.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Налоговый учет в фирмах, выполняющих работы (оказывающих услуги)

Последний раз обновлено:

Учет прямых и косвенных расходов и порядок распределения прямых расходов у таких фирм, так же как и у производственных предприятий, регулируют статьи 318 и 319 Налогового кодекса. Поэтому многое, что сказано о производственных фирмах, применимо и к организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги).

Главное же отличие заключается в том, что фирмы, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет (п. 2 ст. 318 НК РФ). У фирм, которые выполняют работы, такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость «незавершенки» на конец каждого месяца или квартала.

Обратите внимание: поступать так или распределять прямые расходы наравне с организациями, занимающимися производством (выполняющими работы), – решать самим фирмам, которые оказывают услуги. Уменьшать облагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов – это право, а не обязанность таких компаний.

Безусловно, у многих может возникнуть вопрос: если фирмам, оказывающим услуги, можно все свои расходы списывать сразу, нужно ли их вообще делить на прямые и косвенные? Да, делать это нужно. Ведь если, к примеру, у такой организации в каком-либо периоде не будет доходов от реализации, то списать в этом периоде она сможет лишь сумму своих косвенных расходов. Поэтому учет прямых расходов все равно необходим фирмам, оказывающим услуги. Состав таких расходов нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения.

Теперь поговорим о фирмах, выполняющих работы. В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они включают только прямые расходы, которые относятся к выполненным работам.

Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть работам, которые начаты, но не выполнены), налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Фирмы самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на «незавершенку» и на выполненные работы. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике фирмы. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Для расчета стоимости «незавершенки» используют тот или иной экономически обоснованный показатель. Фирмы, занимающиеся выполнением работ, стоимость «незавершенки» на конец месяца обычно определяют на основании данных о договорной стоимости работ.

В этом случае для расчета следует использовать специальный коэффициент. Его можно рассчитать так:

Коэффициент = Договорная стоимость начатых работ, не завершенных на конец месяца : Договорная стоимость всех работ, которые проводились в течение месяца

Обратите внимание: для расчета коэффициента можно использовать не договорную стоимость работ, а какой-либо другой показатель (например, сметную стоимость заказов). Выбранный показатель указывают в налоговой учетной политике.

Стоимость «незавершенки» рассчитывают так:

Стоимость «незавершенки» на начало месяца + Сумма прямых расходов за месяц х Коэффициент = Стоимость «незавершенки» на конец месяца

Сумму прямых расходов, которая уменьшает прибыль, рассчитывают так:

Сумма прямых расходов за месяц + Стоимость «незавершенки» на начало месяца - Стоимость «незавершенки» на конец месяца = Сумма прямых расходов, которая должна быть списана
Пример

ООО «Пассив» выполняет монтажные работы.

На конец прошлого года не были выполнены работы по одному договору (заказчик не подписал акт выполненных работ). По данным налогового учета, стоимость «незавершенки» на 1 января отчетного года составила 150 000 руб.

В январе отчетного года было заключено 12 договоров.

Работы начали выполнять только по 9 из них.

Стоимость работ по всем договорам, которые выполняли в январе (в том числе по договору, заключенному в прошлом году), – 1 300 000 руб. (без НДС).

В январе были выполнены монтажные работы по 7 договорам. Работы по 3 договорам на конец января реализованы не были. Стоимость работ по договорам, не завершенным на конец января, – 600 000 руб. (без НДС).

Сумма прямых расходов за январь – 800 000 руб.

Коэффициент составит:

600 000 руб. : 1 300 000 руб. = 0,4615.

Стоимость «незавершенки» на конец января будет равна:

(150 000 руб. + 800 000 руб.) × 0,4615 = 438 425 руб.

Сумма прямых расходов, которая уменьшает прибыль, составит:

800 000 руб. + 150 000 руб. − 438 425 руб. = 511 575 руб.

В рекомендациях налоговой службы нет сводных регистров по учету прямых расходов, которые относят к выполненным работам и включают в затраты отчетного периода. Поэтому мы советуем разработать соответствующие регистры самостоятельно. Далее мы приведем их рекомендуемую форму.

Эти регистры оформляют на основании первичных документов, связанных с формированием прямых расходов, и регистров налогового учета, в которых есть необходимая информация (регистра-расчета стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде, регистра учета расходов по оплате труда и т. д.).

Как оформить и заполнить регистр фирмам, занимающимся выполнением работ, покажет пример.

Пример

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Регистр по учету прямых расходов, которые должны быть списаны в январе, будет заполнен так:



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
Ваш подарок при покупке бератора - доступ к порталу для сдачи
годовой отчетности Бухгод.ру