма заключила договоры, чтобы увеличить вычеты НДС и завысить расходы по налогу на прибыль. Признаки фиктивности названы в Постановлении АС Московского округа от 25 марта 2024 г. по делу № А40-94990/2023.
По итогам проверки обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, транспортный налог, начислены пени и штраф.
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в вышестоящую инстанцию, но жалобу не удовлетворили. После этого последовали суды.
Суды двух инстанций поддержали требование истца. Они посчитали недоказанным, что:
- в действиях общества отсутствует должная осмотрительность;
- существует аффилированность между спорными контрагентами и обществом.
Но кассация отменила решения судов. Которые не учли следующие обстоятельства:
- спорными контрагентами не представлены документы по требованию инспекции;
- они исключены из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица;
- подачу и получение документов для регистрации контрагентов в налоговом органе производили одни и те же представители по доверенностям;
- в отношении некоторых контрагентов общества имеются справки об отсутствии движения по счетам в банке;
- у спорных контрагентов отсутствуют материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для ведения реальной коммерческой деятельности;
- денежные средства, которые получили спорные контрагенты, выведены из налогооблагаемого оборота в полном объеме с непрофильным назначением платежей;
- факт приобретения товара контрагентами последующих звеньев не установлен;
- у контрагентов общества по цепочке формирования вычетов по НДС отсутствуют основные средства и материальные активы, а также материальные ресурсы, необходимые для ведения финансово-хозяйственной деятельности;
- спорные контрагенты и их контрагенты по цепочкам имеют признаки фирм-однодневок;
- из анализа деклараций по НДС установлено, что контрагенты по цепочке не исчислили и не уплатили налог.
Контрольные соотношения в декларациях по НДС
Чтобы проверить правильность заполнения декларации по НДС, используйте контрольные соотношения, которые закреплены в письме ФНС от 23 марта 2015 г. № ГД-4-3/4550@ с последующими изменениями и дополнениями.
В нем даны формулы для сверки значений между разделами декларации 1 - 7 внутри, между собой и в увязке с разделами 8 –12
.- стр. 060 разд. 2 + стр. 118 разд. 3 + стр. 050 и 080 разд. 4 + стр. 050 и 130 разд. 6 = стр. 260 + стр. 270 разд. 9. Если сумма НДС в разд. 9 будет больше, чем в разд. 2–6, то налоговая затребует пояснений;
- стр. 190 разд. 3 + стр. 030 и 040 разд. 4 + стр. 080 и 090 разд. 5 + стр. 060, 090 и 150 разд. 6 = стр. 190 разд. 8. Потребуются объяснения, если вычеты в разд. 8 будут меньше, чем в разд. 3–6;
- разд. 8: стр. 180 = стр. 190. Сумма НДС к вычету должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела;
- разд. 9: стр. 200 = стр. 260; стр. 210 = стр. 270. Сумма НДС к уплате должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела;
- если стр. 050 разд. 1 > 0, то стр. 190 разд. 8 — (стр. 260 + стр. 270 разд. 9) > 0. Если вычеты превысили сумму НДС к уплате, то сумму к возмещению надо указать в стр. 050 раздела 1, при этом сумма возмещения должна быть равна разности между всеми вычетами и исчисленным НДС.
Для выявления возможного завышения суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, пользуйтесь соотношением:
- разд. 1: стр. 056 <= стр. 050. Если левая часть этого соотношения больше правой, сумма НДС, заявленная к возмещению в заявительном порядке, завышена;
Для выявления возможного завышения сумм НДС, заявленных к уплате и возмещению при применении соглашения о защите и поощрении капиталовложений, пользуйтесь соотношениями:
- разд. 1: стр. 090 = стр. 118 разд. 3. Если левая часть этого соотношения больше правой, сумма НДС, подлежащей уплате в части СЗПК, завышена;
- разд. 1: стр. 095 = стр. 190 разд. 3. Если левая часть этого соотношения больше правой, сумма НДС, исчисленная к возмещению в части СЗПК, завышена.
Вот формулы для деклараций, подаваемых налоговыми агентами (они введены письмом ФНС от 1 апреля 2023 г. № СД-4-3/4375@):
- при условии отражения в стр. 070 разд. 2 кодов 1011703, 1011720, 1011721: стр. 180 разд. 3 <= стр. 060 разд. 2;
- если в стр. 070 разд. 2 отражены только коды 1011705, 1011707, 1011714, 1011719, то стр. 180 гр. 3 разд. 3 = 0;
- при условии заполнения стр. 020, 040 – 060 разд. 2, в ст. 070 разд. 2 указывается код 1011707, 1011714, 1011719, 1011720, 1011721.
При проверке деклараций налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС, применяют формулу: стр. 030 разд. 1 = стр. 070 разд. 12.
Ошибкой будет:
- если компания укажет НДС в стр. 040 разд. 1 или в разд. 9;
- заполнение разд. 1 без заполнения разд. 12;
- заполнение вычетов в разд. 8.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ при нарушении этих контрольных соотношений инспекция должна направить налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Когда декларацию по НДС признают не представленной
В НК РФ закреплен закрытый перечень оснований, по которым инспекторы вправе не принять налоговую отчетность. Одно из таких оснований – декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям, установленным ФНС (п. 4.1, 4.2 ст. 80 НК РФ).
Инспекторы уведомят об отказе в приеме не позднее дня, следующего за днем, когда подали декларацию, по форме, установленной в приложении 4 к приказу от 17 мая 2021 г. № ЕД-7-2/488. Чтобы устранить несоответствие контрольным соотношениям, следует подать новую декларацию в течение пяти рабочих дней со дня, когда инспекторы направят уведомление. В этом случае декларацию считают представленной со дня, когда подали декларацию с ошибками (п. 5.3, 5.4 ст.174 НК РФ).
Если не подать новую декларацию в установленный срок, инспекторы могут оштрафовать и заблокировать банковский счет.
Причины, из-за которых НДС-декларацию признают не представленной:
- не стыкуются цифры внутри разделов;
- неверно указана сумма к уплате (с учетом восстановления) за минусом вычетов по разделу 3;
- сумма к уплате по разделу 1 не равна сумме сумм к уплате по разделам 3, 4, 5, 6 за вычетом сумм к возмещению;
- сумма исчисленного по разделам 2, 3, 4, 6 после округления не соответствует сумме по разделу 9 книги продаж с учетом приложения по доплистам;
- вычеты не равны при сопоставлении данных декларации с разделом 8 книги покупок (с доплистами);
- построчная сумма вычетов по разделу 8 не равна общей сумме по разделу 8.
Налоговая служба утвердила перечень контрольных соотношений к декларации по НДС, нарушение которых грозит отказом в приеме отчетности (приказ ФНС от 25 мая 2021 г. № ЕД-7-15/519@). Какие это соотношения, смотрите в таблице.
Что будут контролировать | Какие показатели будут сопоставлять | |
1 | Сумму НДС к уплате в бюджет, отраженную в разделе 3 | Строка 200 должна быть равна строке 118 за вычетом строки 190 |
2 | Сумму НДС к уплате в бюджет, отраженную в разделе 1 | Строка 040 должна быть равна сумме строк 200 разд. 3, 130 разд. 4, 160 разд. 6 за вычетом суммы строк 210 разд. 3, 120 разд. 4, 080 разд. 5, 090 разд.5, 170 разд. 6 |
3 | Соответствие суммы НДС к начислению показателям книги продаж | Сумма строк 118 разд. 3, 050 разд. 6, 130 разд. 6, 060 разд. 2, 050 разд. 4, 080 разд. 4 должна быть равна сумме строк 260 разд. 9, 265 разд. 9, 270 разд. 9, 340 прил. 1 к разд. 9, 345 прил. 1 к разд. 9, 350 прил. 1 к разд. 9 за вычетом строк 050 прил. 1 к разд. 9, 055 прил. 1 к разд. 9, 060 прил. 1 к разд. 9 |
4 | Соответствие суммы налоговых вычетов показателям книги покупок | Сумма строк 190 разд. 3, 030 разд. 4, 040 разд. 4, 080 разд. 5, 090 разд. 5, 060 разд. 6, 090 разд. 6, 150 разд. 6 должна быть равна сумме строк 190 разд. 8, 190 прил. 1 к разд. 8 за вычетом строки 005 прил. 1 к разд. 8 |
5 | Соответствие суммы налоговых вычетов по счетам-фактурам и по данным книги покупок | Сумма всех строк 180 разд. 8 должна быть равна итоговой строке 190 разд. 8 |
6 | Соответствие суммы налоговых вычетов по исправленным счетам-фактурам и по дополнительным листам книги покупок | Сумма строк 005 прил. 1 к разд. 8, 180 прил. 1 к разд. 8 должна быть равна итоговой строке 190 прил. 1 к разд. 8 |
7 | Соответствие суммы НДС к начислению по счетам-фактурам и по данным книги продаж (с разбивкой по налоговым ставкам) | По ставке 20%. Сумма строк 200 разд. 9 должна быть равна итоговой строке 260 разд. 9 |
По ставке 10%. Сумма строк 210 разд. 9 должна быть равна итоговой строке 270 разд. 9 | ||
По ставке 18%. Сумма строк 205 разд. 9 должна быть равна итоговой строке 265 разд. 9 | ||
8 | Соответствие суммы НДС к начислению по исправленным счетам-фактурам и по дополнительным листам книги продаж (с разбивкой по налоговым ставкам) | По ставке 20%. Сумма строк 050 прил. 1 к разд. 9 и 280 прил. 1 к разд. 9 должна быть равна строке 340 прил. 1 к разд. 9 |
По ставке 10%. Сумма строк 060 прил. 1 к разд. 9 и 290 прил. 1 к разд. 9 должна быть равна строке 350 прил. 1 к разд. 9 | ||
По ставке 18%. Сумма строк 055 прил. 1 к разд. 9 и 285 прил. 1 к разд. 9 должна быть равна строке 345 прил. 1 разд. 9 | ||
9 | Соответствие суммы налога к уплате в бюджет по счетам-фактурам, выставленным продавцами, которые не платят НДС | Строка 030 раздела 1 должна быть равна сумме строк 070 раздела 12 |
10 | Отсутствие вычетов по НДС у налоговых агентов, применяющих упрощенку |
Строки 180 и 190 в разделе 8 должны быть равны нулю Это требование может не выполняться у налоговых агентов при реализации металлолома, сырых шкур животных и макулатуры, если в строке 070 раздела 2 декларации они укажут код операции 1011715 |
В течение 5 рабочих дней ИФНС должна уведомить компанию о признании отчетности непредставленной. Датой подачи будет считаться день поступления исправленной декларации. Для того, чтобы внести правки в НДС-декларацию и подать ее заново, у бухгалтера есть 5 рабочих дней.
Как подать пояснения к декларации по НДС
Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция выявит несоответствия или неточности, в ИФНС нужно будет представить пояснения. Пояснения направляются в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России.
Приказом от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/682@ ФНС России утвердила формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС в электронной форме.
Напомним, что все плательщики НДС представляют декларацию по этому налогу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Обратите внимание: если направить такие пояснения не в электронном, а в бумажном виде, то они будут считаться не представленными (п. 3 ст. 88 НК РФ). А с 1 июля 2021 года непредставленными будут считаться также пояснения, представленные в электронном виде, но не по установленному формату (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).
Более того, за нарушение формата пояснений к декларации по НДС установлен штраф.
Если электронные пояснения к декларации по НДС передать в срок, но с нарушением, инспекция их не примет и оштрафует на 5000 руб. Повторное нарушение в течение календарного года приведет к штрафу в размере 20 000 руб. (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).
Вместе с тем есть возможность и избежать штрафа. Если пояснения по НДС-декларации поданы в произвольном формате, но приняты инспекцией и учтены в камеральной проверке, то штраф могут отменить (Постановление АС Волго-Вятского округа от 3 октября 2023 г. по делу № А28-10382/2022).
Налоговики оштрафовали компанию за непредставление сведений. Компания отправляла запрошенные инспекторами пояснения по НДС-декларации, но в не соответствующем требованиям формате.
Компания обратилась в суд и в трех инстанциях выиграла его. Санкции были отменены.
Судьи отметили, что спорные документы и пояснения налоговая приняла, учла при камеральной проверке и завершила ее, не выявив по итогам иных налоговых правонарушений. Все установленные сроки организация также соблюла, поэтому суд пришел к выводу об отсутствии в ее действиях состава вменяемого правонарушения и отменил решение налоговой.
Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ предусмотрено право представлять пояснения в виде реестра подтверждающих документов в электронной форме. Об этом напомнила ФНС России в письме от 11 июня 2021 г. № ЕА-4-15/8244@.
Коды возможных ошибок в НДС-декларации
Чтобы было проще определить причину расхождений, ФНС опубликовала коды возможных ошибок, которые указывают в требовании (письмо от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15-23367@).
Вот они:
- «1» — если записей об операции нет в налоговой декларации контрагента. Или контрагент не подал налоговую декларацию по НДС за тот же отчетный период. Или контрагент представил нулевую отчетность. Или допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и сопоставить ее с контрагентом;
- «2» — если данные об операции в разделе 8 «Сведения из книги покупок» не соответствуют данным раздела 9 «Сведения из книги продаж». Например, вычет НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам;
- «3» — если не соответствуют данные между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур». Например, отражение посреднических операций;
- «4» — если допущена ошибка в одной из граф. Номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках;
- «5» — в разделах 8-12 декларации не указана или указана неверно дата счета-фактуры;
- «6» — в разделе 8 «Сведения из книги покупок» заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет;
- «7» — в разделе 8 «Сведения из книги покупок» заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленной до даты госрегистрации контрагента;
- «8» — в разделах 8-12 декларации некорректно указан код вида операции (приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-3/136@);
- «9» — допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж». Например, НДС, указанный с отрицательным значением, превышает НДС, указанный в аннулированной записи. Или нет записи по аннулированному счету-фактуре.
Алгоритм ответа на требование
Получив такое требование по ТКС, вы должны:
1. Передать в инспекцию квитанцию о приеме требования в электронной форме через оператора ЭДО. Сделать это нужно в течение шести дней со дня отправки документов инспекцией. Если вы сделаете это позже, инспекторы могут в течение 10 дней по окончании срока передачи квитанций заблокировать ваши счета в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Обратите внимание: с 5 февраля 2025 года отменяется обязательная отправка компаниями квитанции о приеме сообщений по ТКС из инспекции (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ). Налоговый орган будет считать направленный по ТКС документ врученным налогоплательщику на шестой дней со дня отправки. В связи с этим утрачиваются основания для блокировки счета налогоплательщика при не отправлении им квитанции. Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ, которым было установлено это основание, прекращается.
2. Проверить, правильно ли заполнены декларации, сверить сведения, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если НДС по счету-фактуре принимался к вычету по частям, нужно проверить общую сумму налога, принятую к вычету по всем записям счета-фактуры. В том числе, с учетом предыдущих кварталов.
3. Представить в инспекцию уточненную декларацию с правильными сведениями, если найдена ошибка, которая привела к недоплате НДС в бюджет.
4. Если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, представить пояснения с указанием правильных данных. Рекомендуется также представить «уточненку».
5. Если ошибки в декларации так и не выявлены, необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию, представив пояснения.
Смена оператора электронного документооборота
В настоящее время для обмена информацией с контрагентами и передачи отчетности в налоговую инспекцию многие компании заключают договоры с несколькими операторами электронного документооборота (ЭДО). В соответствии с количеством подключенных операторов регистрируется и несколько электронных почтовых ящиков.
При смене оператора ЭДО меняется и электронный адрес компании. Если организация не сообщит об этом в ИФНС, налоговики будут продолжать направлять документы на известный им электронный адрес, который фирма уже прекратила использовать. К примеру, тот адрес, с которого была направлена в инспекцию последняя налоговая декларация.
Это может привести к негативным последствиям для организации. Ведь если она не исполнит требование ИФНС, которое было направлено на старый электронный адрес, инспекторы могут ее оштрафовать. Поскольку контролеры будут считать, что компания попросту проигнорировали их требование. Так, штраф за непредставление документов в ходе встречной проверки или представление с опозданием составит 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Подобной проблемы вообще не возникнет, если компания уведомит свою налоговую инспекцию о получателе документов, заверили в ФНС (письмо от 21 апреля 2017 г. № ЕД-4-15/7716@). Налоговики сослались на свое письмо от 9 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/23665@, в котором приведен формат и порядок представления уведомления о получателе документов. В этом уведомлении нужно указать адрес, на который инспекторы должна присылать налоговые документы. Уведомление направляется в электронной форме по ТКС через операторов электронного документооборота.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!