.
^ Наверх

Ставки и расчет налога с «обычной» прибыли

Последний раз обновлено:

Общая ставка налога на прибыль составляет 20%. Ее используют чаще всего, так как прибыль от основных видов деятельности фирмы облагается именно по этой ставке - от продажи имущества, выполнения работ, оказания услуг.

Распределение по бюджетам

Налог на прибыль перечисляют в два бюджета – федеральный и региональный. По каждому бюджету своя ставка налога. Так, налог начисляют:

  • в федеральный бюджет – по ставке 2%. На периоды с 2017 по 2023 год - 3%;
  • в региональный бюджет – по ставке 18%. На периоды с 2017 по 2023 год - 17%.

Операторы нового морского месторождения и владельцы соответствующих лицензий при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, применяют ставку 20%. При этом всю сумма налога они должны перечислять в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). Но если такие организации работают в Крыму и Севастополе, и сведения о них внесены в ЕГРЮЛ, они платят налоги в полном объеме в бюджеты этих субъектов (п. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Перераспределение ставки налога на прибыль между бюджетами на период с 2017 года по 2020 год установлено Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ. Продление этого перераспределения до 2023 года установил Федеральный закон от от 3 августа 2018 г. № 301-ФЗ.

Региональные власти имеют право снижать ставку налога до 13,5% (в 2017 - 2020 годах не ниже 12,5%).

До 1 января 2019 г. власти субъектов РФ могли понизить региональную ставку налога на прибыль по своему усмотрению. С 2019 года регионы могут вводить пониженные тарифы по налогу только в случаях, прописанных в Налоговом кодексе.

Снижение региональных ставок обычным налогоплательщикам

Если власти субъектов приняли соответствующие законы о снижении региональной части налога в отношении обычных налогоплательщиков до 1 сентября 2018 года (до даты вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ), то действовать они будут до 2023 года или до даты завершения срока действия закона. При этом принятую ранее пониженную ставку власти могут повысить по своему усмотрению (Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ).

Если срок действия пониженной ставки закончится ранее 2023 года, власти субъекта смогут его продлить. Запрещено устанавливать пониженные ставки, но не запрещено продлевать их. На это неоднократно указывал Минфин России (см. письма от 28 марта 2019 г. № СД-4-3/5681@, от 16 ноября 2018 г. № 03-03-05/83098).

Обратите внимание: в НК РФ внесены поправки, которые продлевают до 1 января 2024 года период действия указанных пониженных ставок по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ (принят Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 211-ФЗ).

Снижение региональной ставки для резидентов ОЭЗ, ТОСЭР и Арктической зоны

Право снижать региональную ставку налога на прибыль имеется только в определенных случаях - для резидентов ОЭЗ и ТОСЭР. Это предусмотрено Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ.

Для таких организаций есть условие для применения пониженной ставки налога на прибыль в региональный бюджет. Они должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории особой экономической зоны и за ее пределами. Размер ставки не может быть выше 12,5%.

С 1 января 2021 года Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» установлена льготная налоговая ставка для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны РФ в соответствии с этим законом. Они могут применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет.

Условие: регион понижает свою часть ставки этого налога.

Такие ставки будут применяться в течение 10 лет с момента получения первой прибыли от деятельности в Арктической зоне, предусмотренной инвестиционным соглашением.

Для этого должен вестись раздельный учет доходов (расходов), полученных от этой и иной деятельности.

А ко всей налоговой базе пониженные ставки налога на прибыль можно применять при условии, что доходы от деятельности, предусмотренной соглашением, составляют 90% всех доходов за год либо в совокупности за три предшествующих года.

Соответствующие положения закреплены в обновленных редакциях пунта 1.8 статьи 284 НК РФ, статьи 284.4 НК РФ, которые вступили в силу 1 января 2021 года.

В целом основные условия такие же, как и для резидентов ОЭЗ и ТОСЭР. Но есть особенности. Резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.

Снижение региональной ставки для операторов по обращению с ТКО

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 211-ФЗ установил, что субъекты РФ вправе устанавливать для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО, нулевую ставку налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет.

Если регион принимает такое решение, то ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, также устанавливается в размере 0%. Эти положения применяются к налоговой базе, исчисляемой начиная с 1 января 2020 года.

Снижение региональной ставки для предприятий IТ-отрасли

Федеральный закон от 31 июля 2020 № 265-ФЗ установил для предприятий IТ-отрасли пониженную ставку по налогу на прибыль, а именно

  • для зачисления в федеральный бюджет – 3% (в 2022 - 2024 гг. - 0%);

  • в региональные бюджеты – 0%.

Для этого были введены новые пункты - 1.15 и 1.16 – в статью 284 НК РФ.

Обратите внимание: Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ IT-компании полностью освобождены от налога на прибыль на 2022-2024 годы. Условия для освобождения от налога на прибыль сохранены.

Льготные ставки вправе применять две категории организаций:

  • те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты;
  • разработчики (проектировщики) изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

У IT-компаний должна быть аккредитация Минцифры, и они должны быть включены в специальный реестр Минпромторга. 

Право применять пониженную ставку по налогу на прибыль имеют организации, которые работают в IТ-отрасли и в отчетном (налоговом) периоде отвечают одновременно следующим 3 условиям:

  • имеют документ о госаккредитации;
  • доля доходов от IT - не менее 90% совокупного дохода (в доходах не учитываются доходы, полученные в связи с распространением рекламы в Интернете);
  • среднесписочная численность – не менее 7 человек.

На практике это означает, что российская IT-организация, выполняющая условия о доле IT-доходов и среднесписочной численности работников, вправе применять льготные налоговые ставки к прибыли, полученной начиная с того квартала, в котором выдан документ о государственной аккредитации IT-организации.

Если в 2021 году компания не имела документа о государственной аккредитации, то такая организация не вправе применять пониженные налоговые ставки к прибыли, полученной в 2021 году.

Если российская IT-организация получила документ о государственной аккредитации в 2022 году, то она вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль только начиная с того квартала 2022 года, когда он был получен. За периоды 2021 года льготы не применяются (Письмо Минфина от 30 марта 2022 г. № 03-03-06/1/25868).

Если по итогам отчетного (налогового) периода будет нарушено одно из условий, с начала года налог на прибыль придется платить по общей ставке.

Обратите внимание: IT-компаниям запретили единовременно списывать на расходы стоимость электронно-вычислительной техники. Пункт 6 статьи 259 НК РФ, который позволял не амортизировать такие основные средства, отменили с 1 января 2021 года.

Как IT-компании получить госаккредитацию

Порядок получения госаккредитации утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (далее – Порядок) .

Аккредитацию в Минцифры может получить только IT-компания – юрлицо, но независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Для этого нужно оформить заявление в личном кабинете на портале «Госуслуг».

Для подачи заявления необходимо, чтобы фирма осуществляла деятельность с определенными кодами ОКВЭД. Они должны быть заявлены при регистрации компании, или внесены позже.

Виды деятельности должны соответствовать таким кодам ОКВЭД:

62.01 - разработка компьютерного программного обеспечения;

62.02 - деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;

62.02.1 - деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;

62.02.4 - деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;

62.03.13 - деятельность по сопровождению компьютерных систем;

62.09 - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

63.11.1 - деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Коды подтверждаются сведениями из выписки из ЕГРЮЛ, которая поступает в Минцифры в электронной форме по системе межведомственного электронного взаимодействия.

Решения по заявлению выносится в течение одного рабочего дня. Аккредитованная фирма автоматически вносится в электронный реестр аккредитованных ИТ-компаний.

Подтверждением госаккредитации IT-компании является запись в реестре аккредитованных ИТ-компаний со статусом «Действует».

Срок, на который предоставляется госаккредитация, не устанавливается. Но в определенных случаях она может быть аннулирована.

Госаккредитация аннулируется в случаях:

  • добровольного отказа организации от госаккредитации;
  • установления несоответствия деятельности, фактически осуществляемой организацией, деятельности, необходимой для аккредитации;
  • внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности организации.

Как определять доходы

Согласно пункту 4 Порядка, госаккредитацию вправе получить российская организация, которая:

  • разрабатывает и реализует разработанные ею программы для электронных вычислительных машин и базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
  • оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • устанавливает, тестирует и сопровождает программы для электронных вычислительных машин, базы данных.

Не подпадают под льготирование доходы, получаемые при (абз. 4 п. 1.15 ст. 284 НК РФ):

  • предоставлении прав использования программ для ЭВМ в рекламных целях, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (письмо Минфина от 22 февраля 2022 г. № 03-03-06/1/12434);
  • получении доступа к рекламной информации:
  • размещении предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете;
  • ведении поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и заключении сделок.

Доля льготных доходов не менее 90% совокупного дохода фирмы определяется по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 248 НК РФ.

В состав общих доходов при определении доли 90% не включаются (абз. 6 п. 1.15.ст. 284 НК РФ):

  • доходы в виде курсовых разниц, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 НК РФ;
  • субсидии согласно пункту 4.1 статьи 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, которые подпадают под льготу.

Если вид дохода не относится к не учитываемым общим доходам, то эти средства нужно учитывать в составе совокупных доходов для исчисления доли льготируемых доходов. Так, в письме Минфина от 6 мая 2022 г. № 03-03-06/1/41935 сказано, что среди не учитываемых доходов не назван доход в виде процентов, начисляемых банком на неснижаемый остаток денег на счете. Значит, как следует из письма, такой доход нужно учитывать в общих доходах для расчета доли выручки от IТ-деятельности в целях применения льготы по налогу. Такой подход применим и в других ситуациях, когда нужно решить подобный вопрос.

Как определять численность работников

Чтобы использовать льготу, нужно правильно рассчитать численность работников. Для налога на прибыль используется показатель среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников – это показатель, который определяется только по штатным сотрудникам, то есть тех, которые работают у вас по трудовым договорам и входят в списочный состав.

Внешних совместителей не берут в расчет для льготы по прибыли. На это обратил внимание Минфин в письме от 27 сентября 2021 г. № 03-15-06/78062.

Чтобы правильно определить среднесписочную численность персонала, нужно соблюдать положения, установленные Приказом Росстата от 24 ноября 2021 г. № 832.

Снижение региональной ставки при предоставлении прав по лицензионным договорам

Со 2 августа 2021 г. регионы получили право снижать до нуля ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, еще одной группе плательщиков. Льгота установлена для тех, кто предоставляют права использования результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).

Пониженную налоговую ставку можно применять при условии, что:

  • фирма работает на территории региона;
  • исключительные права ей принадлежат и зарегистрированы в установленном порядке;
  • пониженная ставка применяется только в отношении прибыли от предоставления прав, в том числе в рамках экспорта;
  • фирма ведет раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках льготируемой деятельности, и доходов и расходов, полученных от иной деятельности.

Ставка федерального налога остается в размере 3%.

Региональные законы должны определить:

  • виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке;
  • размер этой налоговой ставки в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль,
  • дополнительные условия применения льготной ставки.

Обратите внимание: субъекты МСП приобретают лицензии на российское программное обеспечение со скидкой 50% по специальной программе, информация о которой размещена на сайте Минцифры. Разницу в цене производителям ПО компенсирует Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) согласно постановлению Правительства от 28 июня 2021 г. № 1031. При этом в IT-доходах производителя в целях определения доли 90% учитывается полная стоимость льготного ПО. Компания может получать средства в качестве недополученных доходов как напрямую, так и от организации - прямого получателя бюджетных средств (субсидии) в рамках договора. В обоих случаях такие средства субсидией не являются, а признаются доходом от реализации товаров (работ, услуг) (Письма Минфина от 22 февраля 2022 г. № 03-03-05/12746, ФНС от 1 марта 2022 г. № БС-4-11/2441@).

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль

Фирмы определяют сумму налога на прибыль самостоятельно. Налог рассчитывают так:

Сумма налога = Налогооблагаемая прибыль (налоговая база) х Ставка налога

Налогооблагаемая прибыль – это разница:

  • между доходами, которые облагают налогом на прибыль, полученными за отчетный или налоговый период (например, I квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
  • расходами, которые уменьшают налоговую прибыль, понесенными за отчетный или налоговый период (например, I квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Пример расчета налога на прибыль.

Доходы АО «Актив», облагаемые налогом на прибыль, за отчетный год составили 4 200 000 руб. Расходы, которые уменьшают облагаемую прибыль, за этот же период – 3 000 000 руб.

Налогооблагаемая прибыль равна:

4 200 000 руб. – 3 000 000 руб. = 1 200 000 руб.

Ставка налога на прибыль составляет:

  • в федеральный бюджет – 3%;
  • в региональный бюджет – 17%.

По итогам года фирма должна начислить налог:

  • в федеральный бюджет – 36 000 руб. (1 200 000 руб. × 3%);
  • в региональный бюджет – 204 000 руб. (1 200 000 руб. × 17%).

Общая сумма налога составит:

1 200 000 руб. × 20% = 240 000 руб.

Организации – плательщики торгового сбора получают право уменьшить налог на прибыль (или авансовые платежи) на сумму сбора, фактически уплаченного с начала года до даты уплаты налога (или авансового платежа). Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котором введен торговый сбор – Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (п. 10 ст. 286 НК РФ).

Если торговый сбор был перечислен на основании выставленного налоговиками требования, то ни о каком уменьшении налога на прибыль речи быть не может.

Если в одном из кварталов текущего года (например, в I квартале) фирма получила убыток, а в последующем – прибыль, то налог на прибыль рассчитывают с учетом этого убытка (то есть нарастающим итогом с начала года).

Пример. Определение наллоговой базы нарастающим итогом

Доходы ООО «Пассив» в I квартале составили 4 200 000 руб., а расходы – 5 000 000 руб. Таким образом, в I квартале фирма получила убыток 800 000 руб. (4 200 000 – 5 000 000). Сумма налога на прибыль, причитающаяся к уплате в бюджет, равна нулю.

Доходы фирмы во II квартале составили 2 000 000 руб., а расходы – 1 000 000 руб. По итогам полугодия доходы и расходы фирмы составят:

  • доходы – 6 200 000 руб. (4 200 000 + 2 000 000);
  • расходы – 6 000 000 руб. (5 000 000 + 1 000 000).

Следовательно, по итогам полугодия фирма получила прибыль 200 000 руб. (6 200 000 – 6 000 000) и должна заплатить налог в сумме:

200 000 руб. × 20% = 40 000 руб.

Особенности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на убытки прошлых лет

Убытки прошлых лет фирма также может учесть в налоговой базе при расчете прибыли за текущий год. Это называется переносом убытка на будущее. Особенности установлены статьей 283 Налогового кодекса РФ.

Вот этот порядок:

  • полученный убыток может уменьшать налоговую базу текущего периода не более, чем на 50%;
  • сумма убытка, не учтенная в отчетном году, может быть перенесена на следующие годы с учетом этого ограничения;
  • при получении убытков более чем в одном году их переносят в той очередности, в которой они получены (например, сначала переносят убыток 2018 года, потом 2019, 2020 и т. д.);
  • фирма обязана хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.

Обратите внимание: перенос убытка на будущее – это не что иное, как уменьшение налоговой базы отчетного периода. Для переноса убытков на будущее сначала рассчитайте налоговую базу, а затем определяйте, на какую сумму из убытков прошлых лет ее можно уменьшить. То есть уменьшайте не доходы, а именно базу. Об этом предупредил Минфин в письме от 28 июня 2021 г. № 03-03-06/1/50650.

Подробнее о переносе убытка смотрите раздел «Расходы фирмы» → подраздел «Внереализационные расходы» → ситуацию «Убытки» → пункт «Убытки прошлых лет. Перенос убытков».

Инвестиционный налоговый вычет

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль – это новшество в законодательстве, которое вступило в силу с 1 января 2018 года и будет действовать по 31 декабря 2027 года включительно (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ).

Инвестиционный налоговый вычет представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств, затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств а также расходов на НИОКР, на которую можно уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате.

Этот вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог, который перечисляется как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.

Право на использование инвестиционных вычетов по налогу на прибыль устанавливают субъекты РФ.

Льгота применяется организацией или ее обособленными подразделениями в зависимости от того, где используется ОС. Это значит, что если компания имеет обособленные подразделения в разных субъектах и распределяет прибыль между ними, налог на прибыль можно уменьшить только в части, предназначенной для уплаты в бюджет субъекта РФ по местонахождению ОС.

Если же несколько подразделений расположены в одном регионе, дробить налог между ними не обязательно. Через какой из филиалов расплачиваться с бюджетом, Налоговый кодекс разрешает выбирать самостоятельно. То есть и инвествычет распределять не нужно – по региону можно посчитать совокупные показатели. На это указал Минфин России в письме от 2 октября 2018 г. № 03-03-06/1/70711.

Когда применяется инвестиционный вычет

Принятое в текущем году решение об использовании вычета применяется с 1 января следующего года. Если компания приняла решение использовать вычет или отказаться от него, изменить свое решение она сможет не ранее, чем через 3 года.

Чтобы применять инвестиционный вычета по налогу на прибыль, нужно, чтобы выполнялись условия:

  • в регионе, где расположена компания или ее обособленное подразделение принят закон, устанавливающий инвестиционный налоговый вычет (п. 6 ст. 286.1 НК РФ);
  • компания ввела в эксплуатацию объекты основных средств;
  • для уже введенных в эксплуатацию объектов, по которым фирма решила применить вычет, была изменена их стоимость в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;
  • вышеперечисленные объекты относятся к III-X амортизационным группам;
  • 100% расходов направлено на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и не более 80% суммы расходов - на создание объектов социальной инфраструктуры. Их создание должно быть предусмотрено договором о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья. Эти активы должны быть переданы в публичную собственность в период и по месту применения вычета;
  • вышеперечисленные объекты учтены на балансе самой компании или ее обособленного подразделения, расположенных в субъекте РФ, где принят закон об инвестиционном вычете (п. 4,5 ст. 286.1 НК РФ);
  • в налоговой учетной политике компании закреплено решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

Неиспользованный остаток инвестиционного вычета можно переносить на следующие годы. Также при применении инвестиционного вычета на следующие годы можно переносить расходы, уменьшающие налог на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Условие для этого следующее: в том же году организация должна фактически применять право его переноса.

С 2021 года регионы получили право вводить инвестиционный вычет по расходам на НИОКР (пп. 2, 3, 5 ст. 286.1 НК РФ). Условия стандартные:

  • сумма вычета — не более 90% суммы расходов на НИОКР. На них уменьшается региональная часть налога на прибыль;
  • на оставшиеся 10% можно уменьшить часть налога, зачисляемую в федеральный бюджет;
  • уменьшение налога на прибыль возможно в периоде, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ) либо подписан акт их сдачи-приемки;
  • неиспользованный остаток вычета переносится на следующие годы в общем порядке, как и уменьшение федеральной части налога на прибыль.

Если организация решила использовать инвестиционный вычет по объектам ОС, списать на расходы амортизацию по ним будет нельзя. Нематериальные активы, полученные в результате НИОКР, по которым применен инвествычет, тоже нельзя амортизировать (подп. 13 п. 2 ст. 256 НК РФ).

С 2020 года Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ дал налогоплательщикам право выбора: по одним объектам ОС в общем порядке начислять амортизацию, а по другим – применять инвестиционный вычет (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

И если фирма решила прибегнуть к вычету по некоторым ОС, тогда другие объекты она будет амортизировать в общем порядке. Это нужно отразить в учетной политике.

Если же у фирмы есть обособленные подразделения, то такое решение она принимает:

  • отдельно по каждому субъекту РФ, где расположены ОП;
  • ко всем или к определенным обособкам, находящимся на территории соответствующего региона.

Если по объекту уже завершено применение инвестиционного вычета, то последующие капвложения в его модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение или достройку и дооборудование можно амортизировать в общем порядке. То есть через амортизацию и в составе «амортизационной премии» (п. 7 ст. 286.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ).

А с 2021 года доходы от продажи основного средства, к части стоимости которого применялся инвестиционный налоговый вычет, разрешено уменьшать на остаточную стоимость ОС. Она определяется как соответствующая часть первоначальной стоимости, к которой инвестиционный вычет не был применен ранее (подп. 5 п. 1 ст. 268 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ).

Вот как выглядит эта ситуация: компания заявила инвестиционный вычет, потом лишилась на него права (это может быть и по причине отмены регионального закона), а затем реконструировала объект или провела другие капитальные улучшения, а уже после всего этого было принято решение объект продать. При продаже такого объекта компания вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость капвложений. Остаточной стоимостью ОС будет часть первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов по модернизации или реконструкции, если компания провела их и включила в первоначальную стоимость объекта после того, как лишилась права на инвествычет (в составе вычета их не использовала).

Если объект ОС, по которому компания применила инвестиционный налоговый вычет, выбывает (например, продается), а срок его полезного использования еще не истек, фирме придется рассчитать сэкономленный из-за использования вычета налог и уплатить его вместе с пенями (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). Пени начисляются со дня, установленного для уплаты налога. Но на первоначальную стоимость выбывшего объекта ОС в этом случае разрешено уменьшить доходы от его реализации (подп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Как выбытие расценивают и перемещение актива между структурными подразделениями юрлица, расположенными в разных субъектах РФ. То есть восстановить налог и заплатить пени придется и в том случае, если ОС передали из одного обособленного подразделения в другое.

Обратите внимание: статья 286.1 действует только до 31 декабря 2027 года. С 1 января 2028 года при «досрочной» продаже ОС, по которым фирма использовала инвестиционный вычет, не должен восстанавливаться. Но и доход от реализации такого объекта ОС на первоначальную стоимость не уменьшается (письмо Минфина от 19 августа 2021 г. № 03-03-06/1/66876).

Кто не может применять инвестиционный налоговый вычет

Воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом не могут (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):

  • участники региональных инвестиционных проектов;
  • резиденты особых экономических зон;
  • участники свободной экономической зоны;
  • организации, добывающие углеводородное сырье на новом морском месторождении;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток;
  • организации – участники проекта «Сколково»;
  • иностранные организации - налоговые резиденты РФ.

Общий порядок применения инвестиционного вычета

Общий порядок применения инвестиционного налогового вычета установлен статьей 286.1 НК РФ.

На инвестиционный налоговый вычет уменьшается налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет.

Применять вычет нужно только к обеим частям налога на прибыль.

Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 90% трат текущего периода, указанных в абзаце 2 пункта 1 статьи 257 НК РФ (расходов на приобретение ОС), и не больше 90 процентов трат на цели, определенные пунктом 2 статьи 257 НК РФ (расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС).

Траты на модернизацию имущества, полученного по концессионному соглашению, приведены в абзаце 10 пункта 1 статьи 257 НК РФ. То есть инвествычет по расходам на ОС, принятое по указанному соглашению, получить нельзя. На это указал Минфин в письме от 31 июля 2020 г. № 03-03-06/1/67398.

При уменьшении на инвестиционный вычет регионального налога минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет, составляет 5% от налоговой базы по налогу на прибыль.

Величина налога, на которую можно уменьшить федеральный налог, составляет 10% от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС. Минимальный налог, который должен быть уплачен в федеральный бюджет, не установлен. То есть в результате применения инвестиционного налогового вычета федеральный налог может быть уменьшен до нуля.

Закон субъекта РФ, вводящего на своей территории инвестиционный налоговый вычет, может предусматривать (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • иной размер налогового вычета, но не более 90%;
  • конкретные категории налогоплательщиков, которым вычет положен или не разрешается;
  • определенные категории объектов ОС, по которым вычет предоставляется или не положен;
  • запрет на перенос не использованного в отчетном (налоговом) периоде инвестиционного вычета на следующие периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).

Если вы решите продать основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет, до истечения срока его полезного использования, то вам придется восстановить налог на прибыль, перечислить его в бюджет и заплатить пени за весь период с момента применения вычета (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). Но при этом появится возможность уменьшить доходы от реализации на сумму первоначальной стоимости этого объекта (подп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).




Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.