Расходы на гарантийный ремонт
Последний раз обновлено:
Многие фирмы дают гарантию на товары, которые они продают (например, на бытовую технику). Если в ходе эксплуатации товар выходит из строя, то фирма обязуется бесплатно его отремонтировать. Затраты по такому ремонту в бухгалтерском учете учитывают в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете – в составе прочих расходов.
Для равномерного включения таких расходов в затраты вы можете создать резерв на гарантийный ремонт и обслуживание.
Создавать резерв или нет, ваша фирма решает сама. Свой выбор нужно зафиксировать в налоговой учетной политике.
В бухгалтерском учете резерв на гарантийный ремонт и обслуживание создается в обязательном порядке, который регламентирован правилами ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. № 167н).
Его создают на основании специальных расчетов и экспертных оценок. Начисление резерва отражают в расходах от обычных видов деятельности. Фактические затраты на гарантийный ремонт списывают за счет созданного резерва. Сумму неиспользованного резерва относят на прочие доходы.
В налоговом учете сумму резерва на гарантийный ремонт отражают в составе прочих расходов.
Обратите внимание: создавать резервы в налоговом учете могут только те фирмы, которые учитывают выручку при расчете налога на прибыль по методу начисления.
Расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, для оплаты которых создан резерв, списывают за счет резерва.
Создание резерва на гарантийный ремонт
В налоговом учете резерв формируют в порядке, который установлен статьей 267 Налогового кодекса.
Чтобы рассчитать сумму отчислений в резерв, определите долю затрат на гарантийный ремонт в сумме выручки, полученной за три предыдущих года. Этот показатель можно рассчитать так:
Доля затрат на гарантийный ремонт | = | Расходы на гарантийный ремонт за три предыдущие года | : | Выручка от реализации товаров, по которым предоставлялась гарантия, за три предыдущие года |
Обратите внимание: доля затрат на гарантийный ремонт утверждается в учетной политике для целей налогообложения.
Сумму отчислений в резерв, которую учитывают в составе расходов фирмы, определяют так:
Выручка от реализации товаров, по которым предоставлялась гарантия, за прошедший отчетный (налоговый) рериод | х | Доля затрат на гарантийный ремонт | = | Сумма отчислений в резерв |
АО «Актив» продает телевизоры. Фирма предоставляет на них гарантию сроком на 3 года.
За 3 предыдущих года выручка от продажи телевизоров составила 4 000 000 руб. (без НДС).
На их гарантийный ремонт было потрачено 200 000 руб.
«Актив» платит налог на прибыль ежеквартально.
Доля затрат на гарантийный ремонт составит:
200 000 руб. : 4 000 000 руб. = 0,05.
В I квартале текущего года выручка от продажи телевизоров составила 500 000 руб. (без НДС).
В конце I квартала бухгалтер «Актива» может начислить резерв на оплату гарантийного ремонта в сумме:
500 000 руб. × 0,05 = 25 000 руб.
Эту сумму отражают в составе прочих расходов фирмы.
Если фирма работала меньше трех лет, то долю затрат на гарантийный ремонт определяют так:
Расходы на гарантийный ремонт за время работы фирмы | : | Выручка от реализации товаров, по которым предоставлялась гарантия, за время работы фирмы | = | Доля затрат на гарантийный ремонт |
Сумму отчислений в резерв, которую учитывают в составе расходов фирмы, определяют так:
Сумма отчислений в резерв | = | Выручка от реализации товаров, по которым предоставлялась гарантия, за прошедший отчетный (налоговый) период | х | Доля затрат на гарантийный ремонт |
ООО «Пассив» продает холодильники. Фирма предоставляет на них гарантию сроком на 3 года.
За предыдущие 2 года с момента начала работы выручка от продажи холодильников составила 2 000 000 руб. (без НДС).
На их гарантийный ремонт было потрачено 150 000 руб.
«Пассив» платит налог на прибыль ежеквартально.
Доля затрат на гарантийный ремонт составит:
150 000 руб. : 2 000 000 руб. = 0,075.
В I квартале текущего года выручка от продажи холодильников составила 300 000 руб. (без НДС).
В конце I квартала бухгалтер «Пассива» может начислить резерв на оплату гарантийного ремонта в сумме:
300 000 руб. × 0,075 = 22 500 руб.
Эта сумма отражается в составе прочих расходов фирмы.
Обратите внимание: если организация ранее не продавала товары (работы) с условием гарантийного ремонта, то резерв можно формировать в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока гарантии (письмо Минфина от 28 ноября 2024 г. № 03-03-06/1/119736).
Списание резерва на гарантийный ремонт
Если вы решили создать резерв, то расходы по гарантийному ремонту нужно списывать за счет резерва.
В конце года бухгалтер должен проверить, израсходован резерв или нет. Сумма расходов на оплату гарантийного ремонта может быть как больше, так и меньше резерва.
Если затраты на ремонт превысили сумму резерва, то разницу между резервом и затратами включают в состав прочих расходов и она уменьшает налогооблагаемую прибыль.
АО «Актив» в текущем году создало резерв на гарантийный ремонт в сумме 100 000 руб. Фактические расходы на ремонт составили 120 000 руб.
Бухгалтер «Актива» должен включить в состав прочих расходов:
120 000 – 100 000 = 20 000 руб.
Если фирма не использует всю сумму резерва в текущем году, его остаток можно перенести на следующий год. При этом на сумму переносимого остатка нужно уменьшить резерв, который будет создан в следующем году.
Если окажется, что фирма может создать резерв в меньшей сумме, чем переносимый остаток, то разницу между ними включают в состав внереализационных доходов.

