Списание материалов
Последний раз обновлено:
Фирма может списать материалы в результате:
- передачи в производство продукции (товаров, работ, услуг);
- использования для собственных нужд.
Кроме того, материалы могут быть проданы, переданы другим фирмам безвозмездно, переданы в счет вклада в уставный капитал. Однако в этих ситуациях их стоимость в составе материальных расходов не учитывают. В первом случае ее отражают как расходы по продаже имущества. Во втором и третьем – как расходы, не уменьшающие облагаемую прибыль.
Первичные документы при списании материалов
Статья 274 НК РФ определяет базу по налогу на прибыль как «денежное выражение» подлежащей налогообложению прибыли. В свою очередь прибыль – это, как правило, полученные фирмой доходы, уменьшенные на сумму ее расходов (ст. 247 НК РФ).
Для подтверждения величины доходов или расходов в налоговом учете нужны первичные учетные документы.
С 17 марта 2021 года Федеральным законом от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ срок документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, увеличен с 4 до 5 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Уничтожать бумаги, которые имеют отношение к исчислению и уплате налогов, можно только по истечении установленного срока их хранения.
При этом отсчет срока хранения начинает исчисляться не с момента оформления документа или его поступления в организацию, а с момента окончания налогового периода, в котором он был использован при исчислении налога.
Так, к примеру, документы, подтверждающие расходы, необходимо хранить все время, пока они подлежат списанию, плюс еще 5 лет. То есть течение 5-летнего срока начинается после налогового периода, в котором документ использовался в последний раз для:
- составления налоговой отчетности;
- начисления и уплаты налога;
- подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.
Стоимость сырья и материалов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения посреднику, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и другие траты, связанные с приобретением МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
А датой осуществления материальных расходов при методе начисления признается дата передачи в производство сырья и материалов (в той их части, которая приходится на произведенные товары (работы, услуги)) (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Какой можно сделать вывод?
Даже при значительном временном разрыве между между датой оприходования и периодом признания расхода нужны документы:
- о приобретении ТМЦ;
- являющиеся основанием для списания ТМЦ.
Таким образом, если вы хотите при расчете налога на прибыль учесть стоимость списываемых ТМЦ, даже приобретенных 5 и более лет назад, то, кроме первичных документов, подтверждающих их списание, необходимо иметь документы, свидетельствующие об их приобретении. Из документов должно быть видно, что расходы на приобретение данных ТМЦ произведены как расходы, направленные на получение дохода (см. определение ВС РФ от 5 февраля 2020 г. № 307-ЭС19-26719 по делу № А56-9490/2019).
Если документов о покупке и оприходовании ТМЦ не будет, придется спорить с налоговой и не рассчитывать на поддержку суда. Поскольку величина налоговой базы не будет подтверждена первичкой.
Передача материалов в производство
В налоговом учете стоимость материалов, переданных в производство, списывают одним из трех методов:
- по стоимости каждой единицы;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
При исчислении налога на прибыль доходы, полученные от реализации покупных товаров, организация вправе уменьшить на стоимость приобретения этих товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Минфин в письме от 14 октября 2022 г. № 03-03-06/1/99816пояснил, что затраты, связанные с покупкой товаров, следует формировать с учетом положений статьи 320 НК РФ. А именно: стоимость приобретения товаров организация вправе определять с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Это означает, что в целях налогообложения прибыли стоимость приобретения товаров следует формировать исходя из цены, установленной условиями договора, а также в стоимость можно включать иные расходы, связанные с приобретением этих товаров.
Особый порядок действует, если вы передаете в производство:
- инструменты, приспособления, инвентарь, лабораторное оборудование;
- спецодежду или спецобувь;
- имущество, которое не считается амортизируемым.
Стоимость таких объектов уменьшает налоговую прибыль в той сумме, которую вы потратили на их приобретение. Другими словами, их включают в расход по стоимости каждой единицы после передачи в эксплуатацию.
Списание по стоимости каждой единицы
Обычно по этому методу списывают материалы, которые учитывают в особом порядке. К таким материалам относят драгоценные металлы и камни, радиоактивные материалы и т. п. Единица этих материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
Как применять этот способ на практике, покажет пример.
АО «Актив» списывает материалы по стоимости каждой единицы.
В январе «Актив» приобрел:
- 80 г золота 586-й пробы по цене 250 руб./г (без НДС);
- 150 г золота 999-й пробы по цене 470 руб./г (без НДС).
В этом же месяце в производство списали:
- 60 г золота 586-й пробы;
- 70 г золота 999-й пробы.
«Актив» должен включить в состав прямых расходов 47 900 руб. (60 г × 250 руб./г + 70 г × 470 руб./г), в том числе:
- 15 000 руб. – стоимость золота 586-й пробы;
- 32 900 руб. – стоимость золота 999-й пробы.
Списание по средней стоимости
При использовании этого метода нужно определить среднюю стоимость единицы материалов. Ее определяют по каждому наименованию одинаковых материалов (например, кирпич, доски, цемент и т. д.). Как правило, среднюю стоимость списанных материалов рассчитывают по итогам месяца. Однако налоговые инспекторы рекомендуют ее определять после каждой операции, связанной с их списанием.
Среднюю стоимость рассчитывают так:
Общую стоимость материалов, которая должна быть списана, определяют так:
По состоянию на 1 января отчетного года на складе АО «Актив» числится 3000 штук кирпича М-100 общей стоимостью 6150 руб.
В январе АО «Актив» купило две партии кирпича.
Первая партия (9500 шт.) приобретена 4 января. Общая стоимость кирпича – 20 833 руб. (без НДС).
Вторая партия (7500 шт.) приобретена 15 января. Общая стоимость кирпича – 21 667 руб. (без НДС).
25 января было отпущено в производство 12 000 штук кирпича.
Средняя стоимость одного кирпича составит:
(6150 руб. + 20 833 руб. + 21 667 руб.) : (3000 шт. + 9500 шт. + 7500 шт.) = 2,43 руб./шт.
Стоимость кирпича, отпущенного в производство, составит:
2,43 руб./шт. × 12 000 шт. = 29 160 руб.
Эту сумму включают в состав налоговых расходов «Актива».
Обратите внимание: НК РФ нет специальной нормы, определяющей порядок исчисления средней стоимости товара для организаций, имеющих обособленные подразделения. Соответственно, при составлении учетной политики налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок формирования средней стоимости – по организации в целом или по каждому обособленному подразделению и головной компании отдельно. На это указал Минфин в письме от 22 декабря 2021 г. № 03-03-06/1/104867.
Списание по методу ФИФО
По методу ФИФО материалы, поступившие ранее других, списываются первыми. Например, если материалы были куплены партиями, то сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т. д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывают часть материалов из второй.
До 31 декабря 2014 года в налоговом учете мог применяться метод ЛИФО - списание по себестоимости последних по времени приобретений. По нему, наоборот, материалы, поступившие первыми, списывают последними. Если материалы были куплены партиями, то сначала передают в производство последнюю партию материалов, затем предпоследнюю и т. д. Если материалов в последней партии недостаточно, то списывают часть материалов из предыдущей.
Обратите внимание: с 1 января 2015 года метод ЛИФО не применяется.
Как правило, стоимость списанных материалов рассчитывают по итогам месяца. Однако налоговые инспекторы рекомендуют ее определять после каждой операции, связанной с их списанием.
Ремонтная фирма АО «Актив» купила кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 штук в каждой.
Первая партия приобретена по цене 35 000 руб. (без НДС).
Вторая – по цене 36 667 руб. (без НДС).
Третья – по цене 39 167 руб. (без НДС).
На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 штук кирпича.
При списании материалов «Актив» использует метод ФИФО.
В этой ситуации бухгалтер «Актива» спишет:
- 10 000 штук кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;
- 10 000 штук кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;
- 5000 штук кирпича из третьей партии стоимостью 19 584 руб. (39 167 руб. × 5000 шт. : 10 000 шт.).
Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:
35 000 + 36 667 + 19 584 = 91 251 руб.
Эту сумму «Актив» включит в налоговые расходы в январе.
Использование материалов для собственных нужд
Материалы, предназначенные для основного производства, фирма может использовать для собственных нужд (например, на ремонт офиса, производственного оборудования, инвентаря и т. д.). Стоимость таких материалов включают в состав расходов, на которые списаны материалы (на затраты по ремонту основных средств, инвентаря и т. д.).
Фактическую стоимость материалов, использованных для собственных нужд, списывают в том же порядке, что и при их передаче в производство (то есть по стоимости единицы, средней стоимости или методу ФИФО).
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!