Регистры налогового учета выручки от реализации
Последний раз обновлено:
Всю информацию, необходимую для расчета налога на прибыль, отражают в специальных налоговых регистрах. Перечни этих регистров и их образцы приведены в информационном сообщении МНС России от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
Фирма может разработать налоговые регистры и самостоятельно – ведь в информационном сообщении даны лишь рекомендуемые формы. В разных программах по ведению бухгалтерского учета также «вшиты» свои формы, в которых аккумулируются данные для формирования налоговой декларации.
Выручку от продажи имущества (работ, услуг) отражают в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. В ряде случаев сумму выручки указывают также и в дополнительных регистрах налогового учета. Перечень этих регистров зависит от вида проданного имущества.
В таблице приведены регистры для учета выручки, рекомендованные налоговиками.
Вид дохода | Регистры |
Выручка от реализации готовой продукции | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Выручка от реализации работ, услуг | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Выручка от реализации прочего имущества (материалов) | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Выручка от реализации товаров, купленных для перепродажи | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Выручка от реализации основных средств | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества» | |
Выручка от реализации нематериальных активов | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества» | |
Выручка от реализации ценных бумаг | Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Реализация продукции, товаров, работ и услуг
Данные о реализации продукции, товаров, работ или услуг отражают в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.
Его заполняют на основании первичных документов, которыми оформляют отгрузку товаров или продукции, а также передачу результатов выполненных работ и оказанных услуг.
Такими документами являются акты сдачи-приемки, счета-фактуры, накладные, договоры и т. п.
Кроме того, компания может составить и регистр-расчет «Финансовый результат от реализации товаров (продукции, работ, услуг)», разработав его самостоятельно.
Его можно оформить на основании данных регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав, а также регистров, отражающих расходы на производство и реализацию.
Какая информация попадет в регистры, покажет пример.
АО «Актив» занимается реализацией товаров и продает стройматериалы оптом.
В ноябре фирма отгрузила ООО «Пассив» 10 000 штук кирпичей М-11 по договору поставки.
Продажная стоимость товаров, согласно договору, составляет 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.).
Фактическая себестоимость списанной партии кирпича, по данным налогового учета, – 70 000 руб.
Расходы на продажу кирпича составили 5000 руб.
Оплата за отгруженные товары поступила также в ноябре.
Регистры за период с 1 по 30 ноября будут заполнены так.
В регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав будут отражены:
- отчетный период;
- дата операции;
- причина выбытия (продажа);
- вид дохода – выручка от реализации покупных товаров;
- реквизиты договора;
- наименование товара;
- количество – 10 000 штук;
- выручка (без НДС) – 100 000 руб.
В регистре-расчете «Финансовый результат от реализации товаров (продукции, работ, услуг)» будут отражены данные о выручке, себестоимости списанной партии кирпича, расходах на продажу и о полученном финансовом результате. В данном случае финансовый результат будет равен 25 000 руб. (100 000 – 70 000 – 5000).
Также в ноябре сформируется регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.
В нем будут отражены следующие данные:
- дата операции;
- реквизиты документа на списание (накладной);
- направление расхода – продажа;
- вид расходов – прямые;
- количество – 10 000 штук;
- цена за единицу – 7 руб.;
- сумма расхода – 70 000 руб.
Выручка от реализации основных средств
В бухгалтерском учете выручку от продажи основных средств отражают в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете доход от продажи основных средств считается выручкой от реализации.
Данные о списании объекта основных средств отражают в трех налоговых регистрах:
- регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. Данные сюда попадают из первичных документов, которыми оформляют выбытие основного средства (накладных, договоров и т. д.);
- регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;
- регистре информации об объекте основных средств.
Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества» формируется на основании данных о выручке, полученной от реализации ОС, первоначальной стоимости, сумме начисленной амортизации, расходов на продажу.
В регистре информации об объекте основных средств отражаются данные о проданном объекте – наименование объекта, дата приобретения, первоначальная стоимость, дата списания, основание списания.
Если фирма получила убыток от продажи основного средства, то дополнительно заполняют регистр учета расходов будущих периодов.
Какие данные он может включать, покажем на примере.15 ноября текущего года АО «Актив» продало деревообрабатывающий станок за 70 000 руб. (без учета НДС). Первоначальная стоимость станка – 120 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 40 000 руб. Расходы, связанные с продажей станка, составили 20 000 руб.
Срок полезного использования станка – 8 лет. В «Активе» его эксплуатировали 3 года.
Убыток от продажи станка составил:
70 000 руб. – (120 000 – 40 000) – 20 000 = 30 000 руб.
Этот убыток должен быть списан в уменьшение налогооблагаемой прибыли в течение 5 лет (8 – 3). Начиная с декабря текущего года «Актив» может ежемесячно включать в состав прочих расходов сумму убытка в размере 500 руб. (30 000 руб. : 5 лет : 12 мес.).
В регистр учета расходов будущих периодов попадут такие данные:
- дата операции (15 ноября);
- вид расхода – убыток от продажи ОС;
- наименование объекта;
- размер убытка – 30 000 руб.;
- срок, в течение которого убыток можно списывать отнесением в прочие расходы - 60 месяцев;
- сумма ежемесячного списания – 500 руб.;
- дата, с которой можно начинать списание – 15 декабря.
Выручка от реализации нематериальных активов
В бухгалтерском учете выручку от продажи нематериальных активов отражают в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете доход от продажи нематериальных активов считается выручкой от реализации.
Данные о списании объекта нематериальных активов, как и в случае реализации ОС, отражают в трех налоговых регистрах:
- регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
- регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;
- регистре информации об объекте нематериальных активов.
В регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав данные попадают из первичных документов, которыми оформляют выбытие объекта (актов приемки-передачи, договоров и т. д.).
Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества» формируется на основании данных:
- регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
- регистра-расчета «Формирование стоимости объекта учета»;
- регистра-расчета амортизации нематериальных активов.
В него входят данные о выручке, полученной от реализации НМА, его первоначальной стоимости, сумме начисленной амортизации, расходов на продажу.
После этого в регистр информации об объекте нематериальных активов вписывают данные о выбывшем объекте - наименование объекта, дата приобретения, первоначальная стоимость, дата списания, основание списания.
Выручка от реализации ценных бумаг
Ценные бумаги – это акции, векселя, облигации и т. п., приобретенные для перепродажи.
В бухгалтерском учете выручку от продажи ценных бумаг отражают в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Однако если купля-продажа акций или облигаций является для вашей фирмы обычным видом деятельности, то доход от их реализации учитывают на счете 90 «Продажи».
В налоговом учете выручка от продажи ценных бумаг считается выручкой от реализации. Подробнее о продаже ценных бумаг читайте в разделе «Учет отдельных видов имущества».
Выручку от продажи ценных бумаг нужно отразить в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. Его заполняют на основании первичных документов, которыми оформляют выбытие ценных бумаг (договоров, актов приемки-передачи и т. д.).
Чтобы отразить финансовый результат от реализации ценных бумаг, вам придется разработать соответствующий регистр самостоятельно. Его можно назвать регистр-расчет «Финансовый результат от реализации ценных бумаг, обращающихся (не обращающихся) на организованном рынке». Оформляют этот регистр на основании данных:
- регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
- регистра-расчета «Формирование стоимости объекта учета».
Обратите внимание: выручку от реализации ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, отражают в разных налоговых регистрах.
Выручка от реализации прочего имущества
Фирма может не только использовать материалы (сырье, одноразовую тару и т. п.) в собственной деятельности, но и продавать их на сторону.
В бухгалтерском учете выручку от продажи таких ценностей отражают в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете доход от продажи сырья и материалов считается выручкой от реализации.
Выручку от реализации прочих ценностей отражают в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. Делают это на основании первичных документов, которыми оформляют списание имущества (накладных, счетов-фактур, договоров и т. д.).
Кроме того, данные о списании материалов (сырья) записывают в таких налоговых регистрах, как регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде и регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.
Как заполнить регистры налогового учета при продаже материалов, покажет пример.
АО «Актив» занимается пошивом верхней одежды.
В январе текущего года фирма продала излишек драповой ткани (300 м) ООО «Пассив». Фактическая себестоимость 1 м ткани (по данным налогового учета) – 800 руб.
Продажная стоимость ткани составила 285 000 руб. (без учета НДС). Эта сумма войдет в регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав в качестве выручки от реализации прочего имущества.
Себестоимость проданной ткани – 240 000 руб. (300 м × 800 руб.).
Эта сумма войдет в регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде и регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.
Сводный налоговый учет выручки
Сумму всех доходов, которые фирма получила в течение отчетного (налогового) периода, указывают в регистре учета доходов текущего периода. Это сводный регистр налогового учета. Его заполняют на основании данных других налоговых регистров (например, регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав; регистра-расчета «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»). Каждый вид доходов (выручку от реализации товаров, готовой продукции, материалов, основных средств и т. п.) отражают в регистре отдельной строкой.
Данные из этого регистра переносят в декларацию по налогу на прибыль.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!