Расходы на сертификацию
Последний раз обновлено:
Сертификация продукции – это подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил или условиям договоров, которое проводит орган по сертификации (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», далее - Закон № 184-ФЗ). Подтверждение соответствия может быть как добровольным, так и обязательным (п. 1 ст. 20 Закона № 184-ФЗ).
Сертификация проводится на основании договора заявителя с органом сертификации (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 25 Закона № 184-ФЗ).
Обязательную сертификацию проводят федеральные органы исполнительной власти, например Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Добровольную – организации, получившие аккредитацию Ростехрегулирования.
Обязательная сертификация подтверждает соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья людей, а также их имущества и окружающей среды.
Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982.
Добровольную сертификацию проводят исключительно по инициативе производителей или продавцов товаров (работ, услуг). Она подтверждает соответствие товаров установленным стандартам, техническим рецептурам и т. д.
Проведение работ по обязательной сертификации продукции (услуг) предполагает затраты (п. 4.1 Постановления Госстандарта России от 23 августа 1999 г. № 44):
- органа по сертификации продукции (работ, услуг);
- испытательной лаборатории;
- по сертификации систем качества (производства);
- по выдаче сертификата.
- по инспекционному контролю за соответствием сертифицированной продукции (работ, услуг) требованиям нормативных документов.
Взимание платы за выдачу сертификата производится в предварительном порядке (п. 4.15 Постановления Госстандарта России от 23 августа 1999 г. № 44).
На сертифицированную продукцию выдают сертификат соответствия. В некоторых случаях результаты сертификации подтверждают знаком соответствия.
В большинстве своем сертификаты действуют сроком от одного года до трех лет. В некоторых случаях техническим регламентом допускается и более длительный срок действия сертификата. Кроме того, в сертификате может быть и вовсе не указан срок его действия (например, когда он выдан на партию продукции или на конкретное изделие). Сделать это можно в том периоде, когда получены документы, служащие основанием для расчетов.
Если фирме было отказано в сертификации, то сумму этих затрат, по мнению налоговых инспекторов, в налоговом учете не отражают, поскольку они считаются экономически неоправданными. Однако Арбитражная практика не всегда соглашается с такой точкой зрения (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июня 2009 г. № Ф04-3764/2009(9413-А27-40) по делу № А27-11479/2008-2).
АО «Актив» занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей. «Актив» решил провести обязательную сертификацию своих услуг.
Согласно договору, оплате подлежат:
- сертификат соответствия – 100 руб.;
- услуги по сертификации – 9600 руб. (в том числе НДС – 1600 руб.);
- услуги лаборатории, тестирующей оборудование, – 36 000 руб. (в том числе НДС – 6000 руб.);
- услуги по инспекционному контролю – 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.).
В апреле была перечислена предоплата, а в мае был получен сертификат соответствия и акт выполненных работ по сертификации.
Бухгалтер сделал проводки:
в апреле
ДЕБЕТ 60 субсчет«Расчеты по авансам выданным» КРЕДИТ 51
– 57 700 руб. (100 руб. + 9600 руб. + 36 000 руб. + 12 000 руб.) – перечислена предоплата за осуществление сертификации.
в мае
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 48 100 руб. (100 руб. + 9600 руб. - 1600 руб. + 36 000 руб. - 6000 руб. + 12 000 руб. - 2000 руб.) –отражена стоимость услуг на сертификацию;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 9600 руб. (1600 руб. + 6000 руб. + 2000 руб.) – отражен НДС по расходам на сертификацию;
ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 57 700 руб. – зачтен ранее перечисленный аванс на проведение работ по сертификации;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 9600 руб. – принят к вычету НДС.
В налоговом учете стоимость работ по сертификации в сумме 48 100 руб. включена в состав прочих расходов в мае.
Расходы на приобретение сертификата продукции, действующего определенный период времени, учитываются в целях налогообложения прибыли равномерно в течение этого периода (письмо Минфина от 19 декабря 2024 г. № 03-03-06/1/128747).
Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты (ст. 272 НК РФ).
Следовательно, расходы на приобретение сертификата продукции, действующего определенный период времени, учитываются в целях налогообложения прибыли в течение этого периода.

