.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Транспортные расходы

Последний раз обновлено:

По правилам налогового учета сумму транспортных расходов, связанных с доставкой товаров до склада вашей фирмы, необходимо распределить между реализованными и нереализованными товарами.

Обратите внимание: это правило применяют, если транспортные расходы не включены продавцом товаров в их продажную цену. В противном случае транспортные расходы учитывают в фактической себестоимости товаров.

Налогооблагаемую прибыль уменьшает только та сумма транспортных расходов, которая относится к реализованному товару.

Сумму транспортных расходов, которую можно учесть при налогообложении прибыли за текущий месяц, рассчитывают так:

Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию = Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце - Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца

Сумму транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на конец месяца, определяют так:

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца = Остаток товаров на конец месяца х Средний процент транспортных расходов

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров на конец месяца, рассчитывают так:

Средний процент транспортных расходов = Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце : Стоимость товаров, реализованных в текущем месяце + Остаток товаров на конец месяца х 100
Пример. Учет транспортных расходов

На 1 января отчетного года сумма транспортных расходов ООО «Пассив» составила 20 000 руб.

Сумма транспортных расходов за январь равна 120 000 руб.

Себестоимость товаров, проданных в январе, 1 000 000 руб.

Себестоимость остатка товаров на конец января составила 200 000 руб.

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:

(20 000 руб. + 120 000 руб.) : (1 000 000 руб. + 200 000 руб.) × 100 = 11,67%.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, будет равна:

200 000 руб. × 11,67% = 23 340 руб.

Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:

20 000 руб. + 120 000 руб. − 23 340 руб. = 116 660 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Пассива» и уменьшают на нее налогооблагаемую прибыль за январь.

Если в январе у «Пассива» были другие расходы, связанные с реализацией товаров (например, затраты на аренду торгового зала, зарплату продавцов и т. д.), их можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, нужно транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада, списывать в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Порядок списания транспортных расходов вы должны зафиксировать в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

Транспортная накладная

Одним из документов, подтверждающим расходы на перевозку автомобильным транспортом, является транспортная накладная (письмо Минфина России от 20 июля 2015 г. № 03-03-06/1/41407).

В общем случае заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При осуществлении автомобильных перевозок документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, также является перевозочный документ – транспортная накладная (ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Новая форма транспортной накладной, которая применяется с 1 января 2021 года, утверждена постановлением Правительства от 21 декабря 2020 года № 2200. Это значит, что несмотря на отмену согласно Закону «О бухгалтерском учете» обязательного использования унифицированных форм первичных документов, транспортную накладную нельзя заменять самостоятельно разработанной «первичкой». Если форма документа утверждена уполномоченным на то органом, то компания не вправе заменять ее другими документами (письмо Минфина РФ от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36).

Транспортную накладную заполняют по строгим правилам. В отдельных случаях ее заполнять не нужно.

Налоговый учет транспортных расходов

В налоговом учете сумму транспортных расходов, связанных с доставкой товаров до склада фирмы, отражают:

  • в регистре-расчете «Формирование стоимости объекта учета»;
  • в регистре-расчете остатка транспортных расходов.

Порядок заполнения регистров

Прежде всего оформите регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета». В нем отражают сумму расходов, связанных с транспортировкой товаров. Этот регистр заполняют на основании данных бухгалтерского учета.

Затем оформите регистр-расчет остатка транспортных расходов. Его заполняют на основании данных регистра-расчета «Формирование стоимости объекта учета» и регистра учета стоимости реализованных товаров.

Образец заполнения регистров

Как заполнить регистры по учету транспортных расходов, покажет пример.

Пример.Налоговый учет транспортных расходов

На 1 января отчетного года сумма транспортных расходов ООО «Пассив» составила 20 000 руб.

Стоимость остатка товаров на эту дату – 100 000 руб.

Покупная стоимость товаров, приобретенных в январе, составила 1 100 000 руб. Сумма транспортных расходов за январь – 120 000 руб.

Себестоимость товаров, проданных в январе, составила 1 000 000 руб. Себестоимость остатка товаров на конец января равна 200 000 руб.

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:

(20 000 руб. + 120 000 руб.) : (1 000 000 руб. + 200 000 руб.) × 100 = 11,67%.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, будет равна:

200 000 руб. × 11,67% = 23 340 руб.

Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:

20 000 руб. + 120 000 руб. − 23 340 руб. = 116 660 руб.

Регистры будут заполнены так

В регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета» войдут такие данные:

Учетный период - 1 квартал.

Дата операции - 31.01.2020

Наименование объекта учета – Транспортные расходы

Наименование операции – прямые расходы

Количество – (не указывается)

Сумма, в руб. – 120 000

Стоимость объекта учета, в руб. – 120 000

Затем оформляется регистр-расчет остатка транспортных расходов. В нем будут заполнены такие показатели:

Учетный период - 1 квартал.

Дата операции - 31.01.2020

Сумма прямых расходов, приходящаяся на остаток товара на складе на начало месяца, в руб. – 20 000

Сумма транспортных расходов текущего месяца, в руб. – 120 000

Остаток товаров на складе на начало месяца, в руб. – 100 000

Сумма товаров, приобретенных в текущем месяце, в руб. – 1 100 000

Сумма товаров, реализованных в текущем месяце, в руб. – 1 000 000

Остаток товаров на складе на конец месяца, в руб. – 200 000

Средний процент – 11,67 ((20 000 + 120 000) : (1 000 000 + 200 000) х 100)

Сумма прямых расходов, приходящаяся на остаток товара на складе на конец месяца, в руб. – 23 340 (200 000 х 11,67)

Сумма прямых расходов, относящаяся к расходам текущего месяца, в руб. – 116 660 ( 20 000 + 120 000 - 23 340)

Обратите внимание: обязательному лицензированию подлежат только перевозки внутренним водным, морским, авиационным и железнодорожным транспортом и только пассажиров и опасных грузов (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Автомобильные перевозки не лицензируются (кроме перевозок пассажиров). При этом закон устанавливает правовые основы и общие правила лицензирования. Подробный порядок и требования к получению лицензии определены постановлениями Правительства РФ.

Поэтому от организации, которая оказывает вам транспортные услуги, лучше получить копию лицензии, дающей ей право заниматься этой деятельностью. Ведь если выяснится, что компания осуществляла перевозки без лицензии (то есть занималась незаконной предпринимательской деятельностью), проверяющие могут исключить транспортные расходы из налоговых затрат вашей фирмы.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.