Доходы, не облагаемые налогом на прибыль
Последний раз обновлено:
Перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль, дан в статье 251 Налогового кодекса. Этот перечень является закрытым. Расширить его может только федеральный закон.
К таким доходам, в частности, относятся:
- авансы, полученные в счет будущих поставок товаров (работ, услуг) фирмами, которые определяют доходы и расходы методом начисления;
- стоимость имущества, которое получено в качестве залога, задатка, (с 1 января 2023 г. согласно Федеральному закону от 16 апреля 2022 г. № 96 - обеспечительного платежа);
- стоимость имущества, которое получено учредителем при его выходе из организации (в пределах вклада учредителя);
- стоимость имущества, которое получено участником совместной деятельности при его выходе из простого товарищества;
- номинальная стоимость доли, на которую уменьшается уставный капитал общества при выходе из него участника в соответствии с законодательством РФ;
- средства, полученные в качестве целевого финансирования;
- стоимость имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал;
- суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства РФ либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года;
- стоимость имущества, имущественных прав или неимущественных прав,которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
- деньги, полученные заемщиком по договору займа или кредита, включая такую форму кредитования клиента банком, как овердрафт (Письмо Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-15-06/42162);
- деньги, полученные заимодавцем от заемщика в счет погашения займа;
- деньги, полученные посредником от покупателей комиссионных товаров (кроме посреднического вознаграждения);
- безвозмездно полученное имущество и имущественные права (при выполнении определенных условий);
- списанная кредиторская задолженность перед бюджетом по налогам и сборам;
- неотделимые улучшения арендованного имущества;
- имущество, полученное правопреемником в результате реорганизации фирмы;
- средства, поступающие от собственников помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта общего имущества;
- доход от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- доходы в виде услуг по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки - российские организации, не являющиеся банками;
- доходы в виде субсидий из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, полученных МСП, включенных в Единый реестр по состоянию на 1 марта 2020 г., ведущих деятельность в отраслях по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий Минцифры;
- доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выявленные в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав при условии, что они были выявлены с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно (льгота продлена по 31 декабря 2024 года включительно, а для малых и средних предпринимателей – на пять лет – с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года включительно) и др.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, который приведен в статье 251 НК РФ, дополнен новыми видами доходов Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ.
В перечень не облагаемых налогом на прибыль доходов включены:
- суммы прекращенных в 2022-2023 годах обязательств по договорам займа, договорам купли-продажи акций российских компаний, заключенных с иностранными компаниями, по которым приняты решения о прощении долга;
- суммы оплаты права требования по обязательствам, вытекающим из указанных выше договоров, при принятии решения о прощении такого обязательства;
- доходы, связанные с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе или исключении в судебном порядке в указанные периоды из состава участников;
- доходы в виде замещающих облигаций, полученных в результате обмена облигаций иностранных организаций (еврооблигаций). Эта норма применяется держателями еврооблигаций, если они принадлежали им на праве собственности или ином вещном праве на 1 марта 2022 года;
- доходы в виде безвозмездно полученных имущества, имущественных прав, результатов работ, услуг, если российским законодательством на организацию возложена обязанность по принятию в их собственность.
Новые нормы вступили в силу с 31 августа 2023 года.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 323-ФЗ из базы по налогу на прибыль исключены (действие распространено на 2022 год):
- безвозмездно полученное из казны имущество для борьбы с коронавирусом;
- суммы прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа, заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной компанией, в случае прощения долга, а также связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при его выходе в текущем году из общества;
- стоимость газа, бесплатно полученного для постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях.
Обратите внимание: возврата сумм излишне перечисленного штрафа в закрытом перечне не учитываемых в налоговой базе по налогу на прибыль доходов нет. Но такой возврат не является экономической выгодой для организации. Поэтому в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли, при возврате суммы излишне перечисленного штрафа. Письмо Минфина от 22 декабря 2023 г. № 03-03-06/1/124684.
Задаток, залог и обеспечительный платеж
По закону исполнение обязательств в числе прочего может обеспечиваться залогом, задатком, обеспечительным платежом (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
Но, в отличие от залога и задатка, вопрос учета обеспечительного платежа до 2023 года не был урегулирован. НК РФ позволял не учитывать в доходах и расходах только залог и задаток (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Поэтому Минфину приходилось периодически разъяснять, что залог, задаток и обеспечительный платеж имеют общую правовую природу, поэтому в доходах и расходах обеспечительный платеж учитывать также не нужно (см., к примеру, письмо от 31 мая 2016 г. № 03-03-06/1/31325).
Но если обеспечительный платеж в дальнейшем засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства, то есть выполняет функцию аванса, то эти поступления должны включаться в налоговую базу (п. 10 обзора, утв. Президиумом ВС РФ 4 июля 2018 г.).
С 1 января 2023 года вступили в силу поправки в НК РФ.
Согласно поправкам, обеспечительный платеж не учитывается в доходах и расходах для целей налога на прибыль. При условии, что этот платеж не является авансом.
Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. № 96-ФЗ внес такую правку в перечень доходов, не учитываемых в налоговой базе:
в подпункте 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ слова «залога или задатка» заменить словами «залога, задатка, обеспечительного платежа» (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 16 апреля 2022 г. № 96-ФЗ).
Безвозмездное поступление денег, превышающее сумму вклада
С января 2019 года деньги, полученные организацией безвозмездно от компании, в которой у этой организации есть доля, не облагаются налогом на прибыль.
Но под освобождение попадет не любая сумма, а только та, что не превышает вклад в имущество этой компании, ранее внесенный деньгами. При этом новое правило применяется независимо от размера вклада в уставный капитал компании, от которой поступили деньги.
Но есть дополнительное условие. Сумму вклада и сумму, которая была получена безвозмездно, нужно подтверждать документами. Хранить такие документы должны получающая и передающая стороны, а также их правопреемники (новый подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, введен Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ).
А с 1 января 2020 года фирма может не учитывать в доходах не только имущество, но и имущественные права, полученные безвозмездно от дочерней компании или физлица с долей не менее 50% (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ). До внесения изменения в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, куда оно внесено, речь шла только об имуществе.
Безвозмездные поступления от органов власти, корпорации развития МСП
В пункт 1статьи 251 НК РФ был введен новый подпункт 61, который вступил в силу 2 июля 2021 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. (подп. «в» п. 32 ст. 2, п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).
В составе доходов по прибыли не учитывается стоимость работ (услуг), имущественных прав, которые получены безвозмездно в соответствии с федеральными законами, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления:
- от органов государственной власти и местного самоуправления, а также корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП) и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ);
- от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта (на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ):
- от физических или юридических лиц, если оплата осуществлена перечисленными выше органами и организациями в рамках выполнения ими полномочий по поддержке субъектов МСП и экспорта.
Если кто-то из налогоплательщиков имел указанные доходы в 2019 и 2020 годах и заплатил с них налог, он может подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за эти периоды.
Также можно уменьшить текущую налоговую базу на сумму этих доходов.
В декларации за 2021 год суммы доходов, которые исключили из облагаемых, должны быть отражены по строке 400 Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).
Как учитывать зарплатные субсидии
Освобождаются от налога так называемые зарплатные субсидии (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). Эта госпомощь в размере МРОТ на работника предоставляются представителям малого и среднего бизнеса по Правилам, которые определены Постановлением Правительства от 24 апреля 2020 г. № 576. В них сказано, что экономические отрасли, ставшие жертвами COVID-19, утверждает правительство. Право на субсидию устанавливается согласно сведениям в ЕГРЮЛ и ЕГРИП об основном виде деятельности на 1 марта 2020 г. Например, если фирма работает по коду ОКВЭД 47.7 «Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах», который в реестре зафиксирован как дополнительный, то бюджетная субсидия ей не положена.
Обратите внимание: Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ установил, что право на данную льготу есть у субъектов МСП, включенных в реестр по состоянию на дату получения субсидии. В подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, которые вступили в силу 29 ноября 2021 г. и распространяются на доходы, полученные с января 2021 года.
Чтобы получить субсидию, компании или ИП надо отвечать таким требованиям:
- присутствие в реестре МСП по состоянию на дату получения субсидии;
- отрасль, в которой работает получатель госпомощи, отнесена к пострадавшей;
- отсутствие процесса банкротства, решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, ликвидации;
- нет долгов по налогам и взносам, превышающих 3000 рублей;
- численность персонала на дату получения денег от государства сохранена на уровне 90 процентов от мартовского показателя.
Таким образом, данную льготу по налогу на прибыль могут получить те МСП, которые оформили ее по установленным правилам.
Как учитывать целевую субсидию на профилактику коронавируса
Еще одна субсидия, связанная с коронавирусом - целевая. Она установлена Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976.
Ее назначение – проведение мероприятий по профилактике коронавируса.
Но на нее освобождение от налога на прибыль по подпункту 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяется. На это указал Минфин в письме от 2 сентября 2020 г. № 03-03-06/1/76953. Основание - иной состав получателей.
1.Получатель этой субсидии должен быть включен в единый реестр МСП по состоянию на 10 июня 2020 г.
2. Основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 10 июня 2020 г. должен относиться к одному из перечисленных в Постановлении № 976 кодов по ОКВЭД.
Кроме того, субсидию могут дать таким МСП:
- гостиницы с номерным фондом не больше 100 номеров;
- горнолыжные трассы;
- пляжи.
Они должны быть в федеральном перечне туристских объектов по состоянию на 10 июня 2020 г.
Также на эту субсидию могут рассчитывать социально ориентированные организации (СОНКО), если они отвечают таким условиям:
- частные образовательные организации на 1 июля 2020 года должны входить в реестр наиболее пострадавших от коронавируса НКО;
- поставщики социальных услуг на 1 июля 2020 года должны быть в реестре социально ориентированных НКО.
Как учитывать льготный кредит ФОТ 2.0, ФОТ 3.0 на возобновление деятельности
Льготный кредит на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости выдавали в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696. При выполнении определенных условий долг и проценты по такому кредиту будут списаны.
Среди условий для заемщика - сохранение численность работников на уровне не менее 80% от показателя на 1 июня 2020 года, выполнение условий по уровню зарплаты и обязательное продолжение деятельности (в отношении фирмы не начата процедура банкротства).
Если все эти условия заемщик выполнил, то сумму кредита и начисленных процентов банк спишет полностью или частично.
Сколько средств по кредитному договору вам должны списать, зависит от численности сотрудников по отчету по форме СЗВ-М за февраль 2021 года. При этом:
- долг по кредиту могли списать полностью, если отношение численности работников компании по состоянию на 1 марта 2021 года к численности ее работников по состоянию на 1 июня 2020 г. составляло не менее 90%;
- списывали половину долга, если отношение численности работников организации по состоянию на 1 марта 2021 года к численности ее работников по состоянию на 1 июня 2020 года составляло не менее 80 %, но не более 90%.
Если условия не выполнялись, кредит надо было возвращать и проценты платить по рыночным ставкам.
Но для списания долга и процентов требовалось еще важное условие, касающееся уже банка.
Оно прописано в новом подпункте 21.4 статьи 251 Налогового кодекса РФ (введен в НК Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ).
Согласно ему, в базе по налогу на прибыль не учитываются суммы прекращенных обязательств и начисленных процентов по кредитам на возобновление деятельности, если по выданному кредиту банку предоставлена субсидия от государства.
В этом случае банк представляет заемщику информацию о предоставлении в отношении его кредита субсидии по процентной ставке в согласованном сторонами кредитного договора порядке.
В 2021 году программу льготного кредитования продлили, предоставляя кредиты по программе ФОТ 3.0. Основные ее правила урегулированы постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2021 года № 279.
Выявленные при инвентаризации права на результаты интеллектуальной деятельности
На 2018 и 2019 годы льгота по налогу на прибыль для выявленных результатов интеллектуальной деятельности временно была установлена подпунктом 3.6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.
Такие доходы не нужно было учитывать.
В 2020 году действие льготы не продлили, поэтому выявленные при инвентаризации права на результаты интеллектуальной деятельности учитывали во внереализационных доходах и в 2020, и в 2021 году.
С 1 января 2022 года льготу возобновили (Федеральный закон от 28 мая 2022 г. № 149-ФЗ).
Имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные при инвентаризации, не подпадают под налогообложение налогом на прибыль (подп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что при инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
- наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Данная норма распространяется на доходы, выявленные в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года. То есть льготу ввели на три года.
Для субъектов малого и среднего бизнеса, включенных в соответствующий реестр по состоянию на 1 января 2022 года, льгота будет действовать 5 лет: в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года включительно.
Далее рассмотрим особенности учета некоторых других видов этих доходов.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!