.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Посреднический договор, связанный с закупкой товаров

Последний раз обновлено:

Такой договор также может предусматривать два варианта проведения расчетов:

  • с участием посредника в расчетах;
  • без участия посредника в расчетах.

Если посредник в расчетах участвует, деньги, предназначенные для закупки товаров, заказчик вносит на расчетный счет или в кассу посредника, а тот перечисляет их продавцу.

В этом случае посредник, как правило, удерживает свое вознаграждение из денег, полученных от заказчика на закупку товаров.

Если же посредник в расчетах не участвует, деньги за приобретаемые товары заказчик вносит непосредственно на расчетный счет или в кассу продавца, которого нашел посредник. После этого заказчик перечисляет посреднику причитающееся ему вознаграждение.

Как платит НДС посредник

При любом варианте расчетов посредник платит НДС только со своего комиссионного вознаграждения (с суммы дохода, полученного в результате выполнения посреднического договора).

Это, как правило:

  • твердая сумма, зафиксированная в договоре;
  • процент от суммы сделки.

Вознаграждение посредника облагается НДС по ставке 18% (независимо от того, какие товары (работы, услуги) он закупает по посредническому договору – облагаемые НДС по ставке 10 или 18% либо освобожденные от налога). Никаких исключений в данном случае не предусмотрено.

Заплатить налог с вознаграждения посредник должен по итогам того квартала, в котором он:

  • получил от комитента сумму вознаграждения авансом;
  • оказал комитенту услугу (закупил для него товар) и стороны подписали акт приемки-сдачи услуг.

Начислить НДС нужно в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

Если заказчик рассчитался с вами заранее, тогда с суммы полученной предоплаты вам нужно начислить НДС (в части суммы, приходящейся на ваше вознаграждение) и заплатить его в бюджет. После того как вы закупите товар для заказчика, вам нужно будет повторно начислить НДС на сумму всего причитающегося вознаграждения (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Сумму налога, перечисленную с предоплаты, вы сможете поставить к вычету.

Пример

АО «Актив» и ООО «Пассив» заключили договор комиссии. По договору «Пассив» (посредник) должен закупить для «Актива» (комитент-заказчик) партию товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

«Пассиву» причитается вознаграждение – 10% от цены сделки, то есть 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.). Посредник участвует в расчетах. Деньги на закупку товаров и сумму вознаграждения «Актив» перечислил «Пассиву» в июне.

В договоре зафиксировано, что обязанности комиссионера по договору считаются выполненными, когда он передаст закупленные товары заказчику и стороны подпишут соответствующий акт. Товары «Пассив» закупил в августе и в этом же месяце передал их «Активу».

Бухгалтер «Пассива» сделал записи:

в июне

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом»

– 129 800 руб. (118 000 + 11 800) – получены деньги от комитента (в том числе вознаграждение);

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

– 11 800 руб. – посредническое вознаграждение учтено в составе авансов;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1800 руб. (11 800 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС с предоплаты;

до 25 июля, 25 августа, 25 сентября

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

– 600 руб. – 1/3 суммы НДС перечислена в бюджет (по декларации за II квартал);

в августе

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с поставщиками комиссионных товаров» КРЕДИТ 51

– 118 000 руб. – перечислены деньги продавцу товаров;

ДЕБЕТ 002

– 118 000 руб. – получены купленные товары от продавца;

КРЕДИТ 002

– 118 000 руб. – купленные товары переданы комитенту;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 11 800 руб. – отражена выручка от реализации посреднических услуг на основе акта приемки-сдачи;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1800 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

– 1800 руб. – принят к вычету НДС, ранее начисленный с предоплаты;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» КРЕДИТ 62

– 11 800 руб. – зачтен ранее полученный аванс;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с поставщиками комиссионных товаров»

– 118 000 руб. – зачтена задолженность между комитентом и поставщиком.

Если же заказчик рассчитывается с вами только после того, как вы окажете для него услугу, тогда начислить НДС с вознаграждения вы должны после того, как будут выполнены все условия договора и подписан акт приемки-сдачи услуг.

Пример

АО «Актив» и ООО «Пассив» заключили договор комиссии. Согласно этому договору, «Пассив» (посредник) должен закупить для «Актива» (комитент-заказчик) партию товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

Согласно договору, «Пассиву» причитается комиссионное вознаграждение – 10% от цены сделки, то есть 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.). Посредник в расчетах участвует. Деньги на закупку товаров (118 000 руб.) «Актив» перечислил на расчетный счет «Пассива» в июне. В договоре зафиксировано, что обязанности комиссионера по договору считаются выполненными, когда он передаст закупленные товары комитенту и стороны подпишут соответствующий акт.

Товары «Пассив» закупил в августе и в этом же месяце передал их «Активу». В сентябре «Актив» перечислил «Пассиву» вознаграждение в сумме 11 800 руб.

Бухгалтер «Пассива» должен сделать записи:

в июне

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом»

– 118 000 руб. – получены деньги от комитента на закупку товаров;

в августе

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с поставщиками комиссионных товаров» КРЕДИТ 51

– 118 000 руб. – перечислены деньги продавцу товаров;

ДЕБЕТ 002

– 118 000 руб. – получены купленные товары от продавца;

КРЕДИТ 002

– 118 000 руб. – купленные товары переданы комитенту;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с поставщиками комиссионных товаров»

– 118 000 руб. – зачтена задолженность между комитентом и поставщиком;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 11 800 руб. – отражена выручка от реализации посреднических услуг на основе акта;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1800 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

в сентябре

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 11 800 руб. – получено посредническое вознаграждение;

до 25 октября, 25 ноября, 25 декабря

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

– 600 руб. – 1/3 суммы НДС перечислена в бюджет (по декларации за III квартал).

Как платит НДС заказчик

В общем случае затраты на приобретение товаров комитент рассчитывает в том же порядке, что и другие фирмы, которые покупают товары, не прибегая к услугам посредников.

Подробнее об этом смотрите раздел «Налоговые вычеты» → подраздел «Вычет НДС, предъявленного поставщиками».

Однако в данном случае есть и свои нюансы.

Если ваша фирма покупает товары, работы или услуги через посредника, то расходы на их приобретение она отражает в учете аналогично тому, если бы она не прибегала к его услугам. В данной ситуации у вашей фирмы возникают расходы:

  • на покупку товара;
  • на выплату вознаграждения посреднику.

Сумму, уплаченную посреднику за его услуги (без НДС), вам нужно списать на увеличение стоимости приобретенных с его помощью ценностей. Если посредник оплатил для вас работы (услуги), сумму вознаграждения увеличивают расходы на их покупку. Это правило применяют в бухгалтерском учете.

В налоговом учете сумму вознаграждения посредника:

  • при покупке основных средств – включают в состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ);
  • при покупке материалов – включают в их стоимость (ст. 254 НК РФ);
  • при покупке товаров – включают в их стоимость или в состав прочих расходов в зависимости от положений налоговой учетной политики фирмы (ст. 320 НК РФ);
  • при приобретении тех или иных работ, услуг – включают в состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Реализации при покупке товаров нет. Значит, и платить НДС вам не придется. У вас появится лишь входной НДС по купленным товарам и вознаграждению посреднику. Его вы примете к вычету. Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  • поступившие товары оприходованы и на них есть счет-фактура;
  • посреднические услуги фактически оказаны (подписаны акт приемки-сдачи оказанных услуг и отчет посредника) и на них есть счет-фактура.
Пример

В мае АО «Актив» и ООО «Пассив» заключили договор комиссии. Согласно этому договору, «Актив» (комитент) поручил «Пассиву» (комиссионер) закупить партию товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Посредник в расчетах участвует.

За оказанные услуги «Актив» должен заплатить «Пассиву» комиссионное вознаграждение – 10% от цены сделки, то есть 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).

Товары «Пассив» купил в августе, в том же месяце он передал их «Активу». Стороны подписали акт приемки-сдачи посреднических услуг. В сентябре «Актив» перечислил «Пассиву» вознаграждение в сумме 11 800 руб.

Ситуация 1. Посредник в расчетах участвует

В июне «Актив» перечислил деньги на покупку товара в сумме 118 000 руб.

Бухгалтер «Актива» сделает проводки:

в июне

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» КРЕДИТ 51

– 118 000 руб. – перечислены деньги посреднику на закупку товаров;

в августе

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – оприходованы купленные товары (без НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»

– 18 000 руб. – учтен НДС, указанный в счете-фактуре продавца;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»

– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – затраты по оплате услуг посредника (без НДС) включены в покупную стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»

– 1800 руб. – учтен НДС, указанный в счете-фактуре посредника;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 19 800 руб. (18 000 + 1800) – НДС принят к вычету;

в сентябре

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» КРЕДИТ 51

– 11 800 руб. – перечислено вознаграждение посреднику.

Ситуация 2. Посредник в расчетах не участвует

Бухгалтер «Актива» сделает проводки:

в августе

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – оприходованы купленные товары (без НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 18 000 руб. – учтен НДС, указанный в счете-фактуре продавца;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»

– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – затраты по оплате услуг посредника (без НДС) включены в покупную стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»

– 1800 руб. – учтен НДС, указанный в счете-фактуре посредника;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 19 800 руб. (18 000 + 1800) – НДС принят к вычету;

в сентябре

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» КРЕДИТ 51

– 11 800 руб. – перечислено вознаграждение посреднику.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!