Приобретение материалов
Последний раз обновлено:
Материалы отражают в бухгалтерском и налоговом учете по фактической себестоимости. Это правило также распространяется на сырье, комплектующие и полуфабрикаты и др.
Фактическая себестоимость МПЗ – это сумма всех расходов, связанных с их приобретением. Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете себестоимость материалов формируют в зависимости от того, как они были получены.
Материалы могут быть:
- куплены у поставщиков;
- получены безвозмездно;
- получены при разборке, демонтаже или ремонте основных средств.
Покупка
В бухгалтерском и налоговом учете фактическую себестоимость купленных материалов формируют практически одинаково. В налоговом учете - на основании статьи 254 НК РФ, в бухгалтерском учете - по правилам ФСБУ 5/2019 "Запасы".
Вот как учитывают затраты, связанные с покупкой материалов:
Вид расходов | Учет расходов | |
бухгалтерский | налоговый | |
Невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением материалов | Включают в их фактическую себестоимость | То же |
Расходы на транспортировку материалов до склада фирмы | Включают в их фактическую себестоимость | То же |
Расходы на доведение материалов до состояния, пригодного к использованию | Включают в их фактическую себестоимость | То же |
Комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые куплены материалы | Включают в их фактическую себестоимость, если они непосредственно связаны с конкретной покупкой | То же |
Суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой материалов | Включают в их фактическую себестоимость, если они непосредственно связаны с конкретной покупкой | То же, если учетной политиков не предусмотрен их учет в составе прочих расходов |
Таможенные пошлины, уплаченные при ввозе материалов в Россию | Включают в их фактическую себестоимость | То же |
Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов | Включают в их фактическую себестоимость | То же |
Суммы, определенные исходя из цен приобретения материалов (за исключением НДС, который принимается к вычету), на основании статьи 254 НК РФ включаются в фактическую стоимость материалов. В бухгалтерском учете в фактическую стоимость запасов включают суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате фирмой при приобретении (создании) запасов, за вычетом возмещаемых сумм налогов и сборов и с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления (п. 12 ФСБУ 5/2019).
А что касается курсовых разниц, которые увеличивают затраты покупателя по приобретению материалов, то в бухгалтерском учете они учитываются в составе прочих расходов (п. 13 ПБУ 3/2006), а в налоговом учете - в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ).
Обратите внимание: если те или иные расходы (например, транспортные услуги по доставке) связаны с приобретением нескольких видов материалов, то их включают в фактическую себестоимость ценностей пропорционально их покупной цене.
АО «Актив» приобрело две партии материалов для производства готовой продукции. Покупная стоимость материалов составила 800 000 руб. (без НДС), в том числе:
- стоимость первой партии – 500 000 руб.;
- стоимость второй партии – 300 000 руб.
Транспортные услуги, связанные с покупкой материалов, составили 18 000 руб. (без НДС).
Сумма транспортных услуг, которая относится к первой партии материалов, составит:
500 000 : 800 000 × 18 000 = 11 250 руб.
Сумма транспортных услуг, которая относится ко второй партии материалов, составит:
300 000 : 800 000 × 18 000 = 6750 руб.
Себестоимость первой партии составит:
500 000 + 11 250 = 511 250 руб.
Себестоимость второй партии составит:
300 000 + 6750 = 306 750 руб.
Что не включают в стоимость приобретенных МПЗ
По правилам налогового учета в фактическую себестоимость материалов не включают:
- проценты по кредиту, полученному на покупку материалов.
Подробнее об учете таких расходов смотрите раздел «Расходы фирмы» → подраздел «Внереализационные расходы» → ситуацию «Расходы на уплату процентов по долговым обязательствам»;
- информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой материалов, если налоговой учетной политикой фирмы предусмотрен их учет в составе прочих расходов.
Подробнее об этом смотрите раздел «Расходы фирмы» → подраздел «Расходы по производству и реализации» → ситуацию «Прочие расходы».
Поступление безвозмездно
Если ваша фирма получила материалы безвозмездно, определите их фактическую себестоимость исходя из рыночной цены на них. Это правило действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Однако в налоговом учете стоимость таких материалов не может быть меньше расходов на их производство или покупку (первоначальной стоимости) по данным передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Если первоначальная стоимость материалов больше, чем их рыночная цена, то в налоговом учете их отражают по первоначальной, а в бухгалтерском – по рыночной стоимости.
АО «Актив» безвозмездно получило материалы от некоммерческой организации «Фонд Прогресс».
Рыночная стоимость материалов – 472 000 руб.
По данным налогового учета «Фонда Прогресс», первоначальная стоимость материалов – 500 000 руб.
«Актив» должен отразить стоимость материалов:
- в бухгалтерском учете – в сумме 472 000 руб.;
- в налоговом учете – в сумме 500 000 руб.
Со стоимости безвозмездно полученных материалов, по которой они отражены в налоговом учете, нужно заплатить налог на прибыль. Исключение из этого правила предусмотрено для материалов, полученных:
- от другой организации, если ее доля в уставном капитале вашей фирмы превышает 50 процентов;
- от другой организации, если доля вашей фирмы в ее уставном капитале превышает 50 процентов;
- от частного лица, если его доля в уставном капитале вашей фирмы превышает 50 процентов.
При этом они не должны быть переданы третьим лицам в течение одного года с момента их получения. В противном случае вам придется заплатить налог в общем порядке.
Получение при разборке, демонтаже или ремонте основных средств
Полученные таким образом материалы можно в дальнейшем продать или использовать в производстве. Их рыночную стоимость при оприходовании учитывают в составе внереализационных доходов, а при списании – в составе расходов.
В марте ООО «Парус» демонтировало старое оборудование. Рыночная стоимость оставшихся запчастей составила 20 000 руб. В августе они были переданы в производство.
В бухгалтерском учете эти операции отражены так:
в марте
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1
– 20 000 руб. – оприходованы запчасти, оставшиеся после демонтажа;
в августе
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 20 000 руб. – запчасти переданы в производство.
В налоговом учете «Паруса» на сумму 20 000 руб. в марте был признан доход, а в августе – расход.
Если же вы не сразу использовали оставшиеся от разобранного основного средства запчасти в производстве, но в дальнейшем вы решите их продать, то в базе по налогу на прибыль в составе расходов можно учитывать стоимость реализованных материалов в сумме ранее признанных доходов. Списывать эти расходы в «прибыльных» целях можно по мере реализации материалов (письмо Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-03-06/1/42057).
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!