.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Как применять налоговое законодательство

Последний раз обновлено:

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит.

Порядок вступления в силу законов, подзаконных актов и международных договоров

Прежде всего документ должен быть официально опубликован, то есть напечатан в специально предназначенном для этого издании. Официальной считается публикация:

  • федерального закона – в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или «Парламентской газете»;
  • нормативного акта Правительства РФ – в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ»;
  • нормативного акта федерального министерства и ведомства – в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • международного договора – в «Собрании законодательства РФ» или «Бюллетене международных договоров».

Датой официальной публикации считается день первой публикации в любом из перечисленных изданий.

Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» был опубликован:

  • в «Собрании законодательства РФ» – 30 июля 2007 года;
  • в «Российской газете» – 31 июля 2007 года;
  • в «Парламентской газете» – 9 августа 2007 года.

Датой официальной публикации считается самая ранняя из этих дат, то есть 30 июля.

Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти.

После официального опубликования должен пройти определенный срок, необходимый налогоплательщикам для ознакомления с документом. Для разных документов он разный. Только после этого считается, что документ вступил в силу:

Вид документа Дата вступления в силу Пример
Федеральные, региональные и местные законы о налогах (кроме вводящих новые налоги) С первого числа очередного налогового периода, но не раньше чем через месяц со дня официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ) Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 84-ФЗ «О внесении изменений в ... статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» впервые опубликован в «Собрании законодательства РФ» 28 мая 2007 года. Налоговый период налога на прибыль – один календарный год. Поэтому статья 3 этого закона вступила в силу с 1 января 2008 года.
Федеральные, региональные и местные законы, вводящие новые налоги Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 1 ст. 5 НК РФ) Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах» был впервые опубликован в «Собрании законодательства РФ» 7 августа 2000 года. Этот закон ввел новый налог – единый социальный. Поэтому он вступил в силу с 1 января 2001 года
Нормативные акты Правительства РФ По истечении 7 дней со дня опубликования, если в акте не установлено иное (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763) Постановлением от 19 марта 2001 г. № 201 Правительство РФ утвердило перечень медицинских услуг, стоимость которых учитывается при предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Оно было впервые опубликовано в «Российской газете» 24 марта 2001 года. Таким образом, постановление вступило в силу с 31 марта 2001 года
Нормативные акты ФНС и Минфина По истечении 10 дней со дня опубликования, если в акте не установлено иное (указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763) Приказом от 2 декабря 2008 г. № ММ-3-3/634@ ФНС РФ утвердила форму справки налогового агента об уплаченных налогоплательщиком суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Приказ был впервые опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 16 февраля 2009 г. Следовательно, он вступил в силу с 27 февраля 2009 г.
Международные договоры Определена в тексте договора 5 декабря 1998 года правительства России и Кипра заключили Соглашение об избежании двойного налогообложения. Согласно статье 29 соглашение вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении процедур, требуемых для вступления его в силу. Последнее уведомление было получено 17 августа 1999 г. Следовательно, с этой даты соглашение вступило в силу
Региональные и местные подзаконные акты В соответствии с региональным и местным законодательством

С 1 октября 2008 года нормативные акты о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, также могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если это в них предусмотрено.

Обратная сила законов

По общему правилу новый документ применяется к ситуациям, возникающим после вступления его в силу. Например, если закон изменяет порядок уплаты налога, то новый порядок применяется с момента вступления в силу этого закона. Однако некоторые законы о налогах имеют обратную силу – их нужно применять и к ситуациям, возникшим до принятия этих законов (независимо от того, сказано об этом в них или нет). Это законы, отменяющие или смягчающие ответственность за какое-либо нарушение (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Пример. Обратная сила закона

Налоговая инспекция провела проверку применения контрольно-кассовых машин в киоске, который принадлежит предпринимателю. Продавец при продаже двух бутылок пива не выбил кассовый чек. Этот факт нашел отражение в акте проверки.

В то время действовал закон о применении ККМ. В соответствии с ним инспекторы наложили на предпринимателя штраф – 5000 рублей. Однако суд уменьшил санкцию до 3000 рублей. Дело в том, что к моменту принятия судом решения вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях. Размер ответственности за неприменение ККМ снизился (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 ноября 2002 г. № А78-3524/02-С2-20/126-Ф02-3208/02-С1).

Законы, отменяющие налоги, освобождающие от них определенные категории фирм или предпринимателей либо как-то иначе улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, только когда это прямо сказано в законе (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Ни при каких условиях не имеют обратной силы:

  • законы, повышающие налоги;
  • законы, устанавливающие новые виды ответственности за налоговые правонарушения или увеличивающие размеры уже существующих штрафов;
  • законы, как-то иначе ухудшающие положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Пример. Ухудшение положения налогоплательщика

22 ноября 2006 года на таможенную территорию России (в Калининградскую область) прибыл тягач. Он принадлежал фирме и перевозил груз из Литвы в Москву. Автомобиль был помещен под таможенный режим свободной экономической зоны. Во время нахождения тягача под этим режимом вступил в силу Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области…». В нем сказано, что режим свободной экономической зоны может быть применен, если фирма и тягач зарегистрированы в Калининградской области. Поскольку данные требования не были соблюдены, компанию привлекли к ответственности.

ФАС Северо-Западного округа (постановление от 21 июня 2007 г. по делу № А21-7850/2006) решение таможенников отменил. Суд указал, что закон ухудшает положение фирмы. Следовательно, не имеет обратной силы. А согласно закону, действовавшему ранее, никаких нарушений компания не совершала.

Несмотря на то что обратную силу имеют только законы, ВАС России в Определении от 2 мая 2012 года № ВАС-2265/12 фактически разрешил применить действие обратной силы на нормативный акт, улучшающий положение организации, совершившей административное правонарушение, передав материалы дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Пример. Улучшение положения налогоплательщика

ООО «ТД "СОЛАР"» (г. Красноярск) заключило соглашение с итальянской фирмой Targetti о предоставлении консультационных услуг. По указанному соглашению ООО оформило в уполномоченном банке паспорт сделки.

13 января 2011 года на транзитный валютный счет общества была зачислена выручка. В соответствии с действующей на тот период времени редакцией пункта 1.3 инструкции Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И в течение 7 рабочих дней со дня поступления выручки ООО должно было представить в банк справку о валютных операциях. Срок представления справки истек 24 января 2011 года. Фактически справка была представлена в банк только 1 февраля 2011 года.

Впоследствии указанием Банка России от 29 декабря 2010 года № 2557-У, вступившим в законную силу 27 февраля 2011 года, был увеличен срок для предоставления справки о валютных операциях до 15 рабочих дней.

Территориальным Управлением Росфиннадзора была проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «ТД "СОЛАР"». Росфиннадзор расценил действия ООО как нарушение установленного срока представления форм учета по валютным операциям и привлек общество к административной ответственности по пункту 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ООО «ТД "СОЛАР"» с решением контролеров не согласилось и обратилось в арбитражный суд.

Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении требований общества. Аналогичным было и постановление арбитражного апелляционного суда.

Однако высшие судьи сделали иной вывод. На момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении ООО к административной ответственности срок предоставления справки о валютных операциях был увеличен. Общество представило указанную справку в пределах нового срока, следовательно, подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение (Определение ВАС РФ от 2 мая 2012 г. № ВАС-2265/12).

Противоречия между документами о налогах

Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный – Налоговый кодекс РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы.

Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты – региональным и местным законам. Однако на практике это не всегда так: многие документы противоречат друг другу.

Чаще всего нестыковки возникают между Налоговым кодексом и другим федеральным законом, между федеральным и региональным или местным законом, между законом и подзаконным актом. Причем, как правило, «нижестоящий» документ создает худшие условия, чем «вышестоящий».

Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст 21 НК РФ).

Более того, на вашей стороне пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса. По нему все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в документах о налогах толкуются в вашу пользу.

Однако признать один документ противоречащим другому может только суд. До этого обнаруженное вами противоречие для налоговой инспекции – не более чем ваше личное мнение.

Далее приведены типичные противоречия и решения судов по ним.

Противоречие между Налоговым кодексом и другим федеральным законом

Если Налоговому кодексу противоречит другой федеральный закон, применять нужно Налоговый кодекс.

Пример. Главенство Налогового кодекса над другим федеральным законом

Федеральный закон от 2 января 2000 года № 2-ФЗ с 1 января 2000 года повысил акцизы. Причем сам закон был опубликован лишь 5 января, то есть новые ставки были введены задним числом. Поскольку это противоречит Налоговому кодексу, АО «ЛИВИЗ» (г. Санкт-Петербург) продолжало платить акцизы по старым ставкам. Налоговая инспекция не согласилась и подала в суд, но проиграла спор.

Судьи постановили, что Закон № 2-ФЗ вступает в силу так, как написано в Налоговом кодексе: с первого числа очередного налогового периода, но не раньше чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Поскольку налоговый период по акцизам – один месяц, то закон вступает в силу с 1 марта 2000 года (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2000 г. по делу № А56-14900/00).

Противоречие между федеральным и региональным или местным законом

Если региональный или местный закон противоречит федеральному, то применять нужно федеральный закон.

Пример. Главенство федерального закона над региональным

Областное собрание депутатов Псковской области приняло региональный закон «О транспортном налоге». Прокурор области увидел в одной из его норм противоречие Налоговому кодексу и обратился в суд.

Псковские законодатели обязали физических лиц платить налог путем внесения авансового платежа в течение года. То есть уплачивать его в полном объеме до истечения налогового периода. Налоговый кодекс же предписывает платить транспортный налог лишь по истечении календарного года.

Это и стало причиной отмены нормы псковского закона (определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2006 г. № 91-Г06-7).

Такое же решение суд принял в отношении аналогичной нормы закона «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (определение ВС РФ от 29 марта 2006 г. № 6-Г06-2).

Противоречие между законом и подзаконным актом

Если подзаконный акт противоречит закону, руководствоваться нужно законом.

Пример. Главенство федерального закона над подзаконным актом

25 ноября 2005 года ФНС издала приказ № САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц».

Раздел 6 этого документа возлагал на налогового агента обязанность указывать в справке по форме 2-НДФЛ сведения о перечисленных в бюджет суммах налога. ВАС РФ (решение от 22 июня 2006 г. № 4221/06) признал эту норму недействующей.

Суд указал, что приказ ФНС возлагает на налогоплательщика дополнительные обязанности, которые не предусмотрены Налоговым кодексом.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Сейчас всех бухгалтеров ждут новогодние скидки и подарки!