.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Расходы, которые уменьшают прибыль

Последний раз обновлено:

В состав этих расходов включают:

  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ или услуг;
  • внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, в свою очередь делят:

  • на материальные затраты;
  • на затраты на оплату труда;
  • на суммы начисленной амортизации;
  • на прочие.

Обратите внимание: в некоторых случаях в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с производством и реализацией, формируют по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухучета считаются связанными с производством и реализацией, а по правилам налогового учета – нет.

Кроме того, они подразделяются на прямые и косвенные. Так, затраты на оплату труда или суммы амортизации могут относиться как к прямым, так и к косвенным расходам. Разница между ними очень большая. Прямые расходы распределяют:

  • в производстве – между незавершенным производством и готовой продукцией. Облагаемую прибыль уменьшают только те из них, которые относятся к готовой продукции, проданной покупателям;
  • в торговле – между проданными и непроданными товарами. Облагаемую прибыль уменьшают прямые расходы, которые относятся к проданным товарам.

Косвенные расходы списывают в уменьшение облагаемой прибыли полностью.

Обоснование расходов

Расходы по производству и реализации даны в Налоговом кодексе. Однако их перечень не является закрытым и исчерпывающим. Уменьшать прибыль фирмы могут и те расходы, которых в нем нет. Главное, чтобы затраты были документально подтверждены и экономически обоснованны (то есть связаны с получением дохода).

Налоговый кодекс перечни подтверждающих расходы документов не устанавливает, требуя, однако, чтобы расходы были обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в законе о бухучете сказано, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичными учетными документами (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Документальное подтверждение

На тот или иной вид расходов фирмы должны быть документы, которые их подтверждают. Если в затраты включена стоимость материалов – это накладные на оприходование, договор купли-продажи (если он был заключен в письменной форме), счета-фактуры. Если в расходы включены те или иные услуги производственно го характера – это договор и акт их сдачи-приемки. По командировочным расходам это проездные документы, приказ о направлении в командировку и т. д.

Не стоит искать перечни подтверждающих налоговые расходы документов в Налоговом кодексе. Их следует искать в нормативных актах, регулирующих договорную базу и специфику той или иной отрасли.

Например, для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции нужны документы, подтверждающие фактическое оказание услуг (письмо Минфина России от 21 сентября 2015 г.). Обратимся к Гражданскому кодексу, который регулирует порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, которые нужно оформлять в установленном порядке в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554;
  • приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Факт заключения договора перевозки груза подтверждает транспортная накладная, составленная строго по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. № 03-03-06/1/61110). Товарная накладная по форме ТОРГ-12 для этого не подходит. Она не свидетельствует о доставке товара, а только о его сдаче-приемке (письмо Минфина России от 21 декабря 2017 г. № 03-03-06/1/85703).

Если в транспортной накладной нет итоговой стоимости перевозки, в дополнение к ней следует составить первичный документ, в котором она определена. Таким документом может быть УПД (письмо ФНС России от 10 августа 2018 г. № АС-4-15/15570@).

Если же транспортной накладной у вас нет, списать расходы на перевозку не выйдет.

Таким образом, только если необходимые документы будут в наличии и оформлены по всем правилам, расходы по соответствующему договору можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли.

УПД

Подтвердить расходы можно и с помощью универсального передаточного документа (УПД). Его форма и правила заполнения предложены ФНС России в письме от 21 октября 2013 года № ММВ-20-3/96@. УПД содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные для счетов-фактур и первичных документов (письмо ФНС от 5 марта 2014 г. № ГД-4-3/3987).

Требования к первичным документам

Статьей 313 Налогового кодекса определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы. Они должны быть оформлены в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ дает возможность самостоятельно разрабатывать бланки первичных документов.

Возможны следующие варианты установления форм первичных документов:

  • использование унифицированных форм первичных документов;
  • использование самостоятельно разработанных форм первичных документов (полностью самостоятельно разработанных, либо созданных путем внесения изменений в унифицированные формы);
  • возможно также сочетание самостоятельно разработанных форм и унифицированных форм.

В любом случае форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование документа (формы);
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и (или) денежном выражении с указанием единиц измерения);
  • наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и ее оформления и их личные подписи. Кроме подписей этих лиц, необходимо указывать их фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, которые помогут их идентифицировать.

Закон устанавливает лишь список обязательных реквизитов, но не содержит конкурентные документы, которые должны использовать фирмы в своей работе.

Минфин России в письме от 10 сентября 2018 г. № 03-03-07/64487 указал, что если законодательство требует оформлять конкретные операции обязательными документами, их необходимо применять.

Напомним, что нельзя самостоятельно разрабатывать и утверждать формы следующих первичных документов:

  • кассовые документы;
  • платежное поручение и другие расчетные банковские документы;
  • унифицированные формы по расчетам с применением кассового аппарата;
  • транспортная накладная;
  • расчетно-платежная ведомость и платежная ведомости.

Такие первичные документы могут быть только унифицированными.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. По мнению Минфина из этого следует, что если в документе, имеющем финансовые последствия, проставлена факсимильная, электронная копия, либо иным образом воспроизведена подпись руководителя, то он не является оправдательным для целей учета по налогу на прибыль. То есть учесть расходы можно только по тем документам, на которых есть собственноручная подпись руководителя (Письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-03-06/20808).

«Заграничные» расходы могут быть оформлены по обычаям делового оборота, применяемого в иностранном государстве, на территории которого они были понесены. Также для загранрасходов разрешено использовать документы, которые косвенно их подтверждают (например, таможенные декларации). Дело в том, что при расчетах с зарубежным партнером у российской организации не всегда есть возможность оформить документы в соответствии с отечественным законодательством. В этой ситуации следует учитывать специфику документооборота иностранного государства.

Если документов нет

Бывает, что первичные документы по каким-то причинам отсутствуют. Например, они потерялись при переезде фирмы или в результате чрезвычайной ситуации (пожара, ограбления и т. п.). Чем это грозит фирме? При очередной проверке налоговики обязательно обратят внимание на данный факт и оштрафуют фирму. Отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Налоговая ответственность за грубое нарушение

Статьей 120 Налогового кодекса установлено, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то штраф составит 10 000 рублей.

Если они совершены в течение более одного налогового периода, штраф будет 30 000 рублей.

Если нарушение повлекло занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 рублей.

Административная ответственность за грубое нарушение

Правила ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности и хранения учетных документов закреплены в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) и в других нормативных актах.

Нарушение этих правил влечет также административную ответственность, но не во всех случаях, а только если правонарушение считается грубым.

За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, представления отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов руководителя или главного бухгалтера фирмы могут оштрафовать по статье 15.11 КоАП РФ.

Статьей 15.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 года № 77-ФЗ) установлены виды ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского учета и отчетности и размеры санкций для должностных лиц.

Наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 тысяч до 10 000 рублей предусмотрено за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Повторное совершение ими данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере в двойном размере от 10 000 рублей до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Чтобы избежать наказания, должностному лицу необходимо:

  • исправить ошибку, включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности, до ее утверждения;
  • сдать уточненную налоговую декларацию (расчет) по правилам статьи 81 Налогового кодекса, а также доплатить налог (сбор) и уплатить пени.

В таком случае по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении судья вынесет постановление о прекращении производства по делу (ст. 23.1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

При этом штраф может наложить только судья. Когда производство по делу проводят в форме административного расследования, дело рассматривает районный суд, а во всех остальных случаях – мировой судья (ст. 23.1 КоАП РФ).

Освобождение от штрафа

Должностное лицо освобождается от взимания штрафа при выполнении одного из следующих условий:

  • если уточненная декларация с увеличенной суммой налога к уплате представлена после срока подачи отчетности, но до истечения срока перечисления налога и до момента, когда организация узнала об обнаружении инспекцией соответствующей ошибки либо о назначении выездной проверки;
  • если до утверждения бухгалтерской отчетности ошибка исправлена в установленном порядке, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Чтобы избежать штрафов, составьте акт, в котором перечислите недостающие документы и укажите причину их отсутствия. Этот акт должен быть утвержден руководителем фирмы.

Если документы пропали по причине пожара, кражи или другой чрезвычайной ситуации, вам также понадобится справка, подтверждающая, что такая ситуация действительно была. Так, если случился пожар, необходима справка из пожарной части, если затопление – справка от организации, которая эксплуатирует здание, если документы украли – справка из полиции. Однако упомянутый акт и справки не освобождают вас от обязанности восстановить недостающие документы.

Сколько лет хранить документы

Одной из обязанностей фирм и индивидуальных предпринимателей является хранение в течение четырех лет:

  • данных бухгалтерского и налогового учета;
  • других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Основание – подпункт 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса.

Этот четырехгодичный срок следует отсчитывать не с даты составления соответствующего документа, а по окончании отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов (письмо Минфина России от 19 июля 2017 г. № 03-07-11/45829).

Кроме того, в течение сроков, которые установлены в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года, экономический субъект должен хранить:

  • первичные учетные документы;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Причем экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Это указано в частях 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Предоставление документов

Налоговая служба вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, которые:

  • служат основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Упомянутые документы налоговые инспекции могут истребовать, в частности, в случаях проведения в отношении этого налогоплательщика:

  • повторной выездной налоговой проверки (ст. 89 кодекса);
  • иных мероприятий налогового контроля. В том числе при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, и информации относительно конкретной сделки (ст. 93.1 кодекса).

Причем налоговая служба не вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, ранее представленные в ИФНС при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (п. 5 ст. 93 НК РФ). Однако указанное ограничение не распространяется на случаи, когда:

  • документы представлялись в налоговую инспекцию в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в ИФНС, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, установленную статьей 126 Налогового кодекса.

Так, согласно пункту 1 этой статьи кодекса, налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) подвергается штрафу в размере 200 рублей за каждый предусмотренный Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах документ, который должен быть представлен в установленный срок в ИФНС. Условие - такое деяние не должно содержать признаков налоговых правонарушений, предусмотренных:

  • статьей 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)» кодекса;
  • статьей 129.4 «Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках» кодекса.

Фирма может быть привлечена к штрафу в размере 10 000 рублей:

  • за непредставление налоговой инспекции сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа;
  • за иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Условие - такое деяние не должно содержать признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 «Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган» кодекса (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, факт проведения выездной налоговой проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности восстановить первичные документы в случае их утраты. Иными словами, фирма должна восстановить «первичку», утраченную в результате затопления (пожара, кражи и т.п.), даже если она ранее уже была проверена ИФНС в рамках выездной налоговой проверки (см. письма Минфина России от 7 июня 2013 г. № 03-02-07/1/21191, от 11 августа 2011 г. № 03-02-07/1-288).

Электронный документ

Подтверждающий расходы документ может быть оформлен в электронном виде и заверен цифровой подписью. Но только в случае, если закон или другой нормативный акт не требует обязательной бумажной формы документа (письма Минфина России от 23 января 2013 г. № 03-03-06/1/24, от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/1/521, от 14 июня 2011 г. № 03-02-07/1-190).

Когда электронный документ приравнивается к документу на бумаге

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ) установлены основания, когда электронный документ приравнивается к документу на бумаге.

Как правило, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Исключением из этого являются случаи, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в определенных случаях. Они установлены:

  • федеральными законами;
  • принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  • или соглашением между участниками электронного взаимодействия (п. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Допустим, одним из требований к документу является наличие в нем печати. Тогда электронный документ признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью, если он:

  • подписан усиленной электронной подписью;
  • признан равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При этом каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов (п. 4 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Также электронные подписи стало возможным использовать не только при совершении гражданско-правовых сделок, но и при оказании государственных и муниципальных услуг, а также при совершении иных юридически значимых действий.

Электронная подпись

В статье 5 Закона № 63-ФЗ установлены следующие типы электронных подписей: простая и усиленная. Причем усиленная электронная подпись может быть квалифицированной и неквалифицированной.

Простой электронной подписью является такая подпись, которая при помощи использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт ее формирования определенным лицом. Она должна находиться в самом электронном документе. А ее ключ следует применять в соответствии с правилами, установленными в информационной системе, в которой осуществляется электронный документооборот (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 9 Закона № 63-ФЗ).

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись должна:

  • получаться в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
  • позволять определить лицо, подписавшее электронный документ;
  • давать возможность обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания;
  • создаваться с использованием средств электронной подписи.

Чтобы использовать неквалифицированную электронную подпись, необходим сертификат ключа ее проверки. Однако если соответствие электронной подписи перечисленным признакам может быть обеспечено без использования этого сертификата, то его можно не создавать (п. 5 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

Квалифицированная электронная подпись

Для квалифицированной электронной подписи характерны признаки неквалифицированной. Вместе с тем в отношении нее должны соблюдаться два дополнительных требования, которые указаны в статье 12 Закона № 63-ФЗ, а именно:

  • необходимо иметь в наличии квалифицированный сертификат, в котором указан ключ проверки такой электронной подписи;
  • для ее создания и проверки используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, которые установлены в Законе № 63-ФЗ.

Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами иностранного права или международными соглашениями, на территории России признаются как электронные подписи того вида, под признаки которых они подпадают (ст. 7 Закона № 63-ФЗ).

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ. То есть до 1 июля 2013 года. Основание – пункт 2 статьи 19 Закона № 63-ФЗ.

Значит, электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью после даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ, не может считаться подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронная подпись не может быть признана электронной цифровой подписью, а является усиленной квалифицированной, если:

  • для ее создания и проверки используются средства, получившие подтверждение требованиям Закона № 63-ФЗ;
  • сертификат ключа ее проверки выдан аккредитованным удостоверяющим центром.

Об этом сообщается в письме Минкомсвязи России от 16 мая 2013 года № П8-1-01-5728.

Экономическая оправданность расходов

Что такое «экономически оправданные» расходы, в Налоговом кодексе не говорится.

ФНС попыталась дать формулировку этих расходов. По мнению налоговой службы, «под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота».

Ясности такое определение не внесло. Поэтому налоговики трактуют этот термин всегда в свою пользу. Любые расходы, которые по тем или иным причинам «не понравятся» налоговикам, они будут считать экономически не оправданными. Например, инспекторы считают «экономически не оправданными» расходы по набору персонала (если фирма не взяла на работу сотрудников), расходы, которые возникли в результате перерасхода электроэнергии или превышения норм потребления воды и т. д.

Однако и фирмы могут использовать законодательную «брешь» в своих интересах.

Так, экономически оправданными затратами можно считать прежде всего те, без которых невозможно выполнение того или иного договора. По гражданскому законодательству при заключении договора стороны должны определить его существенные условия.

Как сказано в статье 432 Гражданского кодекса, существенными являются:

  • условия о предмете договора (например, выполнение какой-либо работы, купля-продажа имущества или сдача его в аренду и т. д.);
  • условия, которые поименованы в законе как необходимые для договора того или иного вида (например, перечень существенных условий договора страхования приведен в ст. 942 ГК РФ, доверительного управления имуществом – в ст. 1016 ГК РФ и т. д.);
  • другие условия, которые стороны договора считают для себя существенными.

Таким образом, если ваша фирма договорилась оплатить те или иные расходы и это условие является по договору существенным, то они считаются экономически оправданными. Следовательно, данные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль независимо от того, нравятся они инспектору или нет.

Главное – должно соблюдаться любое из двух условий: либо договор, который заключила фирма, связан с получением выручки, либо расходы по договору, в рамках которого оплачиваются те или иные затраты, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Пример

ЗАО «Актив» ремонтирует помещение производственного офиса по договору со строительной фирмой ООО «Пассив». Существенным условием договора подряда на ремонт офиса является обеспечение «Активом» строительных рабочих трехразовым питанием. В этой ситуации «Актив» может списать расходы на питание рабочих в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Если налоговики с этим не согласятся, фирме следует указать, что расходы на ремонт офиса уменьшают облагаемую прибыль (ст. 260 НК РФ). При этом обеспечение рабочих питанием – существенное условие договора подряда. Без оплаты таких расходов фирма не сможет офис отремонтировать. Следовательно, данные расходы являются для нее экономически оправданными.

Существенными могут быть и другие условия, которые указаны в договоре.

Методы учета расходов

Налоговые расходы фирма должна учитывать тем же методом, что и доходы.

О том, как применять каждый из этих методов, смотрите раздел «Доходы фирмы» → подраздел «Доходы, облагаемые налогом на прибыль» → ситуацию «Выручка от реализации товаров (работ, услуг)» → пункт «Методы отражения выручки».

Таких методов два:

  • кассовый метод – доход отражают после оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных (услуг). Кассовый метод применяется как в отношении раходов, связанных с производством и реализацией, так и внереализационных расходов;
  • метод начисления – доход отражают после перехода права собственности на товары (результаты работ или услуг) от продавца к покупателю (заказчику). Расходы, связанные с производством и реализацией, отражаются тогда, когда они фактически понесены, а внереализационные – по особым правилам, установленным в статье 272 НК РФ.

Для подтверждения затрат можно использовать первичные учетные документы, которые составлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде, подписанные электронной подписью и переданные контрагенту (полученные от контрагента) через оператора электронного документооборота.

Расходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Расходы при методе начисления учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от даты фактической оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). То есть для целей налогообложения прибыли расходы учитываются в том периоде, к которому относятся в соответствии с условиями договора.

Особого порядка для учета расходов в случае, когда первичные учетные документы составляются в электронной форме, Налоговый кодекс не устанавливает. Порядок признания расходов в целях расчета налога на прибыль при методе начисления на основании электронного документа такой же, как и при оформлении документа на бумаге. То есть датой признания расходов должна признаваться дата составления электронного документа, подтверждающего затраты.

Например, организация подписывает с заказчиками акты сдачи-приемки выполненных работ в системе для обмена юридически значимыми документами. Дата передачи работ в актах соответствует дате составления актов. По условиям договора заказчик может принимать работы в течение нескольких дней с момента получения акта и только после этого подписывать акт электронной подписью. Возникает ситуация, когда дата составления акта относится к одному отчетному (налоговому) периоду, а дата фактического подписания документа заказчиком — к следующему периоду. Минфин России разъяснил, что датой признания расходов в подобных случаях должна признаваться дата составления электронного документа (письмо Минфина России от 13 февраля 2017 года № 03-03-06/1/7663).

Расходы при кассовом методе признаются в момент их оплаты или прекращения обязательств иным способом.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Сейчас всех бухгалтеров ждут новогодние скидки и подарки!