.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Налоговые органы

Последний раз обновлено:

То, как налогоплательщики и плательщики страховых взносов выполняют свои обязанности, контролируют налоговые органы, таможенные органы, полиция.

Плательщиков страховых взносов контролируют: ПФР – персонифицированный учет, ФСС РФ – выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Система налоговых органов

Система налоговых органов состоит из трех уровней:

  • первый уровень – Федеральная налоговая служба РФ;
  • второй уровень – региональные и межрегиональные налоговые органы;
  • третий уровень – территориальные налоговые органы.

Федеральная налоговая служба РФ

Во главе системы налоговых органов стоит Федеральная налоговая служба РФ (ФНС). До сентября 2004 года ФНС называлась Министерством РФ по налогам и сборам (МНС).

enn_1_03_1.png

Региональные и межрегиональные налоговые органы

Федеральной налоговой службе подчиняются региональные управления ФНС (УФНС) и межрегиональные инспекции ФНС (межрегиональные ИФНС).

Региональных управлений должно быть столько же, сколько субъектов в Российской Федерации. Но некоторые регионы сейчас объединяются. Одновременно происходит и преобразование управлений ФНС.

В настоящее время функционируют пять категорий межрегиональных инспекций ФНС.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам курируют восемь федеральных округов:

1) Центральный (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва) – центр в Москве;

2) Северо-Западный (Республика Карелия, Республика Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г. Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ) – центр в Санкт-Петербурге;

3) Южный (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым; Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области; г. Севастополь) – центр в Ростове-на-Дону;

4) Приволжский (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край) – центр в Нижнем Новгороде;

5) Уральский (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ) – центр в Екатеринбурге;

6) Сибирский (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия; Алтайский, Забайкальский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) –центр в Новосибирске;

7) Дальневосточный (Республика Саха (Якутия); Камчатский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Магаданская и Сахалинская области; Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ) – центр в Хабаровске;

8) Северо-Кавказский (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край) – центр в Пятигорске.

Окружные ИФНС контролируют работу региональных управлений, но напрямую ими не руководят. Например, руководителя УФНС назначает и снимает руководитель ФНС, а не начальник межрегиональной инспекции.

Другие межрегиональные инспекции – это специализированные инспекции:

  • по крупнейшим налогоплательщикам (их девять – по важнейшим отраслям: нефть, газ, строительство, электроэнергия, металлургия, транспорт, связь, оборона, банковская и страховая деятельность);
  • по ценообразованию для целей налогообложения;
  • по централизованной обработке данных;
  • по камеральному контролю. Это межрегиональная ФНС, основной задачей которой является обеспечение камерального налогового контроля в условиях электронного декларирования НДС.

Эти инспекции расположены в Москве. Указания межрегиональных инспекций в пределах их компетенции обязательны для региональных УФНС.

Территориальные налоговые органы

Региональным управлениям подчиняются территориальные инспекции ФНС (территориальные ИФНС). Это те инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками.

Налоговые инспекции есть практически во всех городах и районах. Если город крупный и разделен на районы, то в нем несколько инспекций – по одной на каждый район. Если город или район небольшой, то, наоборот, несколько таких городов или районов могут быть объединены под началом одной межрайонной инспекции.

Существуют также специализированные межрайонные инспекции. Они контролируют какой-то один вид налогоплательщиков. Например, в Москве есть межрайонные инспекции по контролю за иностранными организациями и по контролю за строительной сферой. Во многих регионах есть межрайонные инспекции по контролю за крупными налогоплательщиками.

Права налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика документы (в том числе в электронном виде), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;

4) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика;

5) арестовывать имущество налогоплательщика;

6) определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, расчетным путем, если налогоплательщик:

  • не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
  • более двух месяцев не представляет требуемых от него документов;
  • не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;

7) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;

8) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;

9) вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиком;

10) просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой-либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;

11) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявления):

  • о взыскании штрафов с налогоплательщика;
  • о признании недействительной государственной регистрации фирмы или предпринимателя;
  • о ликвидации фирмы.

Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы обязаны:

1) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц и выдавать выписки из ЕГРН;

2) соблюдать налоговое законодательство;

3) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах;

4) представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;

5) давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;

6) возвращать или засчитывать в счет будущих платежей излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;

7) направлять налогоплательщику:

  • копии акта налоговой проверки и решения по ней;
  • требования об уплате налога.

Налоговая служба обязана информировать налогоплательщиков бесплатно, в том числе в письменной форме. Но если в запросе будет смоделированная, а не реальная ситуация, по которой вы просите разъяснить налоговые последствия, будет ответ по существу вы не получите. Об этом ФНС опубликовала решение от 27 декабря 2017 года за № АС-3-9/8743@.

Решение налоговой службы принято на основании жалобы налогоплательщика, который в ответ на свой запрос получил так называемую «отписку». Он просит признать незаконными действия должностных лиц УФНС, которые дали отказ в предоставлении разъяснений налогового законодательства РФ, и обязать их предоставить запрашиваемые разъяснения.

ФНС России признала, что в соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Налоговые органы обязаны отвечать на вопросы налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ):

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; - полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о формах налоговых деклараций (расчетов) и порядке их заполнения.

Вместе с тем ФНС разъяснила значение понятия «налогоплательщик» в данном аспекте. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). А на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений.

Если человек обращается в инспекцию за разъяснениями по вопросам налогообложения деятельности в смоделированной ситуации, то есть не связанной с его основной деятельностью как налогоплательщика, а также по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем (налоговых последствиях в этой ситуации), налоговые органы такому лицу предоставлять информацию не обязаны.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.