.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Налоговый учет в фирмах, выполняющих работы (оказывающих услуги)

Последний раз обновлено:

Учет прямых и косвенных расходов и порядок распределения прямых расходов у таких фирм, так же как и у производственных предприятий, регулируют статьи 318 и 319 Налогового кодекса. Поэтому многое, что сказано о производственных фирмах, применимо и к организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги).

Оказание услуг

Главное же отличие заключается в том, что фирмы, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов (п. 2 ст. 318 НК РФ). У фирм, которые выполняют работы, такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость «незавершенки» на конец каждого месяца или квартала.

Обратите внимание: поступать так или распределять прямые расходы наравне с организациями, занимающимися производством (выполняющими работы), – решать самим фирмам, которые оказывают услуги. Уменьшать облагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов – это право, а не обязанность таких компаний.

Безусловно, у многих может возникнуть вопрос: если фирмам, оказывающим услуги, можно все свои расходы списывать сразу, нужно ли их вообще делить на прямые и косвенные? Да, делать это нужно. Ведь если, к примеру, у такой организации в каком-либо периоде не будет доходов от реализации, то списать в этом периоде она сможет лишь сумму своих косвенных расходов. Поэтому учет прямых расходов все равно необходим фирмам, оказывающим услуги. Состав таких расходов нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения.

Какие «услуги» инспекция признает работами

Кроме того, деление расходов на прямые и косвенные поможет избежать негативных налоговых последствий, если вдруг налоговая инспекция признает ваши услуги работами.

Для целей налогообложения услуга — это деятельность, результат которой не имеет материального выражения. Услуга оказывается и потребляется одновременно. Если же создается нечто материальное, то это уже не услуга, а работа.

И неважно, как вы описываете предмет договора. Налоговики умеют четко отделять работы от услуг.

Вот самые распространенные случаи «услуг», которые налоговики признают работами. И неважно, как они называются в договоре:

  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструторских и технологических работ. Они являются работами как с налоговой точки зрения – у них есть материальный результат в виде проектной документации, так и с точки зрения ГК (он относит проектные и изыскательские работы к работам по договору подряда);
  • вся деятельность, связанная с ремонтом бытовой техники, обуви, часов, автомобилей, тракторов и т.д.

Услугами нельзя считать деятельность, которая имеет какое-либо вещественное подтверждение. Исключение - консультационные и аудиторские услуги. Такие услуги по ГК названы именно услугами, к которым применяются правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

К каким услугам у налоговой нет претензий

А какие же услуги безусловно признает услугами налоговая служба? Перечислим:

  • сдача помещений или иного имущества в аренду;
  • предоставление за плату объектов интеллектуальной собственности;
  • услуги телефонной связи;
  • услуги автостоянок;
  • туристические и гостиничные услуги;
  • услуги по организации праздников;
  • транспортные услуги;
  • образовательные и медицинские услуги и др.

Запомните: если вы предполагаете, что вашу деятельность могут признать не услугой, а работой, лучше откажитесь от единовременного списания прямых расходов. Распределяйте их на остатки не сданных заказчикам услуг. Иначе это сделает инспекция и в результате начислит недоимку, пени и штраф в размере 20% от неуплаченного налога.

Выполнение работ

Теперь поговорим о фирмах, выполняющих работы. В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они включают только прямые расходы, которые относятся к выполненным работам.

Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть работам, которые начаты, но не выполнены), налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Фирмы самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на «незавершенку» и на выполненные работы. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике фирмы. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Для расчета стоимости «незавершенки» используют тот или иной экономически обоснованный показатель. Фирмы, занимающиеся выполнением работ, стоимость «незавершенки» на конец месяца обычно определяют на основании данных о договорной стоимости работ.

В этом случае для расчета следует использовать специальный коэффициент. Его можно рассчитать так:

Коэффициент = Договорная стоимость начатых работ, не завершенных на конец месяца : Договорная стоимость всех работ, которые проводились в течение месяца

Обратите внимание: для расчета коэффициента можно использовать не договорную стоимость работ, а какой-либо другой показатель (например, сметную стоимость заказов). Выбранный показатель указывают в налоговой учетной политике.

Стоимость «незавершенки» рассчитывают так:

Стоимость «незавершенки» на начало месяца + Сумма прямых расходов за месяц х Коэффициент = Стоимость «незавершенки» на конец месяца

Сумму прямых расходов, которая уменьшает прибыль, рассчитывают так:

Сумма прямых расходов за месяц + Стоимость «незавершенки» на начало месяца - Стоимость «незавершенки» на конец месяца = Сумма прямых расходов, которая должна быть списана
Пример. Как определить сумму прямых расходов по выполненным работам

ООО «Пассив» выполняет монтажные работы.

На конец прошлого года не были выполнены работы по одному договору (заказчик не подписал акт выполненных работ). По данным налогового учета, стоимость «незавершенки» на 1 января отчетного года составила 150 000 руб.

В январе отчетного года было заключено 12 договоров.

Работы начали выполнять только по 9 из них.

Стоимость работ по всем договорам, которые выполняли в январе (в том числе по договору, заключенному в прошлом году), – 1 300 000 руб. (без НДС).

В январе были выполнены монтажные работы по 7 договорам. Работы по 3 договорам на конец января реализованы не были. Стоимость работ по договорам, не завершенным на конец января, – 600 000 руб. (без НДС).

Сумма прямых расходов за январь – 800 000 руб.

Коэффициент составит:

600 000 руб. : 1 300 000 руб. = 0,4615.

Стоимость «незавершенки» на конец января будет равна:

(150 000 руб. + 800 000 руб.) × 0,4615 = 438 425 руб.

Сумма прямых расходов, которая уменьшает прибыль, составит:

800 000 руб. + 150 000 руб. − 438 425 руб. = 511 575 руб.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.