.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Расходы на ремонт основных средств

Последний раз обновлено:

Основные средства и другое имущество фирмы необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Это требует определенных затрат.

Расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т. п.) и все виды ремонта (текущий, средний, капитальный) полностью включаются в состав затрат на производство (расходов на продажу).

Обратите внимание: к прочим расходам Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ отнесены затраты на ремонт не только основных средств, но и иного имущества.

В налоговом учете в общем случае ремонтные расходы, если фирма не создает резерв по ремонту основных средств, учитывают в составе прочих расходов. Они уменьшают налоговую базу на сумму фактически произведенных затрат в том периоде, когда ремонтные работы были осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Пример. Учет расходов на текущий ремонт

АО «Актив» произвело текущий ремонт станка. Расходы на ремонт составили:

  • заработная плата рабочих – 20 000 руб.;
  • взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС, начисленные с заработной платы рабочих, – 6040 руб.;
  • стоимость деталей, необходимых для ремонта, – 1500 руб. (в том числе НДС – 250 руб.).

На расходы по ремонту было списано 27 290 руб. (20 000 + 6040 + 1500 – 250). Эта сумма полностью может быть учтена при налогообложении прибыли.

В бухгалтерском учете все затраты на ремонт имущества отражаются по дебету счетов учета затрат на производство и расходов на продажу (счета 20 – 29, 44 и другие) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (10, 60, 69, 70 и другие).

Общий порядок создания резерва на ремонт ОС

Если вашей организации предстоит произвести ремонт основных средств, вы можете зарезервировать средства на эти цели.

Резерв на предстоящий ремонт основных разрешено формировать только в отношении всех амортизируемых ОС. Создавать его только по одному или нескольким объектам Налоговый кодекс не предусматривает. Об этом предупредил Минфин в письме от 30 августа 2021 г. № 03-03-06/3/69849.

Все затраты по ремонту основных средств списывают за счет созданного резерва.

Резерв на ремонт основных средств целесообразно создавать не всем фирмам. Если затраты на ремонт незначительны и они не оказывают существенного влияния на размер налоговой базы по налогу на прибыль, их учитывают в периоде возникновения.

Этот способ стоит использовать компаниям, которые:

  • проводят сложный и дорогостоящий ремонт в течение нескольких налоговых периодов;
  • планируют окончание ремонта в конце года.

Если резерв не создавать, вся сумма расходов на ремонт будет принята для целей налогообложения единовременно после окончания ремонта. Это может привести, с одной стороны, к убыточности компании, а с другой стороны – к переплате авансовых платежей по налогу на прибыль, отвлечению оборотных средств и дополнительным сложностям с возвратом (зачетом) переплаты.

Резерв на ремонт основных средств создают путем систематических отчислений равными долями в последний день отчетного периода. Их и будут «плавно» учитывать в налоговых расходах. А все фактические расходы списывают только за счет этого резерва.

Обратите внимание: за счет резерва можно покрывать расходы и на дешевый текущий ремонт, и на дорогой капитальный. От этого зависит и порядок «резервирования». Он установлен в статье 324 Налогового кодекса России.

Сумма резерва складывается из двух составляющих:

  • отчисления на обычный текущий ремонт. Их сумма не может быть больше средней величины фактических затрат на ремонт за три последних года;
  • отчисления на особо сложный и дорогой ремонт. Их накапливают в течение нескольких лет. Но только если в последние три года такие ремонтные работы не проводились (см. письмо Минфина от 1 декабря 2023 г. № 03-03-06/1/116026).

Обратите внимание: если компания приняла решение создавать резерв на ремонт основных средств, то она обязана создавать оба его «подвида», о чем неоднократно напоминал Минфин России (письма от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/588, от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/8, от 3 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/85).

Это ведет к определенным трудностям, связанным с ограничением прав на создание резерва у некоторых компаний.

Так, запрещено создавать резерв на дорогой ремонт фирмам, которые проводили подобные ремонтные работы за три последних года (письмо Минфина России от 29 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/386).

Не вправе создавать резерв на текущий ремонт:

  • «молодые» фирмы (работающие менее трех лет), у которых нет информации об объемах ремонтных работ за необходимые для расчета резерва три года (письмо Минфина России от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9);
  • фирмы «со стажем», не проводившие ремонт за последние три года, поскольку в такой ситуации предельная величина резерва у них равна нулю. При этом резерв на дорогостоящий ремонт они создать могут (письмо Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/180).

От назначения резерва зависит и порядок его учета.

Если резерв на текущий ремонт, сформированный в течение налогового периода, на 31 декабря останется недоиспользованным, то оставшуюся сумму включают в состав внереализационных доходов. Если стоимость фактических ремонтных работ окажется больше, то разницу списывают в прочие расходы.

Если ремонт начат в одном году, а закончен в другом, расходы за счет резерва списывают в том году, в котором работы завершены и подписаны соответствующие документы (письмо Минфина России от 6 марта 2007 г. № 03-03-06/1/149).

Резерв на сложный и дорогой ремонт, который накапливают в течение нескольких лет, каждый год инвентаризировать не нужно. Его переносят на следующий год, и фактические расходы списывают только 31 декабря года, в котором работы были завершены.

Обратите внимание: в Налоговом кодексе не разъяснено, что относить к особо сложному и дорогому ремонту. А налоговики пользуются этим и часто предъявляют претензии, что остаток резерва на конец года не включен в доходы, а перенесен на следующий период. Поэтому компании следует разработать критерии определения категории ремонта и закрепить их в учетной политике.

Еще один опасный момент. В сложном положении могут оказаться фирмы, которые не проводили ремонтные работы в последние три года (им разрешено финансировать за счет резерва только особо сложные и дорогие ремонты). При этом резерв на текущий ремонт у них равен нулю, а списывать затраты по факту нельзя, поскольку формально резерв есть. Значит, затраты на текущий ремонт можно учесть при расчете налога на прибыль только в конце периода, как непокрытые за счет резерва (постановление Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2005 г. № 14184/04).

Расчет резерва на ремонт ОС

Рассчитаем оба резерва по правилам, предусмотренным в Налоговом кодексе России.

Начинают создавать резерв с определения его суммы. Для этого используют формулу:

Сумма резерва = Совокупная стоимость основных средств х Норматив отчислений

Для определения совокупной стоимости основных средств суммируют первоначальную стоимость всех амортизируемых основных средств, которые находятся в эксплуатации, по состоянию на начало года, в котором создается резерв.

Обратите внимание: по объектам, которые введены в эксплуатацию до 2002 года, берут их восстановительную стоимость.

Чтобы определить норматив отчислений, нужно учесть периодичность ремонта (частоту замены узлов, деталей, конструкций и т. п.) основных средств и сметную стоимость ремонта.

Обратите внимание: предельная сумма образуемого резерва не должна превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Сравнив сметную стоимость ремонта и средние расходы, нужно взять для расчета меньшую из этих двух величин.

А максимальный норматив отчислений в резерв определяют по формуле:

Норматив отчислений = Предельная сумма отчислений в резерв : Совокупная стоимость основных средств х 100%
Пример. Резерв на обычный ремонт

ООО «Пассив» в текущем году приняло решение создать резерв на ремонт основных средств. Сметная стоимость предполагаемых текущих и недорогих ремонтов на текущий год составляет 800 000 руб. Первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на 1 января текущего года равна 15 млн. руб. За последние три года расходы на ремонт были равны:

  • в 1-й год – 700 000 руб.;
  • во 2-й год – 750 000 руб.;
  • в 3-й год – 650 000 руб.

Таким образом, в среднем расходы на ремонт составляли:

(700 000 руб. + 750 000 руб. + 650 000 руб.) : 3 = 700 000 руб.

Сметная стоимость больше средней величины фактических расходов на ремонт (800 000 руб. > 700 000 руб.). Предельная сумма формируемого резерва составит 700 000 руб.

Рассчитаем максимально возможный норматив отчислений в резерв:

700 000 руб. : 15 000 000 руб. × 100% = 4,7%

В учетной политике на текущий год нужно утвердить норматив отчислений в резерв на текущий и недорогой ремонт в размере 4,7%.

Для ООО «Пассив» отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие, 9 месяцев. Компания будет ежеквартально относить на расходы отчисления в резерв в размере:

15 000 000 руб. × 4,7% : 4 кв. = 176 250 руб.

По итогам года фирма использовала на ремонт 750 000 руб. 31 декабря нужно включить в прочие расходы сумму перерасхода резерва в размере 50 000 руб. (750 000 – 700 000).

Фирмы, которые накапливают деньги на дорогой ремонт, определяют норматив отчислений по формуле:

Норматив отчислений = ( Предельная сумма отчислений в резерв + Отчисления на финансирование особо сложных и дорогих ремонтов ) : Совокупная стоимость основных средств х 100%
Пример. Резерв на дорогостоящий ремонт

Продолжим предыдущий пример. В соответствии с графиком проведения ремонта в течение трех лет начиная с текущего года запланирован особо сложный ремонт технологической линии. Его сметная стоимость равна 1,8 млн. руб. В предыдущих налоговых периодах такой ремонт не проводился. «Пассив» решил накапливать средства на ремонт в течение трех лет.

Максимально возможный норматив отчислений, указанный в учетной политике, составил:

(700 000 руб. + 600 000 руб.) : 15 000 000 руб. × 100% = 8,7%.

Каждый квартал в резерв будет отчисляться (и учитываться в налоговых затратах) сумма:

15 000 000 руб. × 8,7% : 4 кв. = 326 250 руб.

Накопленная сумма будет переноситься на следующий год.

Заметим, что, создавая резервы на ремонт, компания может сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.